Полтора года назад я решила, что буду сдавать ЕГЭ по литературе. Полгода назад я окончательно поняла, что создание, разбор и анализ текстов – это то, что мне действительно интересно, а самое главное – у меня это неплохо получается. Весь этот год я не сидела за пособиями, не ходила к репетиторам, не вникала в тонкости историко-литературного процесса. Я просто читала книги, писала статьи, заметки, участвовала в различных литературных и журналистских конкурсах и олимпиадах. Одним словом, я занималась тем, что было мне интересно и давало возможность на бумаге выразить свое понимание мира и всего, что в нем происходит. Да, я решала тесты, перечитывала произведения из кодификатора, писала сочинения, но делала я все это не системно, а по наитию.

Все изменилось в тот момент, когда я стала победителем олимпиады по литературе из перечня тех, что учитываются при поступлении.. Льготы, подтвержденные баллами ЕГЭ 74+, давали бы мне реальный шанс поступить на бюджет вуза мечты. Я с самого начала знала, что ЕГЭ по литературе – один из самых сложных экзаменов. Самый субъективный. Самый скупой на баллы. Я купила толстое пособие для подготовки к ЕГЭ и сначала боялась его даже открыть, потому что все мои знакомые, тоже сдающие литературу, уже вовсю занимались с репетиторами и посещали различные курсы. А я просто всегда знала, что разбираюсь в предмете и все медлила с интенсивной подготовкой. Приступить к ней мне помогла мотивация. Когда ты ставишь перед собой четкие цели, путь к ним становится очевиден. И у меня он был один – заниматься литературой каждый день в течении 4 месяцев. Никакие репетиторы к ЕГЭ меня не готовили.

Я начала решать тесты по 15-20 вариантов каждый день. Очень скоро я поняла, что половина купленного мной толстенного справочника мне не понадобится. Эта половина касалась теоретико-литературных понятий и историко-литературного процесса. Оказалось, что подготовка к олимпиадам, участие в конкурсах сделали меня подкованной в этих вопросах. Это послужило отличным толчком к моей дальнейшей кипучей деятельности. Я основательно взялась за сочинения. Изучила критерии оценивания и взяла за правило писать по три каждый день, продолжая прорешивать десятки тестов. Пару раз в неделю я относила свои работы моей учительнице по литературе, мы их разбирали, анализировали ошибки. Главной проблемой за месяц до экзамена для меня оставалась лирика. Почему-то я всегда думала, что поэзию я не понимаю и понять не способна. Для анализа на олимпиадах я всегда выбирала прозаические произведения. Но стоило только заставить себя сесть за сборник стихов первого поэта в кодификаторе, я поняла, что не всё так плохо. Мое понимание стихотворений в большинстве случаев совпадало с их анализами в пособиях. Постепенно к 25 мая я повторила творчество всех поэтов, чьи произведения могут встретиться на экзамене.

Я понимала, что объективно готова к любой теме. Меня не пугало то, что попадется какой-то незнакомый мне автор или стихотворение. Я была настроена анализировать любой текст. При этом я вовсе не была уверена в том, что получу высокие баллы. Пределом мечтаний все еще были заветные 74 балла. Весь год я заходила в группы в ВКонтакте для подготовки к ЕГЭ по литературе, видела сочинения других ребят, их амбиции и уверенность в получении высоких баллов. Себя на фоне этого всего я чувствовала посредственностью, крепким середняком и в глубине души надеялась на свои 74 балла.

Первое, что я сказала, выйдя с экзамена по литературе: «Ничего хуже в своей жизни я не писала». Так получилось, что последнее сочинение, самое «дорогостоящее» в плане баллов, я писала сразу на чистовик. У меня не хватало времени, и другого выхода не было. За него я мечтала получить в лучшем случае 10/14 баллов.

Я была абсолютно спокойна в течение девяти дней. На десятый, 3 июня, меня начало трясти, я постоянно обновляла страницу, где должен был появиться мой результат, но его там не было. Ночью один кошмар, где я получаю 69 баллов, сменял другой, где я получаю 58. 4 мая на ЕГЭ по математике я пошла не выспавшаяся, издерганная и нервная. Перед тем, как пройти в ППЭ, я еще раз обновила страницу результатов, но баллы по литературе там так и не появились. Надо ли говорить, что 4 часа на математике моя голова была занята вовсе не синусами и косинусами. После экзамена я отправилась домой, тут-то и раздался звонок... «У тебя 100 баллов по литературе», – я услышала и не поверила, потому что так не бывает. Просто не могло быть, что я одна из 200 человек, кто написал на отлично самый субъективный и скупой на баллы экзамен, но это было так.

