Нужен ли ребенку детский сад? Если да, то, в каком возрасте пора отдавать кроху в садик? Как свести к минимуму возможные проблемы и как подготовить малыша к предстоящим переменам? Эти и многие другие аналогичные вопросы волнуют практически всех родителей, которые задумываются о необходимости отдавать ребенка в детский садик. Но, попытавшись решить возникшие проблемы с помощью друзей, знакомых и родственников, молодые родители еще больше запутываются. Подруги с опытом говорят, что чем раньше ребенок пойдет в детский сад, тем лучше. Бабушки и дедушки, наоборот, категорически протестуют и советуют вообще не отдавать малыша в садик, чтобы избежать дурного влияния. Кого слушать в этой непростой ситуации? Конечно же, специалистов.

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что детский сад ребенку так же необходим, как школа. Но вот на вопрос, когда же пора отдавать ребенка в садик, однозначного ответа не существует. Одни дети в два года легко вливаются в садовский коллектив, не плачут при расставании с мамой и скучают по детскому садику в праздники и выходные. Другие, наоборот, каждое утро заливаются слезами, и их приходится в буквальном смысле слова отрывать от мамы. Все зависит от характера и темперамента ребенка. Определить, в каком возрасте ребенку пора идти в детский сад, можно только внимательно понаблюдав за ним. Детские психологи выделяют два типа готовности к детскому саду: готовность по темпераменту и готовность по характеру. И совместив эти две готовности, родители могут определить приблизительный возраст, в котором их ребенок "дозреет" до детского сада и наиболее безболезненно переживет адаптацию.

Готовность N1. Внимание на темперамент

Каждый ребенок с первых дней жизни обладает индивидуальным природным темпераментом, который практически невозможно изменить. Врожденный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения и т.д. Темперамент обусловлен скоростью и силой реакции нервной системы на различного рода раздражители: на интонацию матери, мокрые пеленки, чувство голода, боль в желудке, собственные желания и т.п. Впоследствии одним из таких раздражителей выступает детский коллектив, поэтому потребность в детском коллективе определяется, прежде всего, темпераментом ребенка. Как известно, существует четыре наиболее распространенных типа темперамента: меланхолик, флегматик, холерик и сангвиник. Рассмотрим каждый из этих типов.

Ребенок-меланхолик

Ребенок-меланхолик замкнутый, нерешительный и очень мнительный. Он редко выражает приятные эмоции. Этот ребенок прирожденный пессимист и постоянно чем-то недоволен. Часто ноет, хнычет или кричит во весь голос. Он постоянно требует внимания к своей персоне и проявляет недовольство, если родители просят его поиграть самостоятельно. Ребенок-меланхолик не любит никаких нововведений. Изменение распорядка дня, появление в его окружении новых лиц и даже новую еду, он воспринимает настороженно. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к переменам и принять их как должное. Он с трудом усваивает новую информацию и быстро устает.

Время пришло. Меланхолику детский коллектив не нужен. Он вполне комфортно чувствует себя дома в окружении взрослых, которые готовы удовлетворять все его . Поэтому чем позже такой ребенок пойдет в садик, тем лучше. Если есть возможность желательно отдавать такого ребенка в садик не раньше 5-6 лет. Но вообще избегать детского сада и до школы сидеть дома не стоит. Желательно, чтобы ребенок-меланхолик до школы получил опыт общения со сверстниками и воспитателями (не рассчитывая на маму, которая всегда рядом).

Возможные проблемы. По утрам он будет устраивать вам настоящие концерты. Протестовать против похода в детский сад меланхолик обычно начинает еще с вечера. А когда вы наконец сможете вырваться из его цепких объятий, он может "мстить" воспитателям и другим детям за то, что мама все-таки настояла на своем и ушла на работу. Меланхолик будет отказываться засыпать и мешать другим детишкам в тихий час.

