Рассказчик убежден, что только музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя.

К. Паустовский «Старый повар»

Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни.

В. Короленко «Слепой музыкант»

Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом.

А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»

Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия, изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих.

Л.Н.Толстой «Альберт»

Главный герой рассказа - гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег.

Роли художественной литературы в становлении личности

М. Горький «Мои университеты»

Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком…

Роли чтения в жизни человека

Р. Брэдбери ««451 по Фаренгейту».

Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу.

Р. Брэдбери «Воспоминания»

«Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки... Я получил образование в библиотеке, не в колледже».

Нравственной ценности художественной литературы



Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»

В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг - ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры.

Ю. Бондарев «Редкий дар»

В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости.

В. Шукшин

«Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит.»

Роли живописи в жизни человека

Б. Екимов «Музыка старого дома»

Этюды Шишкина, Серова в Русском музее помогли рассказчику увидеть красоту земли, людей, жизни.

Роли искусства в жизни человека человека

В. Тендряков «Свидание с Нефертити»

Сохранения культуры

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.

Р. Брэдбери «Улыбка»

Мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.

Взаимоотношений власти и личности, власти и художника

Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев и холуев, страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.

А.И. Герцен «Сорока- воровка»

Главная героиня повести Анета - талантливая крепостная актриса богатого князя Сталинского. Один из фаворитов князя

Я. Голованов «Этюды об ученых»

Жизнь известного русского изобретателя Ивана Кулибина – это суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в чиновничьих папках. Когда для серьезной работы требовалась помощь властей, перед изобретателям возникала стена равнодушия.

ПРОЧИЕ ПРОБЛЕМЫ

Личности и власти

М.Замятин «Мы»

Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей.

Господства зла в мире (справедливого возмездия)

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить и наказать, а наказать, по Булгакову, надо: писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, привести в чувство людей, закосневших в зле, возможно только силой и даже насилием, страхом, потому что эти люди ведут себя по – человечески лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия.


Текст №1

(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом..

(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот , то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...

(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

(10)Все замерло, остановилось.

(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«(12)Может, все, что было до этого, - сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»

(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...

(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг.

(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

(28)И никого нет в зале!

(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне , весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

(31)Домский собор. (32)Домский собор.

(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.

(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

(37)Домский собор. (38)Домский собор.

(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю!

(По В. Астафьеву)

Образец сочинения

Музыка.


Вступление

Музыка – величайшее из искусств, сопровождающее человечество на протяжении всей его многовековой истории. Звуки музыки заставляют замирать от восторга и нежности, окрыляют человеческую душу, приносят мир и покой в суетную людскую жизнь.

Формулировка основной проблемы текста

Именно о способности музыки преображать окружающий мир, исцелять человеческие сердца пишет в своем тексте В.Астафьев.

Комментарий к основной проблеме текста

Автор, размышляя о силе музыки, основывается на своих личных впечатлениях от услышанного «пения органа» в Домском соборе. «Перед великой музыкой отступили «душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы,» - вспоминает автор. «Перед величием прекрасного» были готовы преклонить колено люди, наполнившие собор, плачущие от «ошеломившей их нежности». Все, кроме музыки, казалось нелепым и бессмысленным.

Определение авторской позиции

Позиция автора очевидна, читатель понимает, что В.Астафьев хочет подчеркнуть способность музыки преображать окружающий мир, воскрешать веру в жизнь. «За все, за все благодарю!» - восклицает автор.

Изложение собственной позиции

Я согласна с мнением писателя и считаю , что музыка обладает огромной силой, она способна сделать, хоты бы на миг, человека счастливым, наполнить его душу добротой и покоем.

1 й аргумент

Вспомним далекие военные годы, блокадный Ленинград и музыку Шостаковича, звучавшую в осажденном городе. Она давала силы измученным людям, заставляла жить и бороться.