Я обновила страницу результатов. В графе тестовый балл – трехзначное число. Я обновляла эту страницу регулярно в течении суток. И сегодня обновлю перед сном, потому что мне до сих пор сложно привыкнуть к этой мысли. Все знакомые говорят мне, что я заслужила этот результат, радуются за меня. Я тоже радуюсь, конечно, но точно знаю, что могла получить и 70, и 60, и 80 баллов. Могла получить любой балл. И мне ужасно грустно и обидно читать истории тех, кто готовился год, два, три, а получил не 100 баллов. Есть много тех, кто, по-моему мнению, достоин этого больше меня.

С одной стороны, ЕГЭ – это лотерея, с другой – везет тому, кто везет. Можно долго и много говорить о том, что ЕГЭ – это не показатель знаний. Но самый главный совет, который я бы дала тем, кто планирует сдавать литературу в будущем -– это готовиться, готовиться и еще раз готовиться. Не ради высоких баллов, не ради оправдания чьих-то надежд, а ради своей мечты. Наслаждаться тем, что ты делаешь, получать кайф, создавая оригинальный текст и вкладывать душу в каждое написанное слово.

Имхо, по математике примерно так. Я бы сказала от 75 (по прошлым годам, в этом ещё не смотрела соотношение "решенные задачи - баллы ЕГЭ"). 100 баллов - это очень хорошие знания+ немного везения+ психологическая устойчивость.

Добавлено спустя 6 минут 27 секунд:

Есть бесплатный репетитор - интернет, книги и т.д. Но... надо пахать, пахать самому без напоминаний и контроля. А ещё такой вопрос: в какие это годы человек из обычной средней школы, не прилагавший самостоятельно усилий, поступал в МГУ, МФТИ и т.д.? Для чего существовала и существует ВЗМШ? для чего создавались ФМШ?

Добавлено спустя 7 минут 34 секунды:

Имхо, и направить ребёнка в соответствующее место...

Вспомнился почему-то старший коллега. Его "родина" - Первомайка, с "потолком" - НИИЖТ. Вот и поступил он туда благополучно. На математике задавал мнооого вопросов преподавателю. На что тот сказал: "Молодой человек, Вам с такими вопросами надо идти в НГУ!" Куда он и отправился и благополучно окончил.
ну вот мы можем вынести оценку по выпускникам, причем за последние лет 10 есть статистика. И? Что там принципиально нового произойдет. если сдадут учителя?

"предмет" преподается в школах в разном объеме, у кого-то 10 часов математики в неделю, у кого-то три. Что в этом контексте "знать предмет"?
Вот когда-то на вступительных в НГУ предлагались задания. которые "не выходят за рамки школьной программы. но требуют творческого применения полученных в школе знаний". ЕГЭ же в спецификации объявляет, что для 100 баллов нужны знания, выходящие за рамки программы общеобразовательного класса.
вообще давно ходило намерение при аттестации учителей заставлять их сдавать ЕГЭ по предмету. Может мы тут спорим, а учителя уже сдают?

То есть я не против того, чтоб учителя по собственному желанию ходили сдавать ЕГЭ. Но я не знаю, что там принципиально нового произойдет от такой сдачи. Учителя в любой момент имеют возможность взять вариант и прорешать. И увидеть, что лично у них вызывает сложность. И есть ли дети, которых надо научить тому, что не умеет и не может сам учитель. А если есть, то как тут быть. В общем-то учителя так и работают. Юша
Зря вы так низко оцениваете наших учителей. Что тогда дети "забыли" в таких школах, на ваш взгляд?
Я гораздо оптимистичнее вас и считаю, что большинство учителей очень прилично сдадут егэ, на 90-100 баллов многие. Не все, наверное. Так и не надо ставить требования всем сдать на 100. Надо просто пойти и сдать. На сколько получится.
Нас с вами сейчас никто не рассудит. Мы НЕ знаем - как бы написали учителя. А вот если бы знали, то могли бы вынести оценку самому ЕГЭ и системе школьного образования.
В частности, найти понимание таких вещей:
"Это экзамен, который точно можно сдать на 100, если знать предмет."
Или
"Это экзамен, который точно можно сдать на 70, если знать предмет. А 100 - это для гениев".

