Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RU

Весело грызть гранит науки! Было бы на что.

С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь. Госдума и Совет Федерации приняли закон, который реформирует бюджетные организации.

За сложными формулировками кроется простая цель - позволить школам и больницам взимать деньги за дополнительные услуги. Чиновники от образования уверяют нас, что финансирование не уменьшится, что лучше брать деньги легально, а не класть в карман нечистого на руку директора… Так ли это, как живёт школа на самом деле и сколько уже тратят родители на образование - в этом разбирались корреспонденты и эксперты « АиФ ».

Пока руководство большинства российских школ размышляет, где теперь заработать денег - на своих же учениках или ещё как-то, в сёлах новый закон даже не обсуждают - здесь нет вариантов вообще хоть где-то взять копейку. А детей учить всё равно надо.

«Где тут у вас можно сумку поставить?» - «В смысле? Ставьте, где хотите, у нас тут воровства нет никакого. 225 учеников, 15 учителей - все ж как на ладони, - Любовь Николаевна Цыбина, директор Беловской средней школы, что в Белгородской области, улыбается и раскрывает правую ладонь, показывая, как именно видно на ней её учеников и учителей. - Ставьте сумку и садитесь манную кашу есть, пока тёплая». Я ем, пытаясь нащупать языком непременные атрибуты всех школьных каш в мире - противные скользкие комочки. Их нет.

Компьютерами и не пахнет

« У нас каждое утро дети пьют молоко с булочкой, едят кашу или фрукты. Бесплатно, за счёт областного бюджета, много ж семей бедных, неимущих, откуда им деньги взять? У нас, например, 32 ребёнка из многодетных семей - у них и обеды бесплатные, как им выживать иначе? Да вы идите и посмотрите - сами увидите, как мы живём». Иду, смотрю и нюхаю - чем пахнет сельская школа?

В медицинском кабинете - почему-то сладким. Спрашиваю у медсестры Виктории Николаевны, на что дети сегодня жаловались. На головные боли. Их по науке лечили цитрамоном, а по-домашнему выводили во двор подышать, отпаивали чаем и кормили шоколадом (вот он откуда, конфетный запах!) для улучшения давления и настроения.

В библиотеке душевно пахнет старыми книгами. Трогательные стенды «С книгой жить - век не тужить», томики Сервантеса или Горького, вне регалий автора одинаково тщательно и любовно подклеены. «Учебники у нас бесплатные, стараемся ) no-repeat scroll right 2px; -moz-background-clip: border; -moz-background-origin: padding; -moz-background-inline-policy: continuous; padding-right: 15px; padding-bottom: 0px; border-bottom-style: dotted; border-bottom-width: 1px; color: rgb(153, 0, 0);">финансово семьи не нагружать, - объясняет Любовь Николаевна, - вот только, чтобы купить недостающие, нужно ещё 111 тысяч рублей». В бюджете этих денег нет, а с родителей взять нечего - значит, в один прекрасный момент учебники исчезнут вовсе?

В кабинете первоклашек пахнет детством. В шкафу - коробка с надписью «Маша-растеряша», в которой смешно перемешаны забытые вещи: краски - с варежками, носки - с зачитанными журналами. Никаких дорогостоящих платных «предпервоклассных» отделений, без которых не обходится ни одна модная московская школа, тут нет. Весной в местный садик начинают приходить школьные педагоги - в игровой форме готовят малышей к началу учёбы. Берут всех. Летом работает адаптационный лагерь - будущие первоклашки приходят в Беловскую школу играть и знакомиться.

В кабинете информатики пахнет… К сожалению, компьютерами здесь и не пахнет. Стоит всего четыре громоздкие машины. Ни одного ноутбука: если надо что-то показывать в другом классе, тащат тяжеленного допотопного монстра со всеми проводами, блоками и «запчастями». При этом ученики регулярно занимают призовые места на компьютерных олимпиадах. Как так? «Всё дело в преподавателе информатики, - шепчет мне директор, - это наш бывший выпускник, Николай Владимирович Молодик, отличник , умница. С утра до ночи в школе пропадает, компьютеры обожает, а дети - его. Все девчонки в него влюблены, но так, по-хорошему».

