В 1922 году индийский археолог Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд руины древнего города. Их назвали Мохенджо-Даро, что в переводе означает «Холм мертвых». Результаты раскопок потрясали воображение. Трудно было поверить, что в эти незапамятные времена люди умели так основательно обустраивать свои жизнь и быт. Вскоре после Мохенджо-Даро археологи нашли еще один город – Хараппу, принадлежавший к той же цивилизации (в науке она стала известна именно как Хараппская). Хараппа старше, чем Мохенджо-Даро – город возник задолго до третьего тысячелетия до н. э.


Как выглядел и чем жил город Мохенджо-Даро?

Мохенджо-Даро был разделен на две части. В одной располагались жилые кварталы. Сложенные из глиняных кирпичей и укрытые плоскими крышами дома выстраивались вдоль идеально прямых вымощенных камнем улиц и аллей. По своей планировке расчерченный на квадраты город напоминал не старинные «бурги» Европы, расходившиеся кольцами вокруг центральной крепости, а мегаполисы вроде Нью-Йорка или Петербурга, основанные в близкие к нам исторические времена. Рядом с каждым жилищем в жилой «зоне» Мохенджо-Даро обязательно был двор, колодец и даже туалет, нечистоты из которого смывались в проложенную под улицами канализацию.

В последний период существования цивилизации долины Инда ее жители научились добывать древесный уголь и строить простые котельные, вроде греческих и римских гипокаустов. С тех пор каждый городской житель мог принимать горячую ванну. Горожане добывали природный фосфор и использовали некоторые растения для освещения улиц и жилищ.

Другую часть города окружала стена из необтесанных, но очень плотно прилегающих друг к другу камней, чередующихся с кладкой сырцового кирпича. В этой части Мохенджо-Даро, в отличие от жилых кварталов, размещались сооружения куда более грандиозные. Например, зал собраний, общественная купальня, в которой, наверное, совершались ритуальные омовения, или огромное зерно­хранилище величиной с олимпийский плавательный бассейн.

Купцы и мастера

В городах долины Инда процветали торговля и ремесла. Археологи нашли в Мохенджо-Даро древние весы, а также трости с засечками – такой нехитрый инструмент играл роль линеек, и с его помощью купцы отмеряли ткань. Древнеиндийские коммерсанты широко использовали печати – ими скрепляли договоры и метили имущество. На печатях любили изображать животных – быков, тигров, антилоп. Вообще, изобразительное искусство достигло в городах Хараппской цивилизации высочайшего уровня. Настолько же близкие к реальности изображения человеческого тела в Древней Греции появились только спустя тысячу лет.

Взгляните на иллюстрацию выше, с каким тщанием вырезана фигура бородатого мужчины, одетого в расшитую тунику. Кем он был? Царем, героем или богом? Сегодня этого не знает никто.

Зато миниатюрное изваяние запряженной быками двухколесной повозки даже через тысячи лет сохранило для нас живой аромат повседневной жизни на Древнем Востоке. Кстати, заметьте – хараппцы знали колесо, а для цивилизации, существовавшей 45 веков назад, это было большим достижением. Например, индейцы Центральной Америки, воздвигнувшие пирамиды, мало чем уступавшие египетским, узнали о колесе только после завоевания Нового Света европейцами. А вот добывать железо в Мохенджо-Даро и Хараппе не умели. Зато археологи нашли много искусно сработанных медных и бронзовых вещей – ножи, серпы, иглы, мечи, щиты, наконечники стрел и копий. Как показывают раскопки, деловитые жители Хараппы и Мохенджо-Даро умели с толком провести минуты отдыха. На месте развалин найдены фигуры и доски для настольных игр вроде шахмат.

«Жителям этих городов, судя по всему, не приходилось заботиться о поисках пропитания. Они занимались, чем хотели, изобретали и пробовали все новое», - сказал как-то немецкий археолог Уте Франке-Фогт.

Неожиданный конец

Около 1800-го года до нашей эры блистательные города долины Инда стали приходить в упадок. Еще через несколько столетий Хараппа и Мохенджо-Даро полностью опустели, а потомки их жителей, вероятно, нашли новый дом в долине другой великой реки Индостана – Ганга. Что случилось с Хараппской цивилизацией?

В качестве наиболее вероятной версии ученые предлагают самую прозаическую: рост населения и его возрастающие запросы потребовали от крестьян этой древней страны выращивать все более и более богатые урожаи. Так продолжалось до тех пор, пока земли в плодородной долине Инда не пришли к полному истощению. И тогда, выжав из матери-земли все соки, человек пустился в бегство, подарив пустыне свои величественные, но бесполезные руины. Иные исследователи связывают упадок городов долины Инда с нашествиями воинственных, но менее развитых народов, например, налетевших с северо-запада ариев. Чья точка зрения правильнее?

«На заре индийской истории в долине реки Инд две тысячи лет существовала городская цивилизация. Ее называют Индской или Хараппской (по названию первого открытого города). Сейчас земли древней цивилизации субконтинента находятся на территории двух государств – Индии и Пакистана.»

В современной науке дискутируется вопрос о происхождении Хараппской цивилизации. Одни ученые предполагают, что ее основали выходцы из Месопотамии. Их оппоненты доходят до того, что утверждают противоположное: выходцы из долины Инда основали Шумер. Другие считают строителей Мохенджо-Даро представителями первой волны индо-европейских миграций на субконтинент.

Исследования второй половины XX века показали, что Хараппская цивилизация была результатом развития местных земледельческих культур. Городская цивилизация в долине Инда начала развиваться около 3300 года до н.э. После 2600 года до н.э. берет начало период Зрелой Хараппы. После 1900 года до н.э. начинается ее упадок, который продлился несколько веков и закончился исчезновением городов в долине Инда.

Крупнейшим городом Хараппской цивилизации был Мохенджо-Даро. Это название он унаследовал от названия местности в XIX веке – «холм мертвых». Мы не знаем, как называли город сами его жители.