Тактика поведения. Меланхолику нельзя приказывать и силой вести его в садик. Любые категоричные обращения и отрицательные оценки провоцируют и без того вялые действия с его стороны. С таким малышом надо обсуждать предстоящие события, акцентируя внимание на положительных сторонах. Ваша задача - заинтересовать ребенка предстоящими переменами. Рассказывайте ребенку, как интересно ходить с садик. В крайнем случае, можно заключить с меланхоликом мирный договор: "Ты не плачешь утром и идешь в садик, а в выходные мы пойдем кататься на карусели" (возможны любые варианты в зависимости от предпочтений малыша).

Ребенок-флегматик

С таким ребенком родители обычно не знают проблем. Он много спит, умеет играть один, редко закатывает родителям истерики и практически не требует к себе внимания. Ребенок-флегматик всегда сдержанный и рассудительный. Он редко проявляет любопытство и инициативу. Создается впечатление, что он как бы плывет по течению. Флегматик любит спокойные игры и старается всегда держаться в тени. Он долго адаптируется к детскому саду, но открыто не выражает своих эмоций.

Время пришло. Флегматику все равно где находиться - в садике или дома, но адаптация к детскому саду для него наиболее безболезненно проходит в 2-3 года. В этом возрасте детский коллектив еще не сформировался и флегматику будет проще вписаться в новый круг общения.

Возможные проблемы. Адаптируясь к детскому саду, ребенок-флегматик погружается в себя. Он избегает общения со сверстниками, и не идет на контакт с воспитателем. Он может целый день просидеть один в уголке или около окна. Он редко плачет по утрам, когда мама уходит и не проявляет особой радости, когда его забирают домой. Но при этом садик долгое время остается для него чужим местом, а не "вторым домом". Ребенок-флегматик может целый день терпеть в туалет или "ходить" в штаны. Хотя уже давно умеет пользоваться горшком и туалетом. Таким образом, он демонстрирует, что садик для него - чужая территория.

Тактика поведения. Воспитатели редко жалуются на таких детей. Флегматик не плачет и не капризничает. Но он не меньше, чем другие детишки, нуждается во внимании. Ему необходимо присутствие рядом чего-то родного и знакомого. Принесите в садик частичку дома. Если возможно, купите для садика такой же горшок или сиденье на унитаз, как дома, красивое постельное белье и пижаму. Тогда флегматику будет проще привыкнуть к новой обстановке.

Ребенок-холерик

Спокойным этого ребенка никак не назовешь. Он легко возбуждается и долго не может успокоиться. Холерик предпочитает шумные игры, баловство и постоянно нуждается в зрителях. С раннего детства он умеет работать на публику. Холерик часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями. Он легко привыкает к новым лицам и новой обстановке. Но все непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. Он быстро схватывает новую информацию и так же быстро ее забывает.

Время пришло. Потребность в детском коллективе у холерика появляется в 3-4 года. Кстати, для него это оптимальный возраст для привыкания к детскому саду. В этом возрасте ребенок уже знаком с определенными нормами поведения и у него появляется сдерживающий фактор. В 3-4 года холерику будет легче всего научиться отвечать за свои поступки и гармонично вписаться в детский коллектив.

Возможные проблемы. Адаптируясь к детскому саду, холерик будет проявлять еще большую активность и задиристость - таким образом он пытается снять нервное возбуждение и привыкнуть к разлуке с мамой. Поэтому основные проблемы будут возникать у воспитателей и других детей. Он будет утомлять воспитателей, и выступать инициатором всех детских шалостей.

Тактика поведения. Не ругайте ребенка за задиристость и драчливость. Он и сам понимает, что ведет себя неправильно, но ничего не может с собой поделать. Задача родителей и воспитателей - направить его бьющую через край энергию в мирное русло.