В столовой пахнет котлетами с пюре - уже обед, в актовом зале - мастикой и энтузиазмом, а в большинстве классов - старыми партами, из прошлого века. Два года делали ремонт, но на всё денег катастрофически не хватает. Удалось поставить где-то евроокно - никак не наберут на жалюзи. Оборудовали в спортзале душ и туалет, зато инвентаря спортивного совсем мало. Ситуация напоминает первоклашку, встреченную мною в коридоре: наверху - нарядный белый бант, внизу - старательно заштопанные колготки…

Сколько стоит любовь?

В Беловской школе каждый учитель знает всё про каждого ребёнка. «Чтобы дети с ума не сходили, не пили, не курили, как в сериале «Школа» показывают, их надо загружать побольше, - говорит директор школы. - У нас они и могилы неизвестных солдат ищут, и в кружке пчеловодства занимаются. Наш Руслан Буханов, умница, стал победителем всероссийского конкурса «Юннат». А ещё дети в ансамбле «Ладушки» танцуют, и английский учат, и деревья сажают, и фотографируют, и на соревнования ездят. Слава богу, в 2006 г. область выделила школьный автобус по губернаторской программе, вот только с бензином тяжело. Впрочем, занять их - мало, - вздыхает директор школы, - детей надо любить побольше, им в семьях этого очень не хватает. И в городе, и в селе. Кто-то из родителей пьёт, кто-то личную жизнь устраивает, кто-то деньги зарабатывает, а на любовь к ребёнку ни времени, ни сил не остаётся. Вот и ходят они недолюбленные, так что учителя стараются не только знания детям давать, а ещё и любовь».

За знания и любовь с 8 утра до 6-8 вечера (бесплатные допзанятия для детей - до конца дня!) учитель сельской школы получает копейки. Средняя зарплата педагога без стимулирующей части - 11 800 рублей (столько же стоят модные замшевые босоножки в центральных магазинах Белгорода!), базовая ставка воспитателя или социального педагога - около 8 тысяч рублей. И при этом с родителей не тянут деньги «на школьные нужды» (в селе людям взять «взносы на жалюзи» неоткуда), наоборот, стараются минимизировать расходы семьи на школу.

Президент Медведев сказал мне: «Я бы на месте государства побольше денег школе выделял, с неё ж всё самое главное в жизни начинается». Одиннадцатиклассник Михаил Медведев знает, о чём говорит, - он в Беловской школе президент детской организации самоуправления «Созвездие». Я с президентом Медведевым согласна. Голый энтузиазм - это похвально, конечно, только от него замёрзнуть можно. Беловской школе не нужны видеокамеры в туалете, как в пафосных московских школах. Они и без этого учат детей не хуже, а даже лучше: их проценту поступления в вузы позавидует любая столичная гимназия. А вот современные книжки библиотеке необходимы - а они по 300 руб. стоят.

Благодарим за содействие Управление образования администрации Белгородского района.

Мнение эксперта

Ефим Рачевский, член Общественной палаты, директор Центра образования № 548 (г. Москва):

Наш Центр образования оказывает платные услуги уже больше 10 лет, потому что закон это позволяет с 1992 года. Новый законопроект даёт дополнительные возможности. Например, если школа имеет http://b2bvideo.ru/images/icons/info.gif ) no-repeat scroll right 2px; -moz-background-clip: border; -moz-background-origin: padding; -moz-background-inline-policy: continuous; padding-right: 15px; padding-bottom: 0px; border-bottom-style: dotted; border-bottom-width: 1px; color: rgb(153, 0, 0);">статус автономного образовательного учреждения (АОУ), то она может иметь счёт в коммерческом http://b2bvideo.ru/images/icons/info.gif ) no-repeat scroll right 2px; -moz-background-clip: border; -moz-background-origin: padding; -moz-background-inline-policy: continuous; padding-right: 15px; padding-bottom: 0px; border-bottom-style: dotted; border-bottom-width: 1px; color: rgb(153, 0, 0);">банке, брать кредиты , сдавать в аренду часть площадей и сама распоряжаться всеми заработанными средствами. Правда, и все риски лягут опять-таки на школу.

Важно понимать, что платить вы будете лишь за услуги, которые не входят в утверждённую государством образовательную программу. Например, у вашего ребёнка английский только 3 часа в неделю, а вы хотите 10 часов. Тогда вы можете запросить дополнительные занятия и платить за них школе. Но никто не вправе заставлять кого бы то ни было быть потребителем платных услуг. Вы заключите со школой договор, где будут прописаны права и обязанности сторон. Отношения семьи и школы будут в таком случае регулироваться и Законом о правах потребителя.