История открытия

Честь открытия одного из крупнейших городов Хараппской цивилизации принадлежит индийцу. Этого человека звали Ракхал Баннерджи. Он родился в Западной Бенгалии, в небольшом городе Бахарампуре. Баннерджи окончил Колледж Президенси в Калькутте в 1907 году с отличием по истории. Ракхал продолжил свое образование и в 1911 году получил ученую степень по истории в Калькуттском университете.

За год до окончания университета молодой ученый начал работать в археологической секции Индийского музея Калькутты . Через год он принял участие в первых археологических раскопках.

До 1922 года Мохенджо-Даро был известен только плохо сохранившейся буддистской ступой. Баннерджи во время исследования местности обнаружил там кремневый скребок и предположил, что холм может иметь более древнюю историю. В 1922 году индиец начал раскопки.

Археологи нашли там печати с надписями на неизвестном языке, медные орудия и остатки древнего кирпичного города. Баннерджи предположил, что они обнаружили древнее поселение, которое предшествовало эпохе Маурьев.

В археологический сезон 1925-1926 годов раскопки в Мохенджо-Даро продолжились уже под руководством Джона Маршалла. Археологи нашли крупные жилые районы с хорошо построенными домами, прямые улицы, тонкие водостоки, кирпичный бассейн, который назвали «Большая баня». Во время раскопок обнаружили две знаменитые статуэтки – бюст «царя-жреца» и статуэтку танцовщицы.

Статуэтка танцовщицы представляет собой бронзовую фигурку обнаженной девушки. На ее левой руке имеются 25 браслетов, на правой – четыре. Статуэтка сделана из бронзы, время ее создание датируется XXVI веком до н.э. Через несколько лет археологи нашли в Мохенджо-Даро еще одну статуэтку танцующей девушки, которую датируют примерно тем же временем создания.

После находок в Мохенджо-Даро и других городах индологи начали пытаться дешифровать надписи на печатях. Исследователи пытались находить общее в знаках из долины Инда и надписях шумеров, минойцев, этрусков, хеттов, индийского слогового письма Брахми и даже письмен Ронго-ронго жителей острова Пасхи. Естественно, попытки не дали результата. Дискутировали о языке надписей из Мохенджо-Даро. Маршалл настаивал, что язык Хараппской цивилизации принадлежал к дравидийской семье.

В 1944 году в Индию приехал английский археолог сэр Мортимер Уилер. Его задачей было обучение нового поколения индийских археологов современным полевым методам. Когда Уилер впервые посетил Мохенджо-Даро, он обнаружил укрепленную цитадель города. В 1947 году, после отделения от Индии Пакистана, сэр Мортимер три года служил советником по археологии этой страны.

В 1950 году он вновь проводил раскопки в Мохенджо-Даро. Уилер завершил раскопки «Большой бани». На основании раскопок английский археолог сформулировал свою концепцию Индской цивилизации, которая долгое время была популярна и в науке, и в общественном сознании. По мысли сэра Мортимера Мохенджо-Даро и Хараппа были двумя столицами великого государства, во главе которого стояли цари-жрецы.

С 1980-х годов в Мохенджо-Даро начали проводиться раскопки командами из США, Германии и Италии в сотрудничестве с пакистанскими учеными. Их целью был пересмотр представлений, сделанных на основе прежних раскопок.

Появление Мохенджо-Даро

Вскоре после 2600 года до н.э., земледельческие поселения в бассейне Инда начали радикально менять свой облик. Развилась специализация ремесленников, появилась письменность, приморские города начали вести торговлю с азиатскими странами. Города выстраивали в соответствии с планом: они имели широкие улицы, дома из обожженного кирпича, оборонительные стены из глины и кирпича.

Высокий уровень грунтовых вод в месте расположения Мохенджо-Даро не позволяет археологам раскопать самые древние слои поселения. Большая часть раскопанных зданий относится к периоду Зрелой Хараппы.

Вероятно, Мохенджо-Даро был крупнейшим городом в ту эпоху. Он занимал выгодное положение между реками Инд и Восточная Нара. К северу от города располагалась Хараппа – второй по величине город Индской цивилизации, к югу – Дхолавира. Из Мохенджо-Даро шли дороги в нагорье Южного Белуджистана и долину реки Сарасвати. Город идеально подходил для контроля над коммуникациями всей долины Инда, и возможно именно для этого он был основан.

В цитадели города помещалась «Большая баня», резервуар, окруженный комплексом помещений. Сейчас этот комплекс считают религиозным, культ которого был связан с водой.

Облик города

Индский город был социальным, административным и религиозным центром окружающих земель. Предполагают, что основная часть горожан имела высокий уровень жизни. Центральное положение, размер и отдельные уникальные особенности заставляют некоторых ученых предполагать, что это был не просто город, а столица государства. Но других доказательств этому нет.

Мохенджо-Даро состоял из цитадели на западе и нижнего города на востоке. Их разделяла глубокая впадина. Для цитадели была подготовлена огромная платформа из песка и ила, укрепленная подпорной стеной из сырцового кирпича. Площадь цитадели была 200 на 400 метров. Ее отдельные структуры, такие как Большая баня, имели собственные платформы. Цитадель, как считают археологи, с самого начала строилась как единый комплекс.

Расположение цитадели в стороне от нижнего города заставляет предположить, что она возводилась, чтобы быть отдельной частью населенного пункта. Скорее всего, доступ туда контролировался стражей. На юго-восточном углу цитадели был вход в храм верхнего города.

Северо-восточная часть цитадели города находится под буддистской ступой и поэтому до сих пор не раскопана. Раскопки вокруг нее показывают, что на месте ступы стояли крупные здания. Южную часть цитадели занимал большой комплекс, в который входили зал с колоннами и, возможно, храм. Постройки этой части цитадели предназначались как для повседневной жизни, так и для общественных мероприятий.

Зал с колоннами предположительно использовался для общественных собраний. Исследователи нашли сходство между ним и залами для собраний в маурийской Паталипутре и монастырскими залами в буддистских монастырях. Этот зал был частью более крупного комплекса, возможно, дворца по типу резиденций правителей Ближнего Востока.