Ребенок-сангвиник

Это самый "подходящий" для детского сада темперамент. Он невероятно любопытен и постоянно нуждается в новых впечатлениях. Ребенок-сангвиник проявляет огромный интерес ко всему, что его окружает. Он прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте и мгновенно усваивает новую информацию. Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами. Ребенок-сангвиник не злопамятный - он быстро прощает и забывает обиду. Сангвиники - прирожденные лидеры и заводилы. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия.

Время пришло. Как только ребенок-сангвиник замечает, что вокруг есть дети - он сразу нуждается в общении с ними. Сангвиники обладают врожденной готовностью к детскому саду. Поэтому, чем раньше вы отдадите такого ребенка в коллектив, тем лучше для всех.

Возможные проблемы. Первое время сангвиник будет с радостью идти в детский сад. Но он быстро устает от однообразия. И если в саду дети предоставлены сами себе, то сангвиник быстро насытится и потребует новых впечатлений. И как только ему станет скучно ходить в садик, он обязательно продемонстрирует вам свое недовольство.

Тактика поведения. Выбирайте детский садик, где дети максимально загружены разнообразными занятиями. Лепка, рисование, музыка, танцы, физкультура, вашему малышу пойдут на пользу. Ребенок-сангвиник будет с удовольствием ходить в детский сад только в том случае, если ему там будет интересно.

Готовность N2. Характер имеет значение

Как известно, каждый ребенок рождается со своим характером. В зависимости от того, как ребенок получает новые знания и усваивает информацию, выделяют четыре типа характера: зритель, слушатель, оратор и деятель. У каждого из приведенных ниже типов готовность к детскому саду наступает в разное время. Кроме того, в зависимости от того, какой тип восприятия у ребенка преобладает, могут появиться специфические проблемы адаптации к детскому саду.

Ребенок-зритель

Его основной канал восприятия - зрение. Он с удовольствием рассматривает книжки, картинки, любит смотреть телевизор. От внимания зрителя не ускользнет ни одна мелочь. В то же время он быстро устает от однообразия. Ему требуется постоянная смена кадров и новые визуальные впечатления. Во время гуляния он может обойти несколько детских площадок, и на каждой поиграть всего несколько минут. Ребенок-зритель часто "не слышит" обращенных к нему вопросов, если они не подкреплены визуальными впечатлениями. Зритель не боится новых лиц, но при этом не идет на контакт с незнакомыми людьми. Он может внимательно разглядывать чужую тетю. А как только она его заметит и задаст простой вопрос, спрячется за маму, засмущается или что-то тихо пробубнит себе под нос.

Время пришло. Интерес к детскому коллективу у зрителя появляется в 3-4 года. Но адаптация к саду у него наиболее гладко проходит в 2 года. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему будет побороть смущение, вписываясь в новый коллектив.

Возможные проблемы. Зритель пугается, когда внимание окружающих приковано к нему. Он будет с любопытством заглядывать в группу. Но при этом боится широко открыть дверь и зайти туда. Дети этого типа часто просят маму подольше не уходить и посидеть вместе с ним.

Тактика поведения. Попросите воспитательницу, чтобы она не смущала ребенка своими вопросами и не привлекала к нему внимание других детей. Ему нужно время привыкнуть к новым лицам и внимательно рассмотреть все вокруг. Приводите ребенка первым, чтобы у него было время до прихода других детей осмотреться вокруг. Если есть возможность, первое время уходите из группы, когда все детишки уже в сборе. В присутствии мамы ребенку будет проще привыкнуть к новым лицам и побороть смущение.

Ребенок-слушатель

Он усваивает информацию посредством слушания. В раннем детстве слушатель отдает предпочтение музыкальным игрушкам, любит слушать сказки и песенки. Дети того типа несколько позже сверстников начинают говорить. Слушатель как губка впитывает новую информацию и молчит, а потом удивляет взрослых правильной речью. Он обладает обширным словарным запасом и хорошей памятью на имена и факты. Задавая вопросы, этот ребенок всегда выслушивает ответ до конца. При этом его не удовлетворяют краткие ответы, типа "Да-Нет".