2 й аргумент

А совсем недавно симфоническая музыка исполнялась на развалинах Цхинвала. Это был лучший подарок для людей, переживших трагедию, потерявших своих близких. В. Гергиев и его оркестр своим искусством исцеляли страдающие сердца осетинских жителей.

Заключение

Музыка необходима человечеству во все времена. Это великое искусство - ключ к самым глубоким страстям и эмоциям человека.

Текст №2

(1) Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. (2) На земляном полу погреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. (3) В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен.

(4) Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. (5) Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. (6) Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы…

(7) Вот и последняя ступенька. (8) Мария остановилась. (9) Сделала ещё шаг вперёд, мальчишка-немец шевельнулся.

(10) Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услы­шала тихий, сдавленный крик , который показался ей громом:

Мама! Ма-а-ма!..

(11) Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрог­нуться от нестерпимой боли.(12) Мария выронила вилы, ноги её подкосились. (13) Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза…

(14) Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. (15) Захлёбываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. (16) Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

(17) Мария молча плакала. (18) Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле - всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. (19) И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не мог быть убийцей. (20) И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. (21) Ведь только святое слово «мама», та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его.

(22) Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. (23) На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел , засел где-то в груди.

(24) Она присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. (25) Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.

(26) И Мария поняла, не могла не понять, что она - последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из сознания умирающего. (27) И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд - Мария и это поняла - выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть… (По В. Закруткину)

Образец сочинения

Вступление

Оскорблённое человеческое достоинство, жестокость способны вызвать ответную реакцию - месть. Что же такое месть? Это на-меренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Но не всё так просто, ведь месть - это сложнейшее и противо-речивое явление в жизни общества.

Основная часть

Месть или отказ от мести - такова основная проблема прочитанного мною текста.

«Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела…раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки». Прочитав это предложение, я понимаю, что автор считает желание отомстить за смерть близких людей чувством, которому трудно противостоять. И его героиня поднимает вилы…

Но в последнее мгновение Мария слышит сдавленный крик: «мама!» Почему именно это слово вложил автор в уста раненого немца? Конечно, сделано это не случайно. Кричать так может только насмерть испуганный мальчишка. В то же время Мария, услышав слово «мама», понимает, что перед ней беспомощный человек, который нуждается в помощи.

И героиня делает выбор. И этот выбор совпадает с позицией автора: у поверженного, а значит, уже неопасного врага, есть право на гуманное отношение.

Эта позиция близка и мне ещё с той поры, когда я прочитала книгу Л.Н. Толстого «Война и мир».

Русские солдаты обогревают и кормят Рамбаля и Мореля, а те, обнявшись с ними, поют песню. И кажется, что звёзды радостно перешёптываются друг с другом. Возможно, они восхищаются благородством русских солдат, выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу.

Такова же и позиция писателя Гроссмана в произведении «Жизнь и судьба». Да, война несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить бывшему врагу , который безоружен и страдает.

Заключение

1) Месть или отказ от мести - выбор, перед которым может оказаться каждый из нас.

Однако стоит заметить, что проблема мести связана не только с военными событиями и существует не только в мире взрослых. Месть или отказ от мести - это выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. В связи с этим вспоминается мне рассказ

В. Солоухина «Мститель». В душе героя-рассказчика идёт борьба между желанием отомстить и нежеланием бить доверчивого приятеля. В итоге ему удаётся разорвать порочный круг, и на душе становится легко.

Так мстить или отказаться от мести? Я думаю, что поверженного, повинившегося врага стоит простить, памятуя, что «высушить одну слезу - больше доблести, чем пролить целое море крови».

Текст №3

Большинство людей представляет себе счастье очень конкретно: две комнаты - счастье, три - больше счастья, четыре - просто мечта. Или красивая внешность: хотя каждый знает о "не родись красивой...", однако в глубине души мы твёрдо верим, что при ином соотношении объёмов талии и бёдер наша жизнь могла бы сложиться иначе.