Самая известная постройка цитадели Мохенджо-Даро – «Большая баня». Ее назвали самым древним общественным резервуаром воды в древнем мире. Ее площадь составляла 11 на 7 метров, а глубина – почти два с половиной. Чтобы попасть в бассейн действовали две лестницы, а на одном конце резервуара помещалось отверстие для слива воды. Дно и стены резервуара были прочными благодаря глине, кирпичам и гипсу. Также стены укреплял толстый слой битума.

Предполагают, что Большая баня использовалась для проведения религиозных церемоний, во время которых проходило омовение участников. К северу от Большой бани стоял блок из восьми комнат с водными резервуарами, располагавшимися в два ряда. В каждой комнате была лестница, ведущая на верхний этаж. Предполагают, что в этих комнатах находились люди, обслуживающие Большую баню.

За блоком, отделенный от него улицей, располагалась так называемая Коллегия жрецов (College of Priests). Это было здание, состоявшее из множества маленьких комнат, нескольких внутренних дворов и одного большого внутреннего двора. У Колледжа было семь входов, поэтому предполагают, что он был связан с управлением городом.

Здание рядом с Большой Баней цитадели идентифицируют как зернохранилище. Но при раскопках здания не было обнаружено зерен, что делает спорным его идентификацию как житницы.

Нижний город тоже был возведен на искусственной насыпи – были обнаружены остатки ее подпорной стены. С севера на юг в городе пролегали три главные улицы и несколько второстепенных. Линии улиц отступали от ориентации север-юг не более, чем на два градуса. С востока на запад тоже пролегали улицы и переулки, которые делили Мохенджо-Даро на несколько кварталов. Главная улица города была шириной десять метров.

Дома в нижнем городе были двух- и трехэтажными. В них находилось по несколько комнат. У домов были внутренние дворы. Вход в жилище располагался в переулках, на широкие улицы смотрели только стены домов. Некоторые здания идентифицированы, как мастерские. На окраинах поселения были районы, в которых сосредотачивалась ремесленная деятельность. Около домов стояли небольшие кирпичные платформы, на которых в свободное время сидели и общались друг с другом жители города. Материалом для зданий Мохенджо-Даро был обожженный кирпич. Для дверей и оконных рам использовали дерево.

Одно из зданий нижнего города идентифицировали как храм, другое – как караван-сарай. В городе было около 700 колодцев. Такое число было связано с удаленностью Мохенджо-Даро от Инда. В соседней Хараппе было всего около 30 колодцев. Стоки канализации пролегали по центру улиц. Вдоль улиц росли деревья, которые дарили людям тень и возможно имели религиозное значение.

Внизу, вне искусственных холмов Мохенджо-Даро располагались пригороды. Самые крупные были к югу и востоку от города. Кроме жилых домов там находилась обширная промышленная зона.

Особенность большинства городов Индской цивилизации – невозможность точно идентифицировать общественные здания. Здесь сложно найти величественные храмы и дворцы, которые известны у других цивилизаций Древнего Востока. Некоторые дома нижнего города в Мохенджо-Даро имели внутренние платформы, которые должны были обеспечивать им внушительный вид. Другие дома имели сеть внутренних дворов.

Одно из зданий Мохенджо-Даро состояло из двух рядов помещений. Каждое из них включало две комнаты, разделенные перегородкой. В полу одной из комнат помещалась ванна. Предположительно, здание было гостиницей для купцов или чиновников, прибывающих в город.

Мохенджо-Даро занимал территорию более 250 гектаров, а его население оценивают от 40 до 100 тысяч человек. Шестиметровый искусственный холм поднимал город на высоту, которую не достигали воды разлившегося Инда.

Печати из Мохенджо-Даро

Вопрос о власти в городах Хараппской цивилизации дискутируется. Немногочисленные данные открывают возможность для самых противоположных толкований. С одной стороны, есть развитая система ремесленного производства, планировка городов, единообразие в артефактах. С другой стороны, отсутствуют такие признаки твердой единоличной власти как монументальные дворцы. Данные археологии не дают свидетельств о наличии у городов Инда сильных армий и полиции. Другие восточные цивилизации оставили дворцовые архивы. Возможно, архивные документы Индских городов были написаны на материале, который не пережил тысячелетия.

Главное свидетельство существования в Мохенджо-Даро политической структуры – печати. Квадратные артефакты из стеатита в большом количестве обнаружены в Мохенджо-Даро и других городах. Их находят на территории Шумера и Элама – земель, с которыми торговали города Инда.

Печати носили на шее. Чаще всего их находят вдоль дорог или в мастерских, где владельцы их теряли. Печати никогда не находили в могилах, вероятно, потому что печать была не личной вещью, а атрибутом должности. Оставляя пост, человек расставался и с печатью.

На печать помещали надпись и изображение. Пока не расшифрована хараппская письменность , надписи на печатях не могут быть прочитаны. Возможно, они сообщали имя и титул владельца, которому принадлежал товар. Самым популярным рисунком на печати был единорог. Около 50 печатей из Мохенджо-Даро и Хараппы содержали изображение быка. Еще реже можно найти изображения слона, антилопы и других.

Одни исследователи видят в рисунках родовые символы. По мнению других, это – символы городов. Единорог – знак Мохенджо-Даро, и преобладание таких печатей демонстрирует влияние этого города. Другая гипотеза – символ на печати отражает статус ее владельца и область его операций. За пределами долины Инда находят печати с быком. Вероятно, это был символ лица, занимающегося внешней торговлей.

Занятия

В Мохенджо-Даро производили одежду из хлопка. Хлопок выращивали в долине Инда и Белуджистане. Жители города использовали для его окраски индиго и корень марены. Ткани, выкрашенный при помощи марены в красный, были обнаружены при раскопках Мохенджо-Даро.

Жители Мохенджо-Даро использовали подъемные механизмы, чтобы добывать воду из рек и каналов. В городе сохранилось изображение такого устройства – вертикальный столб с ведром на одной стороне и противовесом на другой.

Как уже отмечалось выше, в Мохенджо-Даро было вырыто более 700 колодцев. Дома из десятилетия в десятилетие перестраивали, и уровень города поднимался. Колодцы тоже достраивали, чтобы они находились на том же уровне по отношению к мостовой. При раскопках старых улиц Мохенджо-Даро очищенные от векового мусора кирпичные колодцы возвышались над исследователями как башни.