А еще будет понимание такого вопроса:
"Это экзамен, который можно сдать на 90-100 без репетитора"
Или
"Это экзамен, который нельзя сдать на 90-100 без репетитора".

Сейчас в обществе странное отношение к ЕГЭ, много мифов, много упреков. Возможно, они справедливы, возможно - нет.
Мне кажется, если бы все учителя этот экзамен сдали, то мифов было бы меньше, а еще - были бы изменения и в самом экзамене, выявились бы учителями в нем все те косяки, которые есть.
А еще учителя сейчас сильно пугают детей Егэ. Потому что для них это неизвестность. А если бы прошли через него сами - и страхов было бы меньше!

19 задача - это олимпиадная задача. 17-ая тоже очень часто не слабая задача.

Имхо, уровень 90-100 баллов - уровень подготовки и показатель способности учиться в лучших ВУЗах страны. Объясните мне: откуда в школах страны возьмется такое количество таких учителей. Что они с таким уровнем там забыли?

Добавлено спустя 48 секунд:

Зачем? Некоторым детям требуется личное общение. Иногда не хватает одного малюсенького уточнения. 21OKSI
ну вот для этого раньше была система олимпиад и физматшкола. А теперь опс. На олимпиады точно также натаскивают умных детей в хороших школах. Чтоб 19-е задание решили.
Но это ж либо на уровне государства вопрос надо решать, с возможностью выбора. либо на уровне индивидуальном. родители ищут возможность для собственного ребенка.

В общем-то интернет сильно упрощает дело. Можно вполне найти разбор решений 18 и 19 задач. sono io
Имхо - потому что "нет".
Потому что неважно - гуманитарный класс или нет, но ученик должен иметь возможность получить консультацию у своего учителя в полном объеме. Не надо делить детей по классам, как будто выбор класса реально о чем-то важном говорит. В некоторых гимназиях-лицеях конкурс в физ-мат класс зашкаливает, и дети, имеющие выше среднего уровень подготовки, попадают в гуманитарный (химико-биологический, филологический, исторический, экономический и пр.) классы.

И никто не говорит, что учитель обязан вытянуть каждого ученика. Учитель себя должен вытянуть на приличный балл в ЕГЭ. Иначе, какой бы он ни был талантливый педагог, но ученика ему на высокий балл не подготовить - ибо сам не знает ответа.

21OKSI
В школе старшего сына учитель очень даже разбирала с ними 18 задание - подробно и долго. И многие ребята его успешно решили. Про 19 - не знаю, какое это. А про 18 - помню, потому что много обсуждали.
Это еще большой вопрос про право выбора. У нас город несколько меньше Новосибирска - 6 школ и гимназия. Ни в одной из школ, ни один из учителей, даже в профильных математических группах, не разбирал с детьми 18 и 19 задание. С кем-то родители занимались (я знаю одного такого, повезло), а у кого-то выбора не было вообще. Нам хоть математика профильная и не нужна, но в случае чего выбор состоит только в переезде. Про деревни относительно данной ситуации страшно подумать.

я б сказала. что каждый ученик имеет право выбрать такого учителя, который его может подготовить на высокий уровень. Но воспользоваться ли этим правом - дело ученика. Есть огромное количество детей. которым вообще не нужен этот высокий уровень. Тогда только во вред ученику насильное затаскивание его супер-пупер учителем на высокие баллы ЕГЭ. Сдал базу - показал знание математики на культурном уровне. Нужна математика как основа дальнейшего развития - нужен учитель более высокого уровня.

да в каком-нибудь 11-м гуманитарном пусть работает, почему нет? sono io
Мы не спрашиваем, хочет ли ребенок в бауманку или в местный вуз. Он идет и решает все задания ЕГЭ и получает свой балл. Так и учитель должен пойти и решить. И получить свой балл. Что тут сложного?

Относительно того, что не все учителя готовят на высокий уровень егэ.... Сложный это вопрос. У нас вроде как равные права на образования. Значит КАЖДЫЙ ученик имеет право на учителя, который МОЖЕТ подготовить его на высокий уровень егэ. Я не думаю, что это прям 100 баллов должно быть. Но все-таки, достаточно высокий балл учитель должен уметь получить. Если учитель к этому не готов, имхо, он не должен работать в 11 классе. В любом другом, но не в 11.
почему? Учителя разные бывают, не все работают на углубленке. Есть отличные школьные учителя, которые готовят базовый уровень. То есть и к профильному экзамену, но в рамках общеобразовательной программы. Зачем с них требовать полную версию ЕГЭ, рассчитанную на поступление в лучшие профильные вузы страны?

Что Вы имеете ввиду под словами "решить ЕГЭ"? Решить на минимум, позволяющий получить аттестат? решить на уровень зачисления в местный ВУЗ? обязательно решать на уровень, например, МГУ или Бауманки?

И ещё один момент: уметь что-то делать самому и умение объяснить другому.... несколько разные вещи... Странно, если усителю сложно решить егэ. Тогда чему он научит детей? Жаль, что только одна учительница в России приняла такое решение. Уверена, что все учителя, работающие с 11-классниками, должны сдавать ЕГЭ по своей дисциплине каждый год вместе с учениками. И это не проверка знаний учителя, это проверка процедуры ЕГЭ - так надо к этому относиться!
Ну не должно ЕГЭ быть сложным для учителя!
Почему это поступок учителя "безусловно заслуживает уважения", а для учеников это рядовое событие?
Если бы все учителя в России сдали ЕГЭ, уверена, это стало бы поводом для некоторых корректировок и в самом ЕГЭ и в программе обучения. Учитель красноярской гимназии Оксана Фан-Ди вместе со своими учениками сдала экзамен по литературе. Педагог отмечает, что целью такого необычного эксперимента была не только проверка собственных знаний.

Как это ни удивительно, но для того, чтобы набрать высокие баллы на ЕГЭ по литературе, недостаточно просто уметь хорошо писать и иметь в своем багаже огромное количество прочитанных книг. Нет, это, безусловно, важно и необходимо, но надо помнить, что выпускной экзамен в форме ЕГЭ имеет четкую структуру, а у проверяющих есть определенные критерии, по которым они и оценивают работы одиннадцатиклассников. Как бы вы не были креативны и оригинальны, если ваша работа не отвечает основным требованиям задания, то, увы, 100 баллов вы не наберёте. Поэтому в этой статье мы раскроем все секреты и дадим вам полезные советы, прислушавшись к которым, вы сможете получить высокий результат и поступить в университет своей мечты.

Как уже было отмечено, выпускникам, сдающим экзамен по литературе, просто необходимо точно знать, как именно оценивается ЕГЭ по литературе. На самом деле, все очень просто и не так страшно, как кажется на первый взгляд.

При выполнении 8 и 15 заданий, требующих развёрнутого ответа в 5-10 предложений, надо дать прямой и лаконичный ответ на вопрос. есть у нас на сайте. Старайтесь не отходить от темы, не использовать пространных рассуждений, следуйте простой схеме – тезис, доказательства. Ничего сверхсложного от вас не требуется, важно внимательно прочитать отрывок из приведённого художественного произведения, проанализировать его и дать краткий, но четкий ответ на вопрос, приводя в пример доказательства из текста. Критериями являются:

  1. глубина приводимых суждений
  2. убедительность аргументов
  3. следование нормам речи.

Всего за 8 и 15 задания можно получить 4 балла за каждое (не забывайте, что набранные вами первичные баллы переводятся в стобалльную систему, и даже 1 допущенная вами ошибка может стоить 4 тестовых балла, так что будьте внимательны).

В 9 и 16 вопросах от вас требуется сопоставить предложенный отрывок из литературного произведения с двумя другими текстами. вы можете посмотреть на сайте. Здесь самым важным является убедительное обоснование, почему вы считаете приведённые вами примеры из художественных произведений подходящими и в чем именно вы находите их сходство. Не стоит забывать, что нужно правильно указать названия произведений и их авторов. Критерии, по которым будут оцениваться ваши ответы:

  1. включение произведения в литературный контекст
  2. убедительность аргументов

Так как экзамен всегда является для выпускников стрессовой ситуацией, мы советуем вам заранее продумать примеры произведений под различные тематики, удобнее это сделать в таблице. Разделить ее на конкретные темы, к примеру, война, безответная любовь и т.д. (брать их можно из примерных КИМов), и подбирать тексты, в которых встречаются эти проблемы. Так в час икс вам будет гораздо легче, и вы сможете набрать высший балл за это задание.

И, наконец, последнее задание – написание большого эссе на одну из трех предложенных тем. вы можете посмотреть на сайте. Здесь вы должны показать:

  1. знание художественного текста
  2. владение литературоведческими терминами
  3. литературный кругозор

Проверяющий будет оценивать:

  1. глубину понимания темы
  2. убедительность приводимых в качестве аргументов суждений
  3. уровень владения теоретико-литературными знаниями
  4. обоснованность привлечения текста произведения
  5. композиционную цельность
  6. логичность изложения
  7. следование нормам речи.

Единственный совет, который мы можем вам дать при написании этого сочинения, – это подготовиться к нему. Вы должны знать все критерии оценки и, следуя им, написать цельную работу, которая будет отражать глубину ваших знаний и осмысленность приводимых вами аргументов.

Что нужно знать?

Перед тем, как начать готовиться к ЕГЭ по литературе, вы должны узнать, из чего состоит экзамен, сколько времени отведено на решение каждого задания, что нужно прочитать и многое другое.

Начнём по порядку:

  1. Сколько длится ЕГЭ по литературе?

Выпускникам даётся 3 часа 55 минут. Поверьте, этого времени достаточно для выполнения и проверки всех заданий. Но, несмотря на это, из года в год многие выпускники теряют драгоценные баллы как раз из-за того, что просто не успевают ответить на все вопросы или переписать сочинение на чистовик. Поэтому мы настоятельно рекомендуем всем, кто готовится сдавать ЕГЭ по литературе, потренироваться написать КИМ за время, которое будет отведено на экзамене. Засеките время и объективно оцените, успеваете ли вы написать, проверить и переписать все сочинения. Если нет, то попробуйте пересмотреть свои затраты времени, может быть, вам удобнее начать с последнего задания, а потом вернуться к первой части работы. Определите, какое максимальное количество минут вы можете потратить для ответа на тот или иной вопрос и старайтесь не превышать данный лимит.

  1. Сколько заданий на экзамене?
  2. ЕГЭ по литературе состоит из двух частей. 1 часть делится на 2 блока – в первом от вас требуется ответить на 7 вопросов, которые проверяют ваше знание теории литературы, и на 2 вопроса с развёрнутым ответом в 5-10 предложений. Весь первый блок посвящён эпическому или драматическому родам литературы. 2 блок касается лирики и также состоит из 7 вопросов по теории и 2 вопросов, при ответе на которые вы должны написать «маленькое сочинение».

    Часть 2 представляет собой написание сочинений на одну из трех предложенных тем. Каждая тема касается определённой эпохи (1 тема – древнерусская литература, литература 18 века или литература первой половины 19 века, 2 тема – вторая половина 19 века и 3 тема затрагивает литературные произведения, написанные с конца 19 до начала 20 века). Объём сочинения должен составлять не менее 200 слов.

    1. Что читать?
    2. Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно прочитать весь перечень художественной литературы, составленный именно для этого экзамена, так называемый, , который вы можете прочесть на сайте.

      Но должны сразу предупредить вас, если в течение всех школьных лет вы не читали практически ничего из школьной программы, то наверстать упущенное за 1 год невозможно. А вот если вы, напротив, всегда ответственно относились к списку школьной литературы, то ничего дополнительного вам читать уже не придётся.

      1. Когда придут результаты?

      И на самом экзамене, и на официальном сайте ЕГЭ будут обозначены сроки получения результатов. Не переживайте, в неведении вы не останетесь. Постарайтесь сохранять спокойствие, даже если ваши результаты по литературе задерживаются (такое бывает), все, что было в ваших силах, вы уже сделали. И не бойтесь, проверяющие – не звери, они просто выполняют свою работу, и если вы усердно трудились, то ваш труд оценят по достоинству.

      Как готовиться?

      Смотри предыдущий пункт. Действительно, начинать подготовку к ЕГЭ по литературе, если ты еще не прочитал большую часть произведений, просто бесполезно. Если же со списком прочитанной литературы все в порядке, то стоит обратиться к теории литературы. В первой части есть целых 14 вопросов, касающихся литературоведческих терминов (жанр и род литературы, размер стихотворения и т.д). Все эти вопросы абсолютно несложные, так что терять на них свои баллы будет очень обидно. А чтобы подготовиться, вам достаточно просмотреть, знание которых будет проверяться, понять и подробно разобрать их, тогда вы никогда не перепутаете ямб с хореем.

      Ну а к заданиям с развёрнутым ответом способ подготовиться только один – тренировка. Пишите как можно больше сочинений, старайтесь соблюдать все требования, внимательно перечитывайте свои работы (очень важно уметь замечать собственные ошибки), и, конечно, будет очень хорошо, если найдётся человек, который будет проверять ваши литературные достижения хотя бы в первое время (думаю, ваш школьный учитель не должен отказать в такой просьбе).

      Как проходит экзамен?

      Точно так же, как и любой другой ЕГЭ. Вы приходите в пункт проведения экзамена, оставив перед этим все электронные устройства дома (вы ведь весь год усиленно готовились, и они вам ни к чему, правда?), идёте в определённую аудиторию и ждёте начала экзамена. Когда наступает час икс, наблюдающий еще раз подробно озвучивает правила проведения мероприятия. Далее вы приступаете к заполнению бланков (отнеситесь к этому серьезно, не забудьте перепроверить, все ли вы заполнили верно, иначе будет обидно, если на блестяще выполненной, стобалльной работе не будет вашей фамилии).

      Когда все организационные моменты закончатся, вы наконец-то получите свой КИМ и сможете приступить к его выполнению. Очень внимательно читайте задания! В стрессовой ситуации можно легко перепутать Толстого с Достоевским, так что перечитывайте несколько раз не только свои ответы, но и вопросы (даже прекрасно написанная работа о проблеме маленького человека в творчестве Чехова не будет засчитана, если вопрос был о Гоголе). Проходит 3 часа 55 минут, вы сдаёте все свои заполненные бланки и со спокойной душой идёте домой.

      Как сдали ЕГЭ по литературе в 2017 году?

      Немного статистических данных: в 2017 году ЕГЭ по литературе сдавали 43548 выпускников, из них только 4,3% не смогли пройти порог (минимальный балл) в 32 балла. А 44% сдававших экзамен смогли набрать более 61 балла. Так что, дорогие выпускники, не все так страшно.

      Каждый одиннадцатиклассник, сдающий литературу, однажды спрашивал в отчаянии: «Что нужно, чтобы сдать ЕГЭ по литературе?». Но вы даже не представляете, насколько прост ответ – нужно готовиться. Не нужно считать, что если на экзамене от вас требуется не конкретный, единственно правильный ответ на вопрос, а развёрнутый ответ в виде сочинения, то можно пустить процесс подготовки на самотёк и довериться интуиции, а при написании сочинений дать волю фантазии и просто порассуждать на заданную тему. Такой подход не приведёт вас к успеху, вы должны четко знать, что от вас требуется, ваши эссе должны соответствовать «запрашиваемому» формату, а знания по литературе в вашей голове должны быть четко структурированы. В идеале вам необходимо хорошо представлять себе тот или иной исторический контекст, чтобы лучше понять темы творчества того или иного автора. Также вы должны уметь подтверждать свои мысли цитатами (которые нужно знать наизусть), а это возможно только при одном условии – начать готовиться к ЕГЭ по литературе нужно заранее! Тогда у вас не возникнет никаких проблем, и даже если вы очень эмоциональный человек (какими становятся все в момент сдачи экзамена), вы будете более спокойны и уверены в себе, а это и есть залог отличного результата.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Текст: Александр Смолин
Фото: newtonew

Я сдавал в 2014 году. С тех пор пытались несколько раз изменить, но сами задания по сути изменились не сильно. Поэтому, надеюсь, мои советы помогут выпускникам подготовиться к экзамену и сдать его на максимальный балл. Сам я получил 91 балл - самый высокий у нас в Ставропольском крае.

Готовиться советую начинать заранее, с сентября. Признаюсь сразу, занимался я с репетитором. Мне с ним, вернее с ней, очень повезло. Изначально я думал, что заниматься с другими школьниками вредно для успеваемости, но быстро понял, как я ошибался. Мы готовились группой из трех человек - я и две девочки из моей школы.

Первым делом нам рассказали про кодификатор - перечень всего того, что может попасться на экзамене. Это произведения русской литературы, начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая «Одним днем Ивана Денисовича» Но главная проблема в том, что там есть тексты, которые в школе не проходят.

Нас строго предупредили, что в письменных ответах 9 и 16 (раньше С2 и С4 ), где требуется сравнить прозаическое и стихотворное произведения с другими из литературного контекста, можно использовать примеры только из русской литературы. А любое обращение к зарубежной классике вынудит экзаменаторов ставить нули.

Список обязательной литературы оказался довольно внушительным. Но там не оказалось, например, или «Очарованного странника» , тургеневской «Аси », которые в нашей школе мы изучали на уроках литературы. А вот сатирические сказки туда вошли. Кроме того, некоторые произведения, например «История одного города» того же Михаила Евграфовича, были «для обзорного изучения», и репетитор сказала, что они почти наверняка не попадутся на экзамене (или могут попасться скорее всего там, где у нас есть право выбора, то есть как тема для большого сочинения).

Стихотворения представляