Сергей Александрович Есенин

Гляну в поле, гляну в небо —
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.

О, я верю — знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.

Есенин не раз признавался, что основная тема его творчества - тема Родины. Поэт искренне любил и хорошо знал природу средней полосы России, умел описать ее ярко, точно, оригинально. «Гляну в поле, гляну в небо…» - стихотворение, датированное 1917 годом. По мнению большинства исследователей лирики поэта, создано оно пятнадцатого августа. В этот день православная церковь отмечает Успение Божией Матери - один из самых чтимых на Руси праздников. Для крестьян он имел особенное значение, потому что по времени совпадал с завершением жатвы. Как правило, Успение Божией Матери ознаменовывалось народными гуляньями, осенними хороводами. В некоторых местностях праздник был точкой отсчета для начала бабьего лета. К Успению, также называемому Спожинками, Оспожинками, Дожинками и так далее, отсылают читателей следующие строки из стихотворения «Гляну в поле, гляну в небо…»:

Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Нередко в лирике Есенина встречаются космические пейзажи, небесные явления. В анализируемом тексте речь идет о начале первого четверостишия. Космическая модель мира, которой придерживался Сергей Александрович, включает в себя две части - небо и землю. При этом верхний и средний ярусы тесно взаимосвязаны. В рассматриваемом произведении лирический герой утверждает, что «…и в полях и в небе рай».

Религиозность поэта - вопрос весьма интересный, но в рамках этой статьи мы лишь немного коснемся его. В 1915 году, когда Есенин прибыл в Петроград с целью познакомить со своим творчеством Блока, представители российской интеллигенции неслучайно приняли крестьянского поэта с распростертыми объятиями.

Александр Блок

Сергей Александрович вполне соответствовал образу деревенского мужика, который они для себя создали. В частности, Есенин выступал в роли образцово-показательного носителя исконно русской духовности. Поэт вел себя грамотно - религиозность в его лирике подавалась мягко, без сильного нажима. Это видно и по стихотворению «Гляну в поле, гляну в небо…». Успение Божией Матери отражено всего в двух строках, да и то очень завуалированно. Что касается рая, в данном случае он практически лишен православного подтекста. Однажды Сергей Александрович прямо высказался по поводу религии в своем творчестве. По его словам, всех Микол, Божьих матерей и Иисусов стоит воспринимать в качестве сказочных персонажей, введенных в поэтический текст.

«Гляну в поле, гляну в небо…» Сергей Есенин

Гляну в поле, гляну в небо -
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.

О, я верю - знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.

Анализ стихотворения Есенина «Гляну в поле, гляну в небо…»

Есенин не раз признавался, что основная тема его творчества – тема Родины. Поэт искренне любил и хорошо знал природу средней полосы России, умел описать ее ярко, точно, оригинально. «Гляну в поле, гляну в небо…» – стихотворение, датированное 1917 годом. По мнению большинства исследователей лирики поэта, создано оно пятнадцатого августа. В этот день православная церковь отмечает Успение Божией Матери – один из самых чтимых на Руси праздников. Для крестьян он имел особенное значение, потому что по времени совпадал с завершением жатвы. Как правило, Успение Божией Матери ознаменовывалось народными гуляньями, осенними хороводами. В некоторых местностях праздник был точкой отсчета для начала бабьего лета. К Успению, также называемому Спожинками, Оспожинками, Дожинками и так далее, отсылают читателей следующие строки из стихотворения «Гляну в поле, гляну в небо…»:
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Нередко в лирике Есенина встречаются космические пейзажи, небесные явления. В анализируемом тексте речь идет о начале первого четверостишия. Космическая модель мира, которой придерживался Сергей Александрович, включает в себя две части – небо и землю. При этом верхний и средний ярусы тесно взаимосвязаны. В рассматриваемом произведении лирический герой утверждает, что «…и в полях и в небе рай».

Религиозность поэта – вопрос весьма интересный, но в рамках этой статьи мы лишь немного коснемся его. В 1915 году, когда Есенин прибыл в Петроград с целью познакомить со своим творчеством Блока, представители российской интеллигенции неслучайно приняли крестьянского поэта с распростертыми объятиями. Сергей Александрович вполне соответствовал образу деревенского мужика, который они для себя создали. В частности, Есенин выступал в роли образцово-показательного носителя исконно русской духовности. Поэт вел себя грамотно – религиозность в его лирике подавалась мягко, без сильного нажима. Это видно и по стихотворению «Гляну в поле, гляну в небо…». Успение Божией Матери отражено всего в двух строках, да и то очень завуалированно. Что касается рая, в данном случае он практически лишен православного подтекста. Однажды Сергей Александрович прямо высказался по поводу религии в своем творчестве. По его словам, всех Микол, Божьих матерей и Иисусов стоит воспринимать в качестве сказочных персонажей, введенных в поэтический текст.

Есенин не раз признавался, что основная тема его творчества – тема Родины. Поэт искренне любил и хорошо знал природу средней полосы России, умел описать ее ярко, точно, оригинально. “Гляну в поле, гляну в небо…” – стихотворение, датированное 1917 годом. По мнению большинства исследователей лирики поэта, создано оно пятнадцатого августа. В этот день православная церковь отмечает Успение Божией Матери – один из самых чтимых на Руси праздников. Для крестьян он имел особенное значение, потому что по времени совпадал с завершением

жатвы. Как правило, Успение Божией Матери ознаменовывалось народными гуляньями, осенними хороводами. В некоторых местностях праздник был точкой отсчета для начала бабьего лета. К Успению, также называемому Спожинками, Оспожинками, Дожинками и так далее, отсылают читателей следующие строки из стихотворения “Гляну в поле, гляну в небо…”:
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Нередко в лирике Есенина встречаются космические пейзажи, небесные явления. В анализируемом тексте речь идет о начале первого четверостишия. Космическая модель мира, которой придерживался Сергей Александрович, включает

в себя две части – небо и землю. При этом верхний и средний ярусы тесно взаимосвязаны. В рассматриваемом произведении лирический герой утверждает, что “…и в полях и в небе рай”.

Религиозность поэта – вопрос весьма интересный, но в рамках этой статьи мы лишь немного коснемся его. В 1915 году, когда Есенин прибыл в Петроград с целью познакомить со своим творчеством Блока, представители российской интеллигенции неслучайно приняли крестьянского поэта с распростертыми объятиями. Сергей Александрович вполне соответствовал образу деревенского мужика, который они для себя создали. В частности, Есенин выступал в роли образцово-показательного носителя исконно русской духовности. Поэт вел себя грамотно – религиозность в его лирике подавалась мягко, без сильного нажима. Это видно и по стихотворению “Гляну в поле, гляну в небо…”. Успение Божией Матери отражено всего в двух строках, да и то очень завуалированно. Что касается рая, в данном случае он практически лишен православного подтекста. Однажды Сергей Александрович прямо высказался по поводу религии в своем творчестве. По его словам, всех Микол, Божьих матерей и Иисусов стоит воспринимать в качестве сказочных персонажей, введенных в поэтический текст.


Другие работы по этой теме:

  1. Особенно мне понравилось стихотворение Сергея Есенина “Стансы”. В нем поэт рассуждает о назначении поэта и поэзии. Он пишет: Стишок писнутъ, Пожалуй, всякий может – О...
  2. “Зима” – стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения...
  3. Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших – причем не только об одомашненных, но и о диких....
  4. В начале 1916 года Есенин выпустил дебютный сборник под названием “Радуница”. Книгу издал в Петрограде Аверьянов при деятельном участии поэта Клюева, представителя новокрестьянского направления. По...
  5. В 1970-1980-е годы появляются версии о том, что Есенин был убит, а не покончил с собой. В совершении жестокой расправы над поэтом в разное время...
  6. Подготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения С. А. Есенина Письмо матери ” Сочинения, ЕГЭ: по плану, с цитатами Стихотворение “Письмо матери” Сергей Есенин написал после долгих...
  7. Написанное в 1914 году стихотворение “В хате” – превосходный образец бытовой зарисовки о деревенской жизни. Произведение это многие критики, современники Есенина, оценили по достоинству сразу...

Читает Р. Клейнер

Гляну в поле, гляну в небо,
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Снова в рощах непасёных
Неизбывные стада,
И струится с гор зелёных
Златоструйная вода.

О, я верю - знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.
В настоящее время режиссер и сценарист Московской филармонии

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари...”, “Дымом половодье...”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима - аукает...”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится...” и др.)
Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.