Одни города долины Инда специализировались на одном ремесле, более крупные – были центрами многих ремесел. Ко второму типу относился Мохенджо-Даро . Потребности переселенцев и рыбаков стимулировали развитие водного транспорта. Глиняная табличка и печать, найденные при раскопках города, показывают, как могла выглядеть речная лодка. Это плоскодонка с каютой на палубе, напоминающая современные индийские плавучие дома. У нее были высокая корма и борта, два рулевых весла. Предположительно, лодки делали из связок камыша. Для каюты делалось четыре камышовых столба, на которые набрасывали ткань. Такие лодки могли легко ходить и по речному мелководью, и по морю. Но срок их жизни ограничивался несколькими месяцами.

На корме лодки, изображенной на табличке из Мохенджо-Даро, сидят две птицы. Предполагают, что их могли отпускать во время плавания, чтобы птицы указывали путь к суше.

Жители Мохенджо-Даро и других Индских городов широко использовали медь, которая шла на изготовление повседневных орудий труда. Вероятно, ее добывали на Индостанском горном хребте Аравалли. Спектральный анализ показал, что медные артефакты Мохенджо-Даро содержали никель и мышьяк. Эти элементы есть в меди Аравалли и регионов Омана, с которыми торговали древние индийцы. Скорее всего, местная медь была для Мохенджо-Даро основным, но не единственным источником. Из горных копей медь доставляли в город Кот-Диджи , а оттуда – в Мохенджо-Даро.

В Мохенджо-Даро обнаружены куриные кости. Ученые допускают, что куры могли быть одомашнены в этом регионе. Считается, что современные домашние куры происходят от птиц, одомашненных в Тайланде, но в долине Инда это могло быть сделано независимо от Юго-Восточной Азии. Возможно, жители города держали домашних уток. Но они точно продолжали охотиться на диких. Игровые фишки из Мохенджо-Даро украшают изображения уток.

В Мохенджо-Даро держали индийских серых мангустов. Возможно, индийцы использовали их для защиты от змей. На диких слонов охотились ради мяса и кости. Прирученных слонов использовали как рабочих животных. В городе делали произведения искусства из слоновой кости. Домашних верблюдов начали использовать в этих землях уже после упадка Мохенджо-Даро.

Окрестности города были полны древесиной, пригодной для строительства. В Мохенджо-Даро для стропильных балок использовали дерево дальберия сиссу. Тамариск использовали как топливо. Из палисандра, полученного из дальберии, делали мебель, инструменты, колеса телег, а также гробы. Для строительства зданий в Мохенджо-Даро привозили с возвышенностей сосны и гималайские кедры.

В вопросе обеспечения жителей питанием города были самодостаточными. Крупнейшие из них зависели от сельской округи. Но существовала и торговля продуктами питания, об этом говорят находки финиковых косточек в Моженджо-Даро.

Упадок

Последний период существования Мохенджо-Даро отличается упадком городской жизни. Дома строились плохо, жители пренебрегали гигиеной – приходила в упадок система канализации. Мертвых бросали в заброшенных домах или оставляли на улицах, вместо того чтобы проводить погребальные обряды. Большая баня перестала работать. Некоторые культовые статуи были целенаправленно уничтожены. Похожая картина была свойственна и других городам долины Инда.

Причину такого упадка Мохенджо-Даро видят в эпидемиях. Изучение скелетов из верхних уровней города показывает, что жители Мохенджо-Даро умирали от болезней, в частности – малярии. Мохенджо-Даро и другие города с их обилием воды в колодцах, резервуарах и емкостях для стока были идеальным местом для распространения малярии и холеры. Последние жители Мохенджо-Даро ютились в немногих ветхих жилищах.

Введение

Теории происхождения

Ареал распространения

Хронология

Город и его особенности

Занятия населения

Политическая организация и социальная структура

Торговля и внешние связи

Язык и письменность

Упадок индских городов

Список используемой литературы


Введение

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду сдревнеегипетскойи шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. Развивалась в долине рекиИндв XXIII-XIX веках до н. э.до прихода ариев, во II тыс. до н. э. Наиболее значительные центры -Хараппа,ЛотхалиМохенджо-Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек.

С VII тыс. до н. э. в долинеИндаиСарасватиразвивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называютмергарской. В эту эпоху человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегосяскотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень - формирования нового культурно-исторического комплекса.

Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, вАмрией предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с хараппской.

У индскихдравидовбыли развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежалоирригационноеземледелие. ВМохенджо-Даробыли обнаружены едва ли не первые известные археологам общественныетуалеты, а также система городскойканализации.

Письменность долины Индаучёным расшифровать не удаётся, поэтому сведения о политическом развитииХараппыи Мохенджо-Даро и имена правителей на сегодняшний день неизвестны. Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение сМесопотамией,Средней Азией, прямые торговые контакты доходили доШумераиАравии.

Закат индской цивилизации приходится на XVIII-XVII века до н. э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток (на территории Пакистана остаются только предки народабрауи) и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по носителям цивилизации нанесло вторжениеариев.


Теории происхождения

Одним из самых сложных вопросов в изучении Хараппской цивилизации является вопрос о ее происхождении. Высказывались разимо точки зрения - о шумерской основе Хараппской культуры, о создании ее индоарийскими племенами, в связи с чем Хараппская цивилизация рассматривалась как ведийская. Известный археолог Р. Гейне-Гельдерн писал даже о том, что цивилизация на Инде возникла внезапно, так как никаких следов предшествующего развития будто бы не обнаружено. За последние годы собраны новые важные материалы о местном происхождении этой культуры. К сожалению, подпочвенные воды пока мешают археологам последовать самые нижние склоны в Мохенджо-Даро.

Археологические раскопки в Белуджистане и Синде показали, что здесь в IV – III тысячелетии до н. э. существовали земледельческие культуры, которые имеют много общего с ранней Хараппской культурой и с которыми Хараппские поселения в течение длительного времени поддерживали контакты. В Синде земледельческие культуры появляются позднее, что позволяет предполагать проникновение сюда каких-то племен из областей Белуджистана и Южного Афганистана.