Время пришло. Слушателя желательно отдавать в детский сад в 5-6 лет. В этом возрасте ему уже интересно слушать не только взрослых, но и сверстников. В более раннем возрасте слушатель не нуждается в детском коллективе и ему будет наиболее трудно пережить разлуку с родителями.

Возможные проблемы. Ребенку слушателю необходимо, чтобы с ним постоянно разговаривали и объясняли ему все происходящее вокруг. При этом он стесняется приставать к незнакомым людям (воспитательнице, нянечке) с вопросами и тихо ждет, пока его заметят. В результате он может целый день провести в ожидании.

Тактика поведения. Научите малыша слушать не только взрослых, но и детей. Для этого по вечерам спрашивайте у него, что говорили другие детишки. Обычно первое время дети игнорируют друг друга и прислушиваются только к словам взрослых. Но поняв, что сверстники гораздо более интересные рассказчики, чем взрослые, слушатель будет с удовольствием ходить в садик.

Ребенок-оратор

Оратор познает мир через общение. Этот ребенок постоянно что-то говорит. Родителям иногда кажется, что он вообще ни на секунду не замолкает. При этом малыш не станет что-то бубнить себе под нос. Как истинному оратору ему нужны слушатели, которых он обязательно найдет. Он легко идет на контакт со всеми вокруг. Оратор редко смущается, отвечая на вопросы взрослых. У этого ребенка по любому поводу есть своя точка зрения, которую он обязательно сообщит всем вокруг.

Время пришло. У оратора потребность в детском коллективе появляется приблизительно в 3-4 года. Именно в этом возрасте дети начинают общаться друг с другом. И оратор легко привлекает к себе внимание сверстников.

Возможные проблемы. Оратору тяжело молчать, а в садике ему первое время не с кем поговорить. У воспитательницы нет времени слушать его рассказы, а другие детишки целиком поглощены своими эмоциями.

Тактика поведения. Каждый вечер спрашивайте у оратора, чем он занимался в садике. Не перебивайте его. Если ребенок целый день молчал, ему необходимо выплеснуть накопившийся словесный поток. Ребенок должен чувствовать, что родителям действительно интересно услышать подробный рассказ о событиях прошедшего дня. Если ребенок будет знать, что вечером найдет благодарных слушателей в лице мамы и папы, то ему будет проще пережить разлуку. И попросите воспитательницу, чтобы она активно привлекала оратора к подготовке и участию во всевозможных праздниках.

Ребенок-деятель

Он все время занят делом. Ребенок деятель не может спокойно сидеть и наблюдать за чем-то. Ему надо быть активным участником происходящего. Дети этого типа много двигаются, а во время разговора активно жестикулируют. Деятели часто перегоняют сверстников по физическому развитию. Но при этом отстают в тех областях, где требуется усидчивость и терпение.

Время пришло. Деятель с самого рождения нуждается в коллективе единомышленников. В 1,5-2 года такому ребенку уже пора посещать детский сад.

Возможные проблемы. Ребенок-деятель обычно с удовольствием идет в детский сад, но спустя некоторое время его азарт может исчезнуть. И когда другие детишки уже адаптируются и перестают плакать по утрам, деятель категорически отказывается идти в садик и закатывает истерики. Скорей всего, дело в том, что ему становится скучно. Он не знает, чем еще заняться в детском садике: во все игрушки он уже переиграл.

Тактика поведения. Дети этого типа адаптируются к новым условиям преимущественно через непосредственное участие и активные действия. Деятелям требуется спокойное окружение и возможность движения. Попросите воспитательницу, чтобы она регулярно давала ребенку "ответственные" поручения. Пусть малыш поможет ей расставить игрушки, заправить кроватки или убрать со стола.

Комментировать статью "Как определить готовность ребенка к детскому саду"

Добрый день.Мне на данный момент 10 лет, хотела бы как задать вопросы, так и дать советы. У меня родная сестра,10,5 месяцев, еше не очень разберешь, что оно такое, но, помоему, это сангвиник, деятель. Я уже весь шкаф завалила самыми разными развиваюшими(самодельными(обож-аю хандмаде)) штучками. не могу дождаться уже применить их. Я вообще очень хорошо в детях разбираюсь.для начала вопросы. Я не хочу получить на них ответы от автора статьи, я хочу, чтоб другие комментаторы пояснили мне это.
1.как поступать, если (а это уже проявляеться) ребенок не воспринимает меня, как того, кто старше и умнее ее самой, а родителей слушает. Я ей говорю: помой руки. А она бежит к маме, и спрашивает:а мне нужно помыть руки сейчас?
И тупик. такими темпами, она ивовсе будет меня игнорить.
2.как поступить если ребенок не хочет понять. Все ваши советы подействовали бы, если она бы не убегала.
Я очень ею горжусь. Она не мамина и не папина копия. Она моя копия.А она не понимает этого. Подскажите, это с возрастом пройдет, или что-то делать надо?
А теперь, частые вопросы и ошибки, которые мы все допускаем:
1.наказания. поймите, у ребенка должен быть выбор. Если вы вообше считаете, что наказания-это нормально и правильно, хотябы наказывайте так, как я сейчас скажу:
1)ни в коем случае не ставьте ребенка перед фактом. Скажите что-то вродё
-какое наказание ты заслужил(а)?
Или:
-пойми, я не желаю тебе зла, и постараюсь раньше времени не устраивать тебе испытаний, жизнь сделает это за меня.
Подыграйте ребенка, переведите наказание в шутку:
-как твоя жизнь не справедлива!забрали у бедного ребенка последнее - айфон 46!горе-горе тебе! Какой ужас тебя постиг!
И т.д.
никогда не лишайте ребенка чего-то слишком дорогого для него, денег, прогулки, дня рожденья, похода в аква парк, покупки новой куклы или машинки в новый год и т.д.
2)наказывайте в тон провинностм.
Если ребенок сьел больше сладостей, чем было можно, заберите сладости,
написал другу по вайберу гадость, или звтронувшую его вешь-накажите телефоном,
В угол ставить практически нельзя, после будет ответ когда можно, но это наказание применяеться при частом повторении какой-нибуть мелочи.
За то, что не сделал(а)работу по дому-армейский день, тоесть ребенку нельзя отдыхать. Он до сна всегда имеет работу, тоже не во всех случаях можно применять.
КАТИГАРИЧЕССКИ ЗАПРЕЩЕНО наказывать за оценки, а такшк физическими наказаниями.
3)в каком возрасте и как нужно применять выше представленные наказания:
Если ребенок не достиг пяти лет, нельзя применять армейский день.
Когда ставите ребенка в угол, сделайте это время припровождения как можно более скучным. НЕ В КОЕМ СЛУЧАЕ, если такое кому-то в голову придет, не ставьте ребенка на горох. Позвольте ему заранее пит воду и ходить по делам. Не контактируйте с ним, и запретите контактировать с собой. Не нужно провожать его(ее) в угол фразами:
-подумай над своим поведением
Или:
-как поймешь, что ты не так сделал, сообши
4)обговорите, как сами успокоитеть, и успокоиться ваш ребенок, его поведение, как со взрослым человеком. Не нарушая наказания, поошерите его за хорошее поведение некоторое время. Посмотрине кино для семеиного просмотра...
2.подготовка к садику.