Желания могут исполниться. Всегда остаётся надежда если не на стройные бёдра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт - то и на дом с видом на море. Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности?

Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек. В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. Улыбчивы они или угрюмы? Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым?

Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. Люди радовались, огорчались, скорбели, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не с обстоятельствами жизни.

Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию - позитронно-эмиссионную томографию - для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга - левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. Активность этой зоны - показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. У них желания сбываются чаще, и, даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.

Но как быть тем, чья левая префронтальная зона не так активна? Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья! К чему тогда все усилия? Зачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту?

(По Н. Коршуновой)

________________________________________________________________________

Образец сочинения

В данном тексте Коршунова поднимает проблему, которая наверняка волновала каждого из нас. Как относиться к окружающей действительности, если вполне возможно , что Вы не имеете физиологических признаков, которые сделают Вас счастливыми? Смириться со своей участью, быть пессимистом, или оптимистично смотреть на мир и стремиться, несмотря ни на что, к счастью?

Автор знакомит нас с научными работами таких учёных, как Роберт Мак-Крей и Ричард Дэвидсон. Мак-Крей, анализируя результаты десятилетнего исследования, пришёл к выводу, что уровень счастья человека связан с его личностью, а не с событиями жизни. Дэвидсон же с помощью специальной технологии смог установить, что чем активнее левая префронтальная зона головного мозга, тем более счастлив человек. Эти исследования показывают то, что, оказывается, человек счастлив или несчастлив от природы.

Сама Н. Коршунова конкретного мнения по данной проблеме не выражает, но призывает нас к размышлению, задавая серию вопросов в конце повествования. Однако чувствуется некоторый пессимизм автора. Она сомневается в необходимости усилий, которые, по её мнению, никак не помогут обрести счастья, и твёрдо отмечает, что каждому из нас уже отмерена доля счастья, и эту долю изменить нельзя.

Я не полностью разделяю точку зрения Н Коршуновой. По моему мнению, счастье и радость всегда можно найти в нашем мире и нужно оставаться оптимистом. "Оптимизм - религия революций", - сказал Банвиль. То есть вера в лучшее способна перевернуть и изменить всё на свете, в том числе, возможно, и наше врождённое несчастье. Также позитивно настроен и Ален Шартье, который говорил, что "пессимизм - это настроение, а оптимизм - воля". В бизнесе, например, человек, слушающий своё настроение, мало чего добьётся, а волевой человек способен на всё. Поэтому даже зная о том, что счастья в нас заложено определённое количество, мы должны оставаться оптимистами. И если мы проявим свою волю , сможем поверить в то, что человек создан для счастья, то вполне возможно, что наше желание сможет отодвинуть физиологические причины несчастья на второй план и сделать нас счастливыми.

Текст №4

(1)Сравнительно недавно американский ученый Эдвард де Боно в книге «Рождение новой идеи» посвятил случайности специальную главу. (2)Он показал, как свободная «игра ума» и счастливый случай наилучшим образом помогают сделать научное открытие, высказать неожиданную, остроумную, верную мысль, которая не приходила в головы десяткам, сотням специалистов, занятых упорными и планомерными поисками её. (3)В чём же дело?

(4)Вспомним сказку. (5)Было у мужика три сына. (6)«Старший умный был детина, средний сын - и так и сяк, младший вовсе был дурак». (7)Старший и средний сыновья, несмотря на все свои ухищрения (и даже именно из-за своих ухищрений) остаются ни с чем, а младший получает полную меру счастья. (8)Может, как раз отсюда пришла оптимистическая поговорка: глупому - счастье. (9)Негативный вариант: горе от ума.

(10)Иванушке благоволит «его величество случай», владыка нашего мира. (11)Но не только в этом дело.

(12)Вспомните: Иванушка пошёл ночью в поле вора сторожить. (13)Простота! (14)Братья-то умные ухитрились ничего не сделать, соврать складно и вдобавок благодарность от отца получить. (15)А этот взялся за трудное дело, неприятностей нажил множество и... стал напоследок царевичем!

(16)Перейдя от сказки к были, вспомним Флеминга, открывателя спасительного пенициллина. (17)Когда он упорно стремился достигнуть цели, преодолевая стечение нежелательных обстоятельств, - это не случайность, а проявление его характера. (18)Когда Флеминг исследовал загрязнённый плесенью препарат в надежде на удачу, он тем самым стремился подчинить себе случайность, использовать её для решения своей задачи. (19)И это тоже проявление его характера, склада ума.

(20)Случайность имеет обыкновение «выбирать» из числа учёных наиболее достойных, помогая им добиваться цели, совершать важные открытия. (21)Надо уметь использовать неожиданные обстоятельства. (22)Это не каждому дано. (23)Как справедливо заметил де Боно, «мир науки полон усердно работающих учёных, которые с избытком владеют умением логически мыслить, большой добросовестностью в работе, и тем не менее они навсегда лишены способности выдвигать новые идеи».

(24)Почему так происходит?

(25)По мнению де Боно, многознание мешает учёному открыть нечто новое, неожиданное. (26)Учёный теряет способность удивляться. (27)Так дети со временем утрачивают свой мир сказок и тайн, получая взамен готовые стандартные объяснения всему на свете - как бы этикетки для каждой вещи. (28)Яркий мир детства тускнеет , становится серым и скучным. (29)Утрачивается непосредственность, живость, жадность восприятия. (ЗО)Вот почему не правы те, кто считает, будто открытия сами «находят» счастливчиков. (31)Нет, в науке «везёт» тем, кто сохранил ясный и зоркий взгляд, кто не утратил живого стремления к истине и не устал с детской непосредственностью удивляться таинственной красоте мира.

(по Р. Баландину)

Образец и анализ сочинения по тексту Р. Баландина

Вступление

Знакомы ли вы с понятием «мозговой штурм»? Для решения какой-либо проблемы собираются специалисты в областях различных наук и начинают «набрасывать» варианты решения. И в конце концов кто-нибудь предлагает абсолютно верную идею, зачастую идею простую. Как правило, делает это человек, который не «зацикливается» на чем-то одном, а сохраняет ясное и разностороннее мышление. Именно о сохранении живого и ясного взгляда на мир, на мой взгляд, текст Р. Баландина.

Формулировка одной из проблем

Размышляя о роли случайности в научных открытиях, автор как бы задает вопросы: «Почему многие умудренные опытом и очень умные люди не могут совершать открытия? В чем же подлинная разгадка научных достижений?»

Домский собор

Дом… Дом… Дом…

Домский собор, с петушком на шпиле. Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.

Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья…

И снова грозным валом бушующих страстей сносит все, снова рокот.

Звуки качаются, как ладанный дым. Они густы, осязаемы. Они всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

Все замерло, остановилось.

Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - все-все это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«Может, все что было до этого, - сон? Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.

Зачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?»

Дом. Дом. Дом…

Благовест. Музыка. Мрак исчез. Взошло солнце. Все преображается вокруг.

Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стеклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, партийными и беспартийными, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

И никого нет в зале!

Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…

И вдруг, как наваждение, как удар: а ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыку… пушками, бомбами, ракетами…

Не может этого быть! Не должно быть!

А если есть. Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. Раз не удается нам жить свободно, сообща, то пусть хоть смерть наша будет свободной, и душа отойдет в иной мир облегченной и светлой.

Живем мы все вместе. Умираем по отдельности. Так было века. Так было до этой минуты.

Так давайте сейчас, давайте скорее, пока нет страха. Не превратите людей в животных перед тем, как их убить. Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.

Домский собор! Домский собор! Музыка! Что ты сделала со мною? Ты еще дрожишь под сводами, еще омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом все вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в черном и кланяется сверху. Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо. Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть.

Домский собор. Домский собор.

Здесь не рукоплещут. Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. Плачет каждый о своем. Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

Домский собор. Домский собор.

Ты в моем содрогнувшемся сердце. Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. За все, за все благодарю!

Слайд 2

Алгоритм работы с частью «С»

Слайд 3

Слайд 4

Домский собор – это старинный собор, который, к сожалению, полностью не сохранился до наших дней. Находится он в столице Латвии – Риге. Здание строилось из красного кирпича и увенчано черным колокольным куполом, который выполнен в стиле барокко. Внутри Домского собора расположен орган, обладающий неимоверной акустической силой. Он имеет 4 набора клавиш для рук. Орган реконструировался трижды. Произведения для великого органа писали многие выдающиеся композиторы и давали свои концерты прямо в соборе. Орган высотой 25 метров, звучит он идеально.

Слайд 5

(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом.. (5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья... (7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир. (10)Все замерло, остановилось. (11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то. «(12)Может, все, что было до этого, - сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»

Слайд 6

(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом... (20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг. (25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного. (27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими. (28)И никого нет в зале! (29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга. (30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

Слайд 7

(31)Домский собор. (32)Домский собор. (33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности. (35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки. (37)Домский собор. (38)Домский собор. (39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю! (По В. Астафьеву)

Слайд 8

О чем же прочитанный текст? (О музыке). Какие вопросы рассматривает автор, о чем рассуждает? (О том, как под влиянием музыки меняется восприятие окружающего мира, меняется душевное состояние героя). О чём хочет автор сказать нам через этот текст? (Об огромной силе музыки, о ее способности влиять на душу человека, исцелять людские сердца). Первоначальное восприятие текста

Слайд 9

Определите стиль и тип текста Публицистический стиль Тип текста – описание и рассуждение Составьте план к тексту Домский собор Здесь всё наполнено музыкой Воздействие музыки на человека Очищение души под воздействием музыки Благодарность Домскому собору и музыке за воскрешение к жизни О чем этот текст? Автор текста В. Астафьев размышляет о силе воздействия музыки на человека Что волнует автора? Музыка объединяет людей. Что спасёт человеческую душу? Только музыка.

Слайд 10

Найдите в тексте предложения, в которых автор говорит о поставленных проблемах Звуки музыки всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир. Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом мире… Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки… 3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? 3десь люди плачут от ошеломившей их нежности. Сформулируйте проблему словами В предложенном для анализа тексте автор размышляет о роли музыки в жизни человека. Используйте эти предложения для комментирования проблемы

Слайд 11

Формулируем проблему

Назывное предложение, в котором формулируем тему текста (например, Музыка… Волшебные звуки…) Риторический вопрос, обращенный ко всем или к самому себе (Что значит музыка в жизни каждого из нас? Или: Почему человек в минуты печали или радости поёт, слушает музыку? Чем она помогает?) Общая фраза, подводящая к формулировке проблемы именно этого текста(например, Очень многие размышляли над этой проблемой, не оставили они равнодушными и NN, который рассматривает вопрос о роли музыки в...) ЕСЛИ ТОБОЙ ВЕРНО РЕШЕНО ЗАДАНИЕ А28, ТЫ СМОЖЕШЬ ВЫЯВИТЬ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ. Задав к ней вопрос, сформулируешь проблему.

Слайд 12

проблема назначения искусства; роль музыки в жизни человека. сформулирована проблема; затронута проблема; поднята проблема; освещена проблема; обсуждается проблема; проблема, рассматриваемая автором и др. Возможные варианты формулировки проблемы исходного текста Опорные фразы для формулировки проблемы текста

Слайд 13

Проблему (чего? какую?) автор рассматривает на примере… Комментируя эту проблему, хочется отметить… Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на… В литературе нет единого мнения по высказанной проблеме… Проблема (какая? чего?) по – разному решается исследователями, но… Это одна из самых актуальных проблем… Рассмотрим эту проблему подробнее. Переходный момент от проблемы к комментарию.