В долине Инда Хараппские поселения возникают, очевидно, не сразу и не одновременно. Вероятно, из какого-то одного центра, где раньше всего сложилась городская культура, происходило постепенное расселение ее создателей. В этой связи особый интерес представляют исследования французского археолога Ж. М. Казаля поселения Амри, который установил стратиграфию от дохараппского периода до позднехараппского. Здесь прослеживается местное развитие культур: с момента, когда большая часть керамики изготовлялась вручную, без гончарного круга, когда строения только появлялись, а использование металлов лишь начиналось, до более развитых фаз, отмеченных расписной керамикой и более прочными, сырцовыми постройками. Нижние слои дохараппского периода имеют аналогии с раннеземледельческими культурами Белуджистана, в более поздних слоях появляется керамика раннехараппских поселений долины Инда. Наконец, раскопки показали, что традиции, типичные для культуры Амри, сосуществуют вместе с Хараппскими.

В самой Хараппе под городскими укреплениями была найдена керамика культуры Амри, а в нижних слоях Мохснджо-Даро - керамика Белуджистанских культур, что свидетельствует, очевидно, не только о тесных контактах индских поселений с земледельческими культурами Белуджистана и Синда, но и о том, что Хараппская цивилизация имеет местные корни. Она возникла на основе традиции земледельческих культур.

Раскопки пакистанских археологов в Кот-Диджи (недалеко от современного Хайпура) показали, что в дохараппский период здесь существовала уже весьма развитая культура: ученые открыли цитадель и собственно жилые кварталы, возникшие, по данным радиокарбонного анализа, в XXVII-XXVI вв. до и. э. Керамика из Кот-Диджи ранного периода имеет аналогии с керамикой земледельческих поселений Синда и Белуджистана, а более поздняя - с Хараппской. Это позволило проследить эволюцию местных традиций до собственно хараппских, датируемых XXI-XX ив. до н. э. Явный предхараппский период был открыт индийскими археологами при раскопках в Калибангане (Раджастан), где на одном холме находились поселения предшественников хараппанцев, а на соседнем - постройки уже создателей Хараппской культуры. Керамика предхараппского поселения имеет много общих черт с керамикой Амри и Кот-Диджи. Таким образом, ученым удалось проследить развитие Хараппской культуры на основе более древних местных традиций.

Вместе с тем Хараппская цивилизация явилась новым этапом, качественным скачком в развитии древнейших культур Индостана, ознаменовавшим появление цивилизации городского типа.

Большое значение имела, очевидно, речная система Инда, создающая благоприятные условия для развития материальной культуры и экономики и для создания городских поселений, ремесла и торговли. Неслучайно большая часть всех Хараппских поселений располагалась по берегам Инда и его притоков. Позднее Хараппские поселения появились в верховьях Ганга и Ямуны (современная Джамна).

Многое в происхождении Хараппской культуры остается еще не совсем ясным и нуждается в дальнейшей разработке, но теории, связывающие создание этой цивилизации с пришельцами - ариями или шумерами, в настоящее время представляют лишь историографический интерес.

Ареал распространения

В 20-х годах XX в, когда началось научное изучение Хараппской цивилизации, существовало мнение об относительно узких границах этой культуры. Действительно, вначале Хараппские поселения были найдены только в долине Инда. Теперь же, в результате современных археологических исследований, стало ясно, что Хараппская цивилизация была распространена на огромной территории: с севера на юг более 1100 км и с запада на восток более 1600 км.

Раскопки на Катхиаарском полуострове показали, что население постепенно продвигалось к югу, колонизуя новые территории. В настоящее время самым южным считается Хараппское поселение у устья реки Нарбада, но можно предполагать, что хараппанцы проникли еще южнее. Они устремлялись и на восток, подчиняя себе все новые области. Археологи открыли Хараппское поселение недалеко от современного Аллахабада. Так создавались различные варианты Хараппской культуры, хотя в целом это была единая культура с установившимися традициями.

Можно предполагать, что некоторая разноплановость внутри этой огромной цивилизации отражала разную этническую основу и неодинаковый уровень развития тех районов, где появлялись создатели этой цивилизации.

Хронология

Хронологию Хараппской цивилизации ученые определяют сейчас различными способами. Прежде всего это сопоставление индских и месопотамских вещей (например, индских печатей, найденных в городах Двуречья), спектральный анализ фаянсовых изделий, карбонный анализ вещей, к которому стали обращаться в последние годы, а также данные аккадских источников о торговых отношениях с Востоком. Вначале ученые очень удревняли возраст городов Хараппской культуры, исходя лишь из общих соображений о сходстве процесса развития цивилизации в Шумере и Индии. Английский археолог и один и зачинателей «индской археологии», Дж. Маршалл, в начале 30-х годов датировал Индскую культуру от 3250 до 2750 г. до н. э. Когда же были опубликованы печати индского типа, найденные при раскопках городов древней Месопотамии, оказалось, что большая часть их связана с правлением Саргона I (2369- 2314 г. до н. э.), а также с периодами Исины (2024-1799 гг. до н. э.) и Ларсы (2024-1762 гг. до н. э.). На этом основании ученые пришли к выводу, что наиболее прочные связи между Месопотамией и Индией условно можно было отнести к XXIII-XVIII в. до н.э.

Показательно, что в аккадских текстах наибольшее число упоминаний о торговле с восточными областями, в том числе с Дильмуном и Мелухой, которые идентифицируются учеными с индскими или соседними с этими областями, падает на период III династии Ура (2118-2007 гг. до н. э.) и период династии Ларсы. Большой интерес представило открытие по одной из клинописных табличек, датируемой 10-м годом правления царя Ларсы Гунгунума (1923 г. до н. э.) оттиска печати индского типа. Все эти данные позволили предположить, что период расцвета индских городов - конец III- начало II тысячелетия до н. э. При раскопках месопотамских городов печати были обнаружены и в слоях касситского периода, что свидетельствует о продолжении контактов и в эту эпоху. В верхних слоях Хараппы были найдены фаянсовые бусы, спектральный анализ которых установил их тождественность бусам из Кносса на острове Крит (XVI в. до н. о.). На основавши этого последний период в истории Хараппы также можно датировать XVI в. до н. э.