От редакции

Совсем недавно мы писали о судьбе гениального математика Григория Перельмана (см. « АиФ » № 14). Огромным талантом он обладал от рождения, но без возможностей спецшколы, математических кружков и помощи бескорыстных преподавателей едва ли мог бы подняться на вершину мировой науки. Судя по тому, как сейчас живёт этот учёный, вряд ли его семья когда-либо обладала большими деньгами. А теперь представим себе, что где-то уже родился новый гений. И ему за каждый дополнительный урок, развивающий его талант, нужно платить. Будем ли мы через 30 лет гордиться новым россиянином, решившим задачу тысячелетия?

Странно получается: с одной стороны, страна вкладывает все силы в строительство иннограда «Сколково», а с другой - оставляет лишь самые призрачные гарантии всеобщего бесплатного образования. И какими бы благими намерениями ни объясняли потребность в новом законе, его авторы, возможно, не очень хорошо представляют себе жизнь российской глубинки. Она во многом теплится вокруг местных школ. А тем без бюджетной поддержки не выжить, и деньги им взять не с кого. Знают ли об этом законодатели?

Закон о платном среднем образовании с 2013 годаО федеральном законе о платном среднем образовании с 2013 года слухи ходят уже давно. Суть его сводится к реформе социального сектора, а именно к переходу государственных медицинских, образовательных и культурных учреждений на другие организационно-правовые формы. Стоит отметить, что реформа эта является довольно масштабной, поэтому она, так или иначе, затронет каждого россиянина.Законопроект был принят 23 апреля 2010 года Госдумой РФ и одобрен 28 апреля того же года Советом Федерации. Полное название закона - федеральный закон РФ 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Также его называют «законом о монетизации средней школы», изменяющим порядок финансирования бюджетных организаций.Согласно принятому закону, практически все учреждения социальной сферы (школы, детские сады, больницы) с бюджетного финансирования перейдут на самоокупаемость. Государство будет оплачивать лишь определенный объем услуг соцучреждений. Все остальное они должны зарабатывать сами. Закон сложен для понимания и составлен таким образом, что даже профессионал с трудом сможет в нем разобраться. Также в законе есть такие факты, которые трактуются весьма неоднозначно.Следует понимать, что процесс коммерциализации медицины и образования, а также рост количества платных услуг будет происходить постепенно. Поэтому с 1 сентября 2013 года платить придется за кружки, секции и факультативы, а остальные занятия пока останутся бесплатными.Стоит отметить, что, согласно закону о платном среднем образовании с 2013 года, за первые три класса вносить деньги не придется, и в их программу войдут все предметы, что и раньше. Начиная с четвертого класса, неоплачиваемыми останутся лишь несколько базовых предметов: русский язык, математика, английский язык, физическая культура – по 2 часа в неделю, история – 1 час в неделю. А вот на то, чтобы ребенок изучал химию, биологию, физику, информатику, музыку, рисование и другие учебные дисциплины, родителям придется потратиться. По предварительным подсчетам, данная сумма будет составлять около 6-7 тысяч рублей в месяц, а это не менее 54-78 тысяч в год и порядка 630 тысяч рублей за 11 лет обучения.Принимая во внимание тот факт, что 40 процентов населения нашей страны не смогут оплачивать обучение в школе, приходится делать вывод о том, что более трети граждан Российской Федерации останутся безграмотными и не смогут получить высшее образование. СКАЖЕМ НЕТ ГОС. Беспределу!

Выпускников вузов грядущие преобразования не коснутся. Что ждет их детей – непонятно.

Студенческий проездной подорожал в три раза

Кстати, в регионах чиновники о монетизации образовательных льгот знают столько же, сколько и их столичные коллеги. То есть практически ничего, передает собкор «НИ» в Санкт-Петербурге Мария СЕЛЕЗНЕВА. Ни в комитете по делам молодежи правительства Санкт-Петербурга, ни в комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания просто «не в курсе». Председателя комитета по науке и высшей школе, которая занимается вопросами студенческих льгот, в самый сложный период, когда новая система только начинает работать, вообще не оказалось в городе. Понятно, что в таких условиях никто и не подумал проинформировать студентов о том, что их ждет после того, как закон вступит в силу.