Слайд 14

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

В комментарии не должно быть пересказа исходного текста или любой его части; рассуждений по поводу всех проблем текста; комментариев о действиях героев текста; общих рассуждений о тексте, ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем!

Слайд 15

Как прокомментировать проблему? Помните, что комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чём заостряет внимание? Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? Какие эмоции автора выражены в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Слайд 16

Рассуждая о роли музыки в жизни человека, писатель В. Астафьев говорит о знаменитом Домском соборе, о возвышенном, божественном звучании органа, который заставляет человека забыть о плохом, злом и разделяющем людей. Музыка объединяет всех собравшихся в зале, просветляет души («Она очищается, душа-то…», «весь мир затаил дыхание»). Текст построен на противопоставлениях: «войны, кровь, братоубийство…» – «благовест», «музыка», «солнце». Автор восхищается музыкой, её силой и красотой (активно использует сравнения: звуки, «как ладанный дым», метафоры (предложения 6, 29, 30); вопросительные и восклицательные предложения. Астафьев обращается к Домскому собору как к живому со словами благодарности за это душевное очищение и просветление. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Слайд 17

В каких предложениях выражена авторская позиция? Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом мире… Она очищается, душа-то, и… этот… грозный наш мир…готов…пасть на колени,…припасть иссохшим ртом к святому роднику добра... Все преображается вокруг. благодарю за счастье, за восторг и веру в разум людской,… благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. Сформулируйте авторскую позицию словами Автор считает, что музыка обладает огромной силой, она способна будоражить человеческую душу, менять отношение к окружающему миру. «Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы – все-все это осталось в другом месте, в другом свете…» и др. Рассказчик убежден, что только музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя.

Слайд 18

Как выявить позицию автора? Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора – это ответ на вопрос. Для того, чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?» Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения в художественном тексте. И тут на помощь придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к проблеме.

Слайд 19

Отражение позиции автора исходного текста

четко, прямо, непосредственно в названии текста; в отдельных предложениях текста; через ряд аргументов; через модальный план текста риторические вопросы; риторические восклицания; порядок слов; лексические повторы; оценочную лексику. Авторская позиция может быть выражена

Слайд 20

Формулируем позицию автора. Не приписывайте автору мысли, которых нет в тексте!!! Не путать автора текста и героя рассказа!!! Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он это написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Чему учит текст? Автор может относиться к изображаемому: Положительно Отрицательно Неоднозначно Двойственно Скептически Иронически… «С мнением автора нельзя не согласиться» – не формулировка мнения автора.

Слайд 21

Согласны ли вы с точкой зрения автора? я согласен (согласна)с мнением автора в том, что… автор прав в том, что… я согласен с позицией автора и считаю, что… и далее вновь повторяем позицию автора только другими словами. Каждый аргумент желательно писать с красной строки, одним из самых удачных приемов включения аргументов в текст сочинения считают использование вводных слов: во-первых, во-вторых. Но можно аргументировать и без вводных слов. Не советуют приводить аргументы, используя конструкцию с союзом потому что. МОЖНО НАПИСАТЬ: «Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)». Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например, так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение)».

Слайд 22

Как корректно возразить автору, излагая свою позицию Автор, по - моему, не совсем прав, утверждая, что… Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что… На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна. Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что… По – моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что… Утверждение, высказанное автором,не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения:… Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что…

Слайд 23

Переход к аргументации. Приведем пример Сошлемся на пример Возьмем в качестве примера Сопоставим С одной стороны Никто из нас не будет возражать Ярчайшими примерами тому могут служить… В этой части вы не выводите ничего нового, а только подтверждаете сказанное!!! Цель – объяснить и конкретизировать вышеизложенные положения. Смысл аргументации заключается в том, чтобы показать актуальность, важность проблемы, незыблемость доказываемой аксиомы.

Слайд 24

Составляем и заполняем таблицу Эта часть работы не может повторять комментарий!!! Аргументацией может быть: Реальные факты из жизни (печатные источники) Примеры их фильмов, передач, периодической печати Пословицы, поговорки, афоризмы (народная мудрость) Примеры из художественной литературы Примеры из исторической и научно – популярной литературы.

Слайд 25

Что может быть аргументом

Примеры из собственного жизненного опыта Примеры из книг, кинофильмов, радио- и телепередач Цитаты (если помните их дословно) Предположительный пример Обращение к здравому смыслу аудитории Выводы науки

Слайд 26

Читательский опыт Художественная литература Историческая литература Научно-популярная литература Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок. Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.

Слайд 27

Слепому герою рассказа К. Паустовского «Старый повар» музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни. Петрусь в повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. Своим пением Наташа Ростова («Война и мир» Л.Н. Толстого) способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег. Можно вспомнить о концертах симфонического оркестра под руководством Валерия Гергиева в разрушенном Цхинвале. Возможные аргументы

Слайд 28

Заголовок (желательно, но необязательно). I. Вступление. II. Формулировка основной проблемы исходного текста. III. Комментарий к основной проблеме текста. IV. Определение авторской позиции. V. Изложение собственной позиции: 1й аргумент в защиту собственной позиции; 2й аргумент; вывод. VI. Заключение. Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет примерно 9 частей. Каждую часть обязательно нужно писать с красной строки. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения. План сочинения-рассуждения по заданному тексту.

Слайд 29

Лирического размышления. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме). Диалога с воображаемым собеседником. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки. Может начинаться с ключевого слова текста и др. Вступление к сочинению по тексту В.Астафьева должно быть… О чем? (о музыке). Вступление может быть написано в форме:

Слайд 30

Вступление может быть таким: Французский писатель Стендаль сказал: «Музыка, когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть, что она дает, несомненно самое яркое счастье, какое только возможно не земле». Один (французский) писатель сказал, что музыка дает человеку самое яркое счастье, какое только возможно не земле, а влияет на человеческую душу так же сильно, как любовь». Возможно и такое начало, если ты не помнишь автора высказывания или цитату дословно:

Слайд 31

Достаточно в одном предложении подвести итог сказанному и перейти далее к заключению ко всему сочинению по исходному тексту. Чтобы написать заключение необходимо вновь вернуться к вступлению, прочитать его, так как вступление и заключение органично связаны. Заключение

Посмотреть все слайды

Домский собор

Дом… Дом… Дом…

Домский собор, с петушком на шпиле. Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.

Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья…

И снова грозным валом бушующих страстей сносит все, снова рокот.

Звуки качаются, как ладанный дым. Они густы, осязаемы. Они всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

Все замерло, остановилось.

Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - все-все это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«Может, все что было до этого, - сон? Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.

Зачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?»

Дом. Дом. Дом…

Благовест. Музыка. Мрак исчез. Взошло солнце. Все преображается вокруг.

Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стеклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, партийными и беспартийными, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

И никого нет в зале!

Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…

И вдруг, как наваждение, как удар: а ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыку… пушками, бомбами, ракетами…

Не может этого быть! Не должно быть!

А если есть. Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. Раз не удается нам жить свободно, сообща, то пусть хоть смерть наша будет свободной, и душа отойдет в иной мир облегченной и светлой.

Живем мы все вместе. Умираем по отдельности. Так было века. Так было до этой минуты.

Так давайте сейчас, давайте скорее, пока нет страха. Не превратите людей в животных перед тем, как их убить. Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.

Домский собор! Домский собор! Музыка! Что ты сделала со мною? Ты еще дрожишь под сводами, еще омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом все вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в черном и кланяется сверху. Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо. Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть.

Домский собор. Домский собор.

Здесь не рукоплещут. Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. Плачет каждый о своем. Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

Домский собор. Домский собор.

Ты в моем содрогнувшемся сердце. Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. За все, за все благодарю!