Мохенджо-Даро(« холм мертвецов») — город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Междуречья. Его обнаружили в 1920 году вместе с городом Хараппу на территории Пакистана. Города явно воздвигнуты по Ведической традиции.


Мохенджо-Даро выделяется среди других центров Индской цивилизации почти идеальной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала обожжённого кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. Среди прочих построек обращают на себя внимание зернохранилище,« большой бассейн» для ритуальных омовений площадью 83 кв. м. и возвышенная« цитадель»(по всей видимости, предназначавшаяся для защиты от наводнений).
Ширина улиц в городе достигала 10 м. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Часть территории нижнего города, где селились простолюдины, была со временем затоплена Индом и потому остаётся неисследованной.
Находка 5000 летней давности доказала что в этих местах существовала высокоразвитая цивилизация. И веками устоявшаяся культура. Судите сами если городу высокой цивилизации 5000 лет, то сама цивилизация не могда возникнуть за один день, и у этой цивилизации есть не меннее продолжительная предистория. Что означает что цивилизация и разум построившие эти города еще древнее. Отсюда следует простой логический вывод. Что к возрасту найденных городов можно смело добавить 2000 лет
Итого возраст самой самой цивилизации был не меньше 7000 лет.
Самое интересное, что город Махенджадара был уничтожен ядерным взрывом. В костях скелетов обнаруженных на месте раскопок Мохенджо-Даро(Махенджадара) уровень радиации превышал в несколько раз. Река которая протекала рядом испарилась в одно мгновенье.


Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели города Мохенджо-Даро в Индии. В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины. Их назвали Мохенджо-Даро, что в переводе означает «Холм мертвых». Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели? Ни на один из них раскопки ответа не дали…

Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города МохенджоДаро в Индии. В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины. Их назвали Мохенджо-Даро, что в переводе означает «Холм мертвых». Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели? Ни на один из них раскопки ответа не дали…

В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт - катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.

Упадок культуры - процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было - это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.






Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!). По всей вероятности, песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область - эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются Наиболее сохранились окраинные строения Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Аэрофотосъемка города
Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией» Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки Впрочем, в индийском эпосе «Махабхарата» говорится о некоем «взрыве», который вызвал «слепящий свет, огонь без дыма», при этом «вода начала кипеть, а рыбы обуглились» Что это - просто метафора» Д Девенпорт считает, что в ее основе есть. какие-то реальные события.

Но вернёмся к самому городу…















Реконструкция города Хараппской культуры, к ней принадлежит и Мохенджо-Даро
Мохенджо-Даро занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича. Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750гг. до н.э.

Мохенджо-Даро считается одним из величайших археологических памятников мира. В 1980 г. он был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Древней Месопотамии.

В 1922 г. на одном из островов реки Инд археологи обнаружили развалины древнего города. Были обнаружены следы пожаров и сильных разрушений, но не было найдено ни одной могилы, поэтому город назвали Мохенджо-Даро (Mohenjo Daro), что в переводе с языка синдхи означает «Холм Мертвых». Мы так и не знаем, как назывался этот город на самом деле, как называли себя его жители. Точно известно лишь одно — это один из самых великих городов древности. И один из самых загадочных, он погиб около 3700 лет назад при весьма необычных и до сих пор не разгаданных обстоятельствах. Города редко приходят в упадок внезапно, а в этом городе все указывало на то, что катастрофа наступила мгновенно.

На сегодняшний день вскрыто и расчищено лишь около 10 процентов территории Мохенджо-Даро, это 260 га или более 2,5 кв.км. Его окраины сегодня погребены под илистыми отложениями Инда. Раскопки здесь велись до 1960-х годов. По мере того как археологи спускались все ниже, навстречу стали подниматься засоленные подпочвенные воды. Соленый налет виден повсюду на кирпичах. Соль стала разъедать то, что осталось от города. И тогда по решению ЮНЕСКО раскопки были законсервированы.

Но и вскрытая во время археологических исследований древняя кладка кирпичей Мохенджо-Даро, совершенство которой поражает археологов, надежно хранит тайны своего города. Исследователи не обнаружили ни одного кладбища в окрестностях Мохенджо-Даро. А ведь город просуществовал, как минимум, полтора тысячелетия. В развалинах зданий и сооружений не было обнаружено многочисленных трупов людей и животных.

В одном из домов были найдены скелеты тринадцати мужчин, женщин и одного ребенка. Их останки носили признаки внезапной смерти. Но они не были убиты и ограблены - на некоторых были браслеты, кольца, бусы. По всему городу археологи натыкались на подобные группы скелетов, которые свидетельствовали, что перед своей гибелью люди свободно ходили по улицам и были застигнуты смертью врасплох.

Все это отчасти напоминало картину внезапной гибели людей в Помпеях. Только на единицах из нескольких тысяч скелетов, найденных в Мохенджо-Даро, действительно имелись следы ранений. При раскопках не было обнаружено ни оружия, ни остатков какой-либо воинской амуниции, ни даже обломков оружия или следов разорения. Общее количество скелетов составило несколько тысяч, что очень мало для большого города. По подсчетам специалистов, в период расцвета в Мохенджо–Даро проживало около 50 000 человек.

Почему жители покинули Мохенджо–Даро, куда ушли десятки тысяч человек, живших здесь? – Эти вопросы до сих пор остается без ответа.

Первоначально Мохенджо-Даро располагался на двух островах на реке Инд. И как показывают раскопки и компьютерные реконструкции города, жить там было очень комфортно. Пожалуй, даже более комфортно, чем в некоторых современных городах. Широкие мощеные улицы, многокомнатные 2-х и 3-х этажные дома, канализация, водопровод и другие удобства.

В эпоху процветания Мохенджо-Даро вокруг него простирались плодородные земли, а полноводные реки являлись транспортными каналами. Население занималось земледелием и выращивало пшеницу, ячмень, кунжут, финики и хлопок. Богатые урожаи и удобные пути сообщения позволяли жителям города обменивать свои продукты на сырье, металл, драгоценные камни и специи из Средней Азии, Афганистана, Персии и Южной Индии. Среди развалин Мохенджо-Даро было найдено множество мужских и женских фигур из терракоты и миниатюрные изображения различных животных, а также глиняные печатки с пиктографическими надписями.

Дома в Мохенджо–Даро строили из обоженного кирпича, что в совокупности с остатками огромных плотин, защищавших города от наводнений, и густой сетью сточных канав свидетельствует о том, что жители долины Инда, в отличие от шумеров Южной Месопотамии, явно имели избыток воды, хотя сегодня это одно из самых засушливых мест на планете.

Индская цивилизация хранит множество неразгаданных загадок. Мы не знаем, как в действительности она называлась, кто ее создал. Забыты названия ее городов. Неизвестен и язык этой цивилизации, иероглифы на индских печатях до сих пор остаются нерасшифрованными. Известно лишь, что что она пришла в упадок довольно быстро. На сегодняшний день выдвинуто несколько гипотез, объясняющих причины крушения столь обширной, мощной и развитой цивилизации. Среди них: изменение климата, связанное с движением тектонических плит, наводнения, землетрясения, нашествие кочевых племен. Однако более поздние исследования не подтвердили ни одну из этих гипотез. А гибель Мохенджо-Даро вообще наступила внезапно.

В Мохенджо-Даро археологи обнаружили район, где кирпичи оплавлены и это породило ряд фантастических гипотез гибели Мохенджо-Даро вплоть до современного ядерного оружия, якобы существовавшего в древности. Из проведенных исследований было ясно одно: Мохенджо-Даро стал жертвой какой-то экологической катастрофы, она произошла внезапно и длилась недолго. Однако сила ее была такова, что она привела к внезапной и необратимой гибели целого города. Интересен и тот факт, что практически одновременно с Мохеджо-Даро погибли и другие, расположенные неподалеку крупные города.

Причины гибели Мохенджо-Даро

Версия первая. Мохенджо-Даро и черные молнии

В журнале «Вокруг света» №7 за 1987 г. была опубликована статья профессора М. Дмитриева «Черные молнии над Мохенджо-Даро». В ней высокая температура, оплавившая камни в «эпицентре взрыва», объяснялась взрывом большого количества шаровых молний или физико-химических образований (ФХО) (черных молний), которые неустойчивы и при их распаде возникает значительная температура. Эти образования способны существовать очень долго и выделять ядовитые газы. Предполагается, что они-то и «задушили» жителей. Причем ФХО могут взрываться подобно обычным шаровым молниям. Именно агрессией огромного скопления “черных молний“ сторонники такой гипотезы объясняют оплавленные камни и скелеты людей на улицах Мохенджо-Даро.

Но что заставило черные молнии скопиться именно в Мохенждо-Даро? Развалины города находятся на территории Пакистана, недалеко от границы с Индией. Это как раз на стыке Индийской и Евразиатской литосферных плит. В этом месте в земной коре возникают огромные тектонические напряжения. Считается, что именно столкновение этих двух плит, продолжающееся миллионы лет, привело к возникновению горно-складчатого пояса, называемой сейчас Гималаями.

Давление на стыке двух плит могло вызвать огромное электрическое напряжение в горных породах, содержащих кварц. По той же причине возникает напряжение и в пьезозажигалке. Только масштабы здесь континентальные. В то же время между поверхностью Земли и верхними слоями атмосферы существует огромное напряжение. Верхний слой ионизирован солнечным излучением, он электропроводен. Поверхность Земли и ионосфера становятся обкладками всепланетного конденсатора. Слой атмосферы между ними является изолятором. Можно представить себе, какая молния может получиться, если замкнуть поверхность с ионосферой. Была даже гипотеза, что Никола Тесла научился вызывать ионосферный пробой и даже говорил, что может сжечь электричеством сразу целую армию или флот.

Древнеиндийские мифы говорят о каком-то нестерпимом сиянии. Возможно, это и была невероятная ионосферная молния.

Если действительно была невероятная молния, то от нее должен остаться не менее невероятный фульгурит. Это канал сплавленного грунта, уходящий вглубь земли в месте удара молнии.

Данную версию о черных молниях поддерживает исследователь В.Кандыба. Он напоминает о множестве древних сообщений о сильных свечениях воздуха и всевозможных необычных явлениях в Китае, Эфиопии, Индии, Египте, Шотландии.

Версия вторая. Мохенджо-Даро и землетрясение

Эту версию выдвинул американский исследователь геолог Д. Рейкс, изучавший строение земных слоёв в районе Мохенджо-Даро. Он установил, что в ста сорока километрах к югу от города находился очаг сильнейшего землетрясения, которое изменило облик долины Инда. Вероятно, с него всё и началось. По-видимому, землетрясение вздыбило землю, Инд оказался перегороженным, и его воды повернули вспять. Затем началось наступление грязевых потоков. Поселения вблизи Мохенджо-Даро были погребены под многометровым слоем ила и песка. Горожане пытались защититься, стали возводить дамбы, следы которых найдены при раскопках. Но бороться с водой и грязевыми потоками становилось всё труднее и труднее.
Учённые полагают, что наступление грязевого моря длилось около ста лет. В итоге стихия победила, а город погиб. Некоторые ученые считают, что одним из факторов, провоцирующих землетрясение, могут быть и перепады атмосферного давления. Эта версия стала особенно популярной после сильного землетрясения, которое пережили Индия и Пакистан в октябре 2005 года. Правда, эта версия не объясняет оплавленный кирпич.

Версия третья. Мохенджо-Даро и наводнения

Некоторые историки полагают, что город стал жертвой серии мощных наводнений — разливавшийся Инд часто затапливал Мохенджо-Даро, и жители были вынуждены покинуть город. Как показали снимки из космоса, русла реки Инд и ряда других местных рек многократно меняли свои направления. Причиной тому были подвижки земной коры. Более того, Инд не раз затоплял Мохенджо-Даро. В итоге повреждалась система канализации, в результате чего в условиях жаркого климата начинались ужасные эпидемии, буквально косившие людей. Остававшиеся в живых спешно покидали город. В подтверждение этой версии исследователи ссылаются на археологов, которые установили семь или девять слоев ила между уровнями зрелой культуры Мохенджо–Даро. Таким образом, город был последовательно разрушен и восстановлен по крайней мере семь раз. Каждый раз новые города строились поверх старых.