Как рассказал «НИ» представитель петербургского союза «Яблоко» Александр Шуршев, с нового года у студентов практически не осталось никаких льгот. «Если раньше льготная карточка для проезда в общественном транспорте стоила 100 рублей, то после 1 января 2005-го – 300 рублей – полная стоимость». Средняя стипендия по Питеру при этом составляет порядка 400 рублей. Характерно, что проезд в метро с 1 января подорожал не в три раза, как студенческий проездной, а лишь на 20% – с 8 до 10 рублей. Отменен и бесплатный проезд к месту проживания для иногородних студентов. Так же как и пенсионеры, учащиеся вузов больше не могут бесплатно ездить в пригородных электричках.

Новый семестр еще не начался, поэтому студенты пока не знают, что точно им принесла социальная реформа. Но в одном они уверены: ничего хорошего. Правда, на днях губернатор Валентина Матвиенко заявила, что малоимущим студентам город поможет. По каким критериям чиновники будут оценивать степень нужды учащихся, неизвестно.

«Я теперь не смогу с мамой повидаться»

Кроме того, что студентам на федеральном уровне отменили льготный проезд, их также лишили и компенсации за проезд к месту жительства. Для уроженцев Дальнего Востока и Крайнего Севера это настоящая трагедия. Теперь после окончания каникул, которые они провели на родине, студенты вернутся в аудитории и в обмен на использованные авиабилеты не получат ничего. «Лично для меня это самая ощутимая статья, – сказал «НИ» Павел студент МГУ им. Ломоносова, уроженец Ижевска. – В этом году я уже не смогу повстречаться с мамой. Деньги на билет туда и обратно вряд ли найдутся. Если только повезет и найду подходящий заработок».

Многие студенты уже вышли на демонстрации, передает наш собкор в Краснодаре Сергей ПЕРОВ. «В семье – общий кошелек, отняли у пенсионеров – отняли и у нас!» – с такими лозунгами вышла в воскресенье на акцию протеста краснодарская молодежь, тон которой задавали представители левых политических движений. Их поддержали десятки «неорганизованных» студентов и школьников. Свистом и криками «Позор!», «Долой!» было встречено выступление и.о. мэра города Владимира Евланова.

«Власти напрасно думают, что молодежь не пострадала от отмены льгот, – сказал корреспонденту «НИ» один из организаторов акции Павел Соколенко. – Иногда можно услышать, что студенты народ не бедный, учатся, мол, на платных отделениях, носят дорогие вещи, пользуются сотовыми телефонами. Зачем им, например, льготный проезд? Но в наших вузах учатся сотни молодых людей, которые приехали из далеких хуторов, а их родители продают последнее, чтобы дать детям возможность получить образование. Удар по семейному бюджету болезненно отразится и на благосостоянии студентов. Поэтому мы требуем от правительства изменить не только политику монетизации льгот, но и пересмотреть всю концепцию молодежной политики».

Во время митинга отмечалась небывалая активность людей в штатском, которые фиксировали все происходящее на видеокамеры. Одна из участниц акции по имени Ольга рассказала, что от надзора не удалось отвязаться даже после митинга. В кафе, куда несколько молодых людей зашли после окончания акции, к ним подошли сотрудники милиции и потребовали сообщить о себе все данные – от места учебы до адреса. В противном случае их пообещали немедленно отправить в отделение. «Когда мы пошли домой, то трое сотрудников милиции – огромные такие «шкафы» – отправились за нами, – делится с «НИ» Ольга. – Мне стало страшно – наши мальчишки совсем молодые и хилые, некоторые вообще школьники. Не удивлюсь, если об участии в митинге станет известно в моем институте, тогда у меня возникнут проблемы с красным дипломом».

За дешевые билеты и проездные готово биться студенчество Калининградской области, передает наш собкор в регионе Валерий ГРОМАК. Билет на одну поездку в трамвае стоит 8 рублей, в автобусе – 10 рублей, проездной на один вид транспорта примерно равен стипендии. Профкомы крупнейших вузов города обратились к мэру города Юрию Савенко с просьбой установить льготный студенческий тариф на проезд в общественном транспорте. В случае отказа студенты грозят акциями протеста на площади Победы. Мэр на обращение пока не ответил. Но, как дали понять корреспонденту «НИ» чиновники мэрии, студентам ничего не светит.

С 1 июля 2012 года, в России вступает в силу закон о монетизации среднего образования, который серьезно изменит всю схему финансирования школьных учреждений. Что же принесет он для школьников, их родителей, а главное – каким образом он изменит качество среднего образования в стране?

Каковы цели монетизации среднего образования?

Все эти нововведения, которые еще называют школьной реформой, на самом деле призваны получить дополнительное финансирование для школ и их преподавателей. Как известно, большинство школ остро нуждается в финансировании, объемы которого из совсем не хватает. Недофинансирование привело только к острому дефициту учительских кадров в провинциях из-за низкой заработной платы, разница в которой по регионам страны составляет несколько раз (смотрите статью «Средняя заработная плата учителей в 2012 году »). Теперь же ряд услуг (уроки по некоторым предметам), будут предоставляться за отдельную плату, что, по мнению законодателей, должно уменьшить коррупцию в школах и повысить уровень образования, так как оплата будет изыматься только за предметы, которые не входят в образовательную программу.

Каковы последствия монетизации среднего образования для школьников и их родителей?

На самом деле, с введением монетизации среднего образования, сам статус школ никоим образом не меняется, изменяется только их статус, как бесплатных учебных учреждений. Как все, наверное, помнят, в начале 90-х, большинство ВУЗов также вынуждены были перейти к платной форме образования, но как свидетельствуют недавние исследования, уровень высшего образования в целом по России с начала 90-х только ухудшился, а уровень коррупции в ВУЗах существенно возрос.

Кроме того, принятый закон о монетизации среднего образования больше не гарантирует финансирования из бюджета в полном объеме всех школьных учреждений, а значит «латать дыры» придется самим школам.

И самое главное, что беспокоит родителей учеников – что будет входить в бесплатный лимит уроков, и какую цену придется им заплатить за эти нововведения? И их беспокойство не беспочвенно. Уже в начале этого года, в качестве эксперимента, монетизацию школьного образования провели в Южном административном округе Москвы. В бесплатный лимит предметов там было включено лишь 2 часа русского языка в неделю, 2 часа математики, 3 часа физкультуры и 3 часа религии, а родителям учеников пришлось раскошелиться на сумму в среднем 5-6 тысяч рублей в месяц! Для самих москвичей вроде сумма не критическая, но ведь в Москве существенно отличается от средней зарплаты в целом по стране. А если взять среднюю зарплату, скажем в Ивановской и Рязанской области, и семью среднего достатка с двумя детьми школьного возраста, то на оплату нормального школьного образования детей может пойти до половины семейного бюджета семьи, что вообще для многих семей станет неподъемно.

Таким образом, Правительство РФ поставило перед многими родителями сложный выбор: либо отказывать себе и детям во всем, чтобы дети получили нормальное среднее образование, либо не экономить, но дать детям только базовые знания, которых будет недостаточно для их поступления в ВУЗы.

Оглушительным хором родителям разъясняют: новый закон об автономных образовательных учреждениях принят на благо детей! Школам и ученикам будет только лучше! Бесплатную часть обучения не урежут! Короче, расслабьтесь, граждане, и не паникуйте: государство о вас позаботилось…

ОДНАКО: Разрешение превратить школу в «автономное учреждение» по факту означает новую стадию монетизации. Но уже не пенсионерских льгот, а жизненно важного права - права на образование. Кстати, медикам тоже дозволено стать АУ, так что готовьтесь.

КАК НА БУМАГЕ: Принят закон о реформировании сети бюджетных учреждений РФ. Отныне все такие учреждения разделяются на три группы: казённые, бюджетные, автономные. В «казённые» попадают детдома и спецшколы - их намерено содержать государство. Бюджетным будут оплачивать выполнение государственного заказа. Для школы это уроки по предметам, перечисленным в государственном стандарте образования. Но не в любом объёме, а столько часов и на таком уровне, который установлен этим самым стандартом. Автономной школе тоже оплатят госзаказ, но разрешат вводить дополнительные уроки, предметы, курсы. (Всё, что лучше, сложнее, больше - только за деньги родителей). Полученной прибылью школа распорядится сама.

КАК ПОЛУЧИТСЯ В ЖИЗНИ: Осенью обещают принять новый закон «О Государственном Стандарте Образования». То есть - о бесплатном минимуме обучения. Какие предметы и насколько урежет российская власть? Неизвестно. Но хорошо известно, что уже сегодня школа, по большому счёту, не даёт достаточно знаний для поступления в вуз. Родителям приходится выворачивать карманы на репетиторов, если ребёнок серьёзно нацелен на институт. А если в этих карманах уже пустовато? Папа безработный, у мамы снизили зарплату в связи с кризисом, всю семью ограбили очередным повышением коммунальных платежей? Опустят имеющийся уровень — и под вопросом реально окажется не только высшее, но и среднее специальное образование!

Преподавателям новый закон тоже не сулит особой радости. При действующей системе оплаты труда «дополнительные доходы» руководство школы сможет тратить на вознаграждение себя, любимых и особо приближённых лиц. Госзаказ будут оплачивать по принципу: конкретная сумма на каждую ученическую душу. От школ уже теперь требуют «конкурировать за привлечение учащихся». А это означает: за «неконкурентоспособность» своего учебного заведения шишки будут собирать обучающиеся в нём дети (оттуда побегут мало-мальски приличные преподаватели).

ОТКУДА ТАКАЯ УВЕРЕННОСТЬ? Вся двадцатилетняя реформа образования в России - это постепенное разрушение советской системы просвещения. Это непрерывное понижение качества образования. Это всё более резкое разделение школьников по главному признаку: толщине родительского кошелька.

Введение единого госэкзамена, деление высшего образования на бакалавриат (равный техникуму, но, пока, частично, бесплатный) и магистратуру (платная специализация), новая система оплаты труда учителей, рост числа «платных мест» в вузах, а теперь и закон об автономных учреждениях - это звенья одной цепи. Господ правителей не пугает закрытие школ, рост неграмотности, деградация науки и прочие неизбежные последствия.

ПОЧЕМУ? Потому что развитие образования было важнейшей задачей в социалистическом государстве, в СССР. Капиталистической России это до фонаря. Это невыгодно - прямой прибыли не даёт, а затрат требует огромных. Рынку не нужны широко образованные, всесторонне развитые люди - ему требуются узкие специалисты. А их наплодить во много раз проще! Когда такой «спец» уже не вписывается в новые требования рынка - его выбрасывают на свалку жизни. Дёшево и сердито. При этом образованный, мыслящий человек быстрее разберётся, откуда ноги растут у жгучих общественных проблем. Или, говоря попросту, не умеющими думать управлять легче! Они не пойдут менять гнилую систему.

ВЫБИРАЙ БОРЬБУ! Нас толкают в число стран «третьего мира», потому что на «развитом Западе», в Европе, заметно движение в другую сторону. Там расширяется сфера бесплатного высшего образования, затраты бюджета на просвещение в разы больше, чем в России. Но там общество, прежде всего - молодёжь - постоянно и жёстко БОРЕТСЯ со своим государством, ЗАСТАВЛЯЯ делать образование общедоступным.

У нас были митинги и даже перекрытия дорог в начале монетизации пенсионерских и инвалидских льгот. Тогда коммунисты призывали здоровых, молодых, работающих: «Поддержите борьбу своих стариков, борьбу инвалидов, многодетных! Позволите безропотно ограбить их - следующими станете вы!» Но… граждане решили, что проблемы это — чужие (каждый за себя!). Отмолчались и отсиделись. Результат налицо, и, к сожалению, это не конец. Отбирать ещё есть что!

Буржуазная власть приняла так много грабительских, живодёрских и людоедских законов, что устанешь воевать с каждым по отдельности. Коммунисты уверены: надо протестовать при очередных планах урезания прав и опустошения карманов трудящихся.

Но ещё нужнее - понять, что капиталистическая система собственности и власти улучшению не поддаётся. Победы в экономической борьбе лишь преходящи и не решают проблем трудового народа. При первой же возможности буржуазная власть сведет все свои уступки на нет.

Трудящимся нужно своё государство (советское), свой строй (социализм). Добиться этого можно организованной борьбой, под руководством своей рабочей коммунистической партии, вооружившись теорией Маркса-Ленина-Сталина. Не следует верить буржуазной пропаганде про то, что все это «утопия». Господа врут, вкладывая во вранье большие средства, так как понимают, что трудящиеся, понявшие, каким образом изменить существующее положение, сметут буржуазный строй с лица земли.