1) неделю-две перед садиком ходите на детские площадки, помогайте ребенку в обшении со сверсниками, подготовьте ребенка. Не упустите шанс познакомить чадо с тетенькой, которая,выгуливает, своего ребенка. Пригласите родствеников разного возрачта и пола, поддерживайте контакт с ними ребенка. Не мешайте ребенку, если он того захочет, уйти, просто отложите садик еще на пару месяцев
2)снаряжение
Поиграйте в игру,первооткрыватели,. Дайте ребенку рюкзачок, и предлоэите ему собраться,в поход в садик, или, открывать новые земли садика,. Когда ребенок закончит, проверьте все. Перед тем, как выложить или положить что-то, не забудьте удостовериться, что ребенок согласен. Если вы считаете, что что-то обязательно должно там быть или не быть, обьясните все ребенку. Без ведома ребенка купите его любимю конфету, и незаметно подсуньте ее в рюкзачок малыша, рядос с той вещью, которую ое точно достанет почти сразу после вашего ухода. Оберните конфету в записку(если чадо еще не умеет читать-нарисуйте):
Скушай, если станет грустно, заплачешь, или замерзнешь. Это-волшебная конфетка. Она напомнит тебе о доме и игрушках.
А саму конфетку, что б чадо поверило, что она волшебная, заверните в обычную фальгу, или золотую упаковку от чая. Это не только успокоит ребенка, а и поможет вам узнать, как чувствовал
себя ребенок. Если конфета цела-все отлично. Только не забудьте удостовериться, правда ли он заскучал, или ему сладенького захотелось;):);):);).
3)но есть серьезная проблемма. Вы все выполнили, из того, что я предложило, и без всяких капризов спокойненький ребенок отправился в садик. Вечером пришли его забирать, думая, какой у вас идеальный малыш, заходите, а воспитательница, с вашим за ухо набрасываеться с криками, заберите этого демона!!!,. Когда она успокоилась, и рассказала вам все, и вы в шоке стоите неподвижно, и потихоньку отступаете к двери, увлекая чадо за собой. Скажу же, о чом речь. Ваш ребенок подрался с одногрупником, дергал за косички настюшу,порвал книжку, нахамил воспитатеньнице, разбил тарелку с супом, ударил нянечку, прыгал на кроватях во время тихого часа, и все это за один день!!!как избежать этого?
1)отвлеките внимание ребенка.Попросите воспитательницу разрешить устроить ребенку свой уголок. Возьмите с собой дамашнее одеяло, десяток маленьких игрушек, и соорудиле место своему малышу. Попросите воспитательницу проследить, чтоб другие дети не нарушили личного пространства вашего чада.
2)пообещайте ребенку приз за хорошее поведение в садике (все понятно)
3)без ведома ребенка один день тайно за ним наблюдайте. В критическом случае вы немедленно сможере усмирить и забрать свое чадо. Да и убедиться, что не врет воспитательница.
3.обучение счету.
1)каждый день в листик бумаги заселяеться по одному ельфенку. их Мама или папа(в зависимости от пола малыша)каждый день должен учить новую цифру, чтоб знать, сколько у него детей.(если у ребенка есть какой-нибудь костюм, то можно эльфят заменить на гномов, лягушат, пчелок и т.д. (в зависимости от костюма))
2)не учите считать ребенка на пальцах.кубики, палочки у него всегда можно забрать, а пальцы-нет.
3)не теряйте время, считайте ступени, шаги, ложки супа и т.д.
У меня еще есть очень много совегов, но я писала это больше двух часов, сейчас уже22:23, потому прошу меня извинить, как нибуть в другой раз. Этот емэил не настоящий, я боюсь выдавать свой, потому отвечайтемне просто в коментах. А мое настоящее имя-Даша. Благодарю за ответ заранее. Досвидания, и спокойной ночи!

2018-11-18 18.11.2018 23:18:01, котеныш

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

К первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

Он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

Ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

Должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

Ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

Толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

Нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

Ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

Понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

Наличие интереса к учению и получению новых знаний;

Способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

Усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание.

Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

Цифры от 0 до 10.

Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

Арифметические знаки: « », «-«, «=».

Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

3) Память.

Запоминание 10-12 картинок.

Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

Складывать пазлы без помощи взрослого.

Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

Выполнять аппликации.

6) Речь .

Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

Понимать и объяснять смысл пословиц.

Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Консультация для родителей подготовительной группы.

Первый класс, или как подготовить ребенка к школе.

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду. Дети, которые не ходят в детский сад, и не получают соответствующую подготовку к школе, могут записаться в кружок «Почемучки» в Центре детского творчества.

Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Тренируем руку ребенка.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.


В первом классе соседями по парте могут оказаться дети с разницей в возрасте до двух лет. Одним только исполнилось шесть с половиной, другие до восьми ходили на подготовительные занятия. Родители сами решают, отправить ребёнка в школу сразу после детского сада или годик-другой подождать. Есть три основных параметра, которые указывают на степень готовности ребёнка к школе.

У ребёнка есть мотивация учиться

Кроме интеллектуального, физического, эмоционального и прочего развития есть ещё развитие социальное. В нормальной жизненной ситуации до определённого возраста ребёнок слит с матерью. Постепенно он начинает от неё физически и социально отдаляться. Годам к трём он уже осознаёт свои желания и способен внятно объясниться, а значит, начинает пока маленькую, но собственную жизнь. В этом возрасте детей часто отдают в сад, где они начинают нарабатывать связи, которые к пяти-шести годам должны выйти на новый уровень.

Игры ребёнка тоже трансформируются. Сначала он играет один, потом куколками, предметами, фигурками, которые у него выполняют социальные роли, а он ими руководит. Становясь старше, ребёнок начинает примерять уже на себя разные роли. Так появляются игры в дочки-матери, в доктора, продавца или лётчика, которые со временем становятся групповыми и начинают включать в себя элементы ответственности. Ребёнок уже способен за что-то отвечать и соблюдать правила.

В идеале к семи годам он должен «наиграться» и быть готовым действовать по правилам для достижения результата, который кажется ему необходимым. Необходимо, чтобы к школе у ребёнка был хотя бы зачаток учебной мотивации. Если её нет совсем - в школу идти нельзя.

Ребёнок умеет концентрировать внимание

Он должен быть способен физически отсидеть урок, не просто сдерживая свои импульсы, а удерживая внимание на происходящем, даже если оно неинтересно. Хотя бы в течение получаса. У ребёнка, который такой способностью не обладает, есть два варианта поведения: либо он начинает активно двигаться, встаёт или, наоборот, лезет под парту, задирает одноклассников, либо «вываливается». Никому не мешая, такой ребёнок тихо сидит за партой и даже создаёт иллюзию того, что слушает учителя. В действительности его мысли где-то далеко, и привлечь его внимание может только неоднократный окрик преподавателя.

Этот вид развития человека не случайно называется эмоционально-волевым. Наша воля основана на понимании себя, своих эмоций. Когда мы осознаем, что с нами происходит, то лучше можем определить, что нам надо с собой сделать, чтобы достичь желаемого результата. Для развития воли ребёнка нужно развивать его эмоции. Для этого хороши игры на различение ощущений - горячо-холодно, тяжело-легко, весело-грустно.

У ребёнка развиты интеллект и моторика

Любые нарушения в этой области замечаются проще всего. Именно на их выявление направлены почти все тесты и задания для дошкольников. Результаты легко фиксируются в количественном исчислении: столько-то слов запомнил, за такое-то время прочитал или сосчитал. Фактически при определении готовности ребёнка к школе только это и проверяется.

Но и тут у современных детей не всё гладко. Специалисты отмечают слишком большой процент первоклассников с психофизическим инфантилизмом - ситуацией, когда ребёнку, допустим, семь лет, а выглядит и ведёт себя он на пять. Моторные процессы его недостаточно развиты. Не соответствует возрасту координация «глаз-рука» - жизненно важная вещь для обучения. Это и способность писать, удерживая буквы ровными и соразмерными, и читать, фиксируя взгляд на определённой строчке. Если мозг ребёнка ещё до этого не дорос, он просто физически не способен сделать то, что от него требуют, или же может это сделать только при очень большом напряжении и недолго.

Ведущим видом деятельности детей является игра. Но по мере взросления малыша она начинает уступать место обучению. О том, как определить уровень готовности ребёнка к обучению в школе, какие для этого рекомендуется использовать методики и тесты, поговорим в статье.

По утверждению психологов о готовности детей к обучению свидетельствует не объём их знаний и умение или неумение читать накануне похода в первый класс. Психологическая готовность к школе определяется способностью малыша слушать, слышать и выполнять определённые инструкции. Если он не слышит, чего от него хотят, значит, он ещё не готов воспринимать указания.

Если же он понимает, что от него требуется, но не желает выполнять - это свидетельствует о том, что учиться в школе ему будет нелегко. Проблемы с обучением в начальных классах будут и у тех детей, которые не умеют самоорганизоваться, планировать работу. Третий показатель зрелости малыша - готовность признать допущенную им ошибку и попытка исправить её без посторонней помощи.

Рановато идти в первый класс и тому крохе, который не умеет сосредоточиться, сконцентрировать внимание на чём-то даже на короткий промежуток времени. Проверка готовности к школе ребёнка включает и его умение находить общий язык со сверстниками. Родители сами могут определить уровень готовности их чада к новому статусу школьника, проведя такую несложную работу.

Попросите ребёнка перерисовать какой-то конкретный рисунок или обвести составленную вами из точек картинку. Если он в состоянии посидеть 15-20 минут, выполняя предложенное вами задание, значит, умение сосредоточиться и выполнить данную инструкцию у него сформировано на достаточном для его возраста уровне.

О психологической готовности к школе может свидетельствовать ответ малыша на вопрос, хочет ли он учиться в первом классе. Если положительный ответ будет сопровождаться объяснением, что он сможет узнать в школе много нового и интересного, значит, у него достаточно развит познавательный интерес. В случае отрицательного ответа или даже положительного, объяснением которому будет возможность там поиграть, вывод однозначен: идти в школу ещё не время.

Тесты, диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Профессиональная диагностика уровня подготовки детей и готовности ребёнка (в том числе и психологической) к обучению в начальной школе имеет своей целью не простую констатацию достижений отдельного малыша, а определение правильности направления его подготовки и своевременное устранение выявленных проблем.

Для определения уровня готовности ребёнка 6-7 лет к школе существуют разнообразные тесты с заданиями и вопросами, ответы на которые помогут получить общую картину развития малыша. Оно включает в себя многие составляющие, в том числе:

  • физическую готовность,
  • психологическую,
  • эмоциональную,
  • социально-коммуникативную.

Тесты, направленные на определение психологической готовности к школе конкретного ребёнка, помогают определить, сможет ли он усвоить предлагаемую школьную программу, находясь в коллективе сверстников.

Прежде чем перейти непосредственно к методикам проведения теста, направленного на определение степени готовности к школе ребёнка, необходимо ознакомиться со следующими правилами:

  • чтобы малыш не испытывал напряжения и был полностью открыт, нельзя ему говорить, что его собираются проверять;
  • задания следует предлагать в ходе повседневной деятельности или игры (в непринуждённой обстановке);
  • тестирование обычно не привязывается к конкретному времени, не спешите получить результат сами и не подгоняйте ребёнка.

Методики определения готовности ребенка к школе

Подробное описание этих и других методик можно найти в интернете. Но это не значит, что родители могут диагностировать своего малыша самостоятельно, тем более - пытаться делать выводы на основании полученных результатов. Это дело - прерогатива специалистов. Вы же можете просто ознакомиться, в каком направлении следует осуществлять подготовку.

Существует большое количество методик, позволяющих провести диагностику готовности ребёнка к успешному обучению в начальной школе. Определить умение выполнять указания в устной форме и делать задания по образцу можно с помощью графического диктанта и методики «Образец и правило» Венгера-Эльконина. Определить уровень психического развития малыша, мелкой моторики, его глазомер, умение подражать можно с помощью методики Керна-Иерасека.