Версия четвертая. Мохенджо–Даро и оружие древних

Эту версию изложили в своей книге «Атомный взрыв в 2000 до н.э.» («Atomic Destructionin 2000 BC», 1979) Дэвид Дэвенпорт и Этторе Винченти. Английский исследователь культуры и языков Древней Индии Д. Дэвенпорт, знаток санскрита, родился и некоторое время жил в Индии. Он был одержим идеей перевода древнеиндийских текстов с санскрита на английский язык и объективной интерпретации философского значения и исторических фактов, изложенных в этих текстах. Он также прожил 12 лет в Пакистане, изучая руины Мохенджо–Даро.

Д. Дэвенпорт совместно с итальянским исследователем Винченти установили, что примерно 3700 лет назад на вершине холма, вокруг которого был построен Мохенджо-Даро, произошёл мощный взрыв, похожий на атомный (по разным оценкам, дата разрушения варьируется от 1500 до 2000 г. до н. э.). Они разместили в упомянутой книге схему разрушений зданий. Если посмотреть на нее внимательно, можно увидеть четко очерченный эпицентр, внутри которого все строения сметены. По мере движения от центра к периферии разрушения уменьшаются, постепенно сходя на нет. Становится понятным, почему окраинные здания являются наиболее сохранившимися строениями Мохенджо-Даро.

При внимательном осмотре разрушенных зданий Д. Дэвенпорт и Э. Винченти установили, что диаметр эпицентра взрыва составляет около 50 м. На этом месте все кристаллизовано и расплавлено, все строения стерты с лица земли. На расстоянии до 60 м от центра взрыва кирпичи и камни оплавлены с одной стороны, что указывает на направление взрыва.

Как известно, камни плавятся при температуре около 2000°С. В этих местах обнаружен и песок, превратившийся в стекло. (Точно такие же пласты зеленого стекла были обнаружены в пустыне штата Невада (США) после проведения ядерных испытаний).

В направлении от центра к периферии степень разрушения зданий постепенно уменьшается.

Исследователи также установили, что древний город разрушили три мощные ударные волны, распространившиеся на милю от эпицентра взрыва. Среди руин в районе с радиусом свыше 400 метров разбросаны куски глины, керамики и некоторых минералов, которые подверглись быстрому оплавлению. Все люди, кто находился в эпицентре, мгновенно испарились, поэтому археологи не нашли там скелетов.

Исследователи отправили так называемые черные камни, которые были разбросаны по улицам города, в Институт Минералогии Римского Университета и в лабораторию Национального совета исследований (Италия). Выяснилось, что черные камни - это не что иное, как осколки глиняной посуды, спекшиеся при температуре около 1400-1600 градусов, а потом затвердевшие.

Кстати, подобные образования, тектиты, возникающие под воздействием высокой температуры, ученые находят в разных районах Земли. В 1822 году в Москве на русском языке был издан перевод с французской книги Г. Пропиака «Достопамятности в мире, или Описание существующих на Земле редких произведений природы и искусства» (часть 1). В ней можно прочитать небольшой, но весьма любопытный раздел «Остекляненныя крепости в Гейланде, что в Шотландии».

Удивительно, но гипотеза Дэвенпорта уже в 80-е годы прошлого столетия была забыта. Несмотря на то, что она объясняет многие загадки Мохенджо–Даро,продолжения исследований в этом направлении не последовало.

Версия пятая. Мохенджо-Даро и оружие пришельцев

В древних индийских хрониках «Книга Дзаена» написано предание о неземных существах, прилетавших к мирным туземцам на, говоря современным языком, металлическом корабле. В книге говорится, что однажды, эти существа разругались с местными жителями. Они переселились в соседний город и там их выбрали правителями. Именно тогда новый вождь и выпустил на город своих врагов большое светящееся копье, которое разрушило все постройки и сожгло жителей. И даже те, кто вошел в город позже, со временем заболели и умерли. А новый вождь, собрав всех своих воинов, их детей и жен, улетел в неизвестном направлении на таинственном корабле. Некоторые исследователи считают, что Мохенджо–Даро и есть тот сожженный город, но доказательств этому нет.

Немало интересных фактов и в других источниках. «Великие войны в Небе» описаны в древнеиндийских Пуранах и у древнегреческого автора «Войны Титанов» Гесиода. В Библии описана война в Небе воинства Михаила против «Дракона — Юпитера» и «Люцифера — Венеры». Е.П. Блаватская в своей «Тайной доктрине» также пишет, ссылаясь на Пураны, о войне двух рас, которая спровоцировала Всемирный потоп. А вот что писал Э. Церен в книге «Библейские холмы» о знаменитой Вавилонской башне — то есть зиккурате Этеменанки: «Нельзя найти пояснения тому, откуда взялся такой жар, который не просто раскалил, но и расплавил сотни обожженных кирпичей, опалил весь остов башни, которая от жара спеклась в плотную массу, подобную расплавленному стеклу». В свое время упоминал об этом и Марк Твен, путешествовавший в 1867 году по Ближнему Востоку: «(Было) восемь ярусов (башни), две из которых стоят и по сей день… гигантская, кирпичная кладка, рассеявшаяся посредине от землетрясений, опаленная и наполовину расплавленная молниями разгневанного бога».

На подобные факты обращает внимание и А.А.Горбовский в своей книге «Загадки древнейшей истории». Например, на стенах ирландских крепостей Дундалл и Экосс сохранились следы очень высокой температуры — расплавлены даже гранитные глыбы, а температура плавления гранита превышает 1000 градусов Цельсия! Другие следы возможного применения неведомого оружия были найдены в Малой Азии при раскопках столицы древних хеттов Хаттусас, а также в Центральной Америке.

Так или иначе, во многих легендах народов мира есть рассказы о том, как боги сражались в небесах, используя некие летательные аппараты, оснащенные оружием. Особенно их много в древнеиндийских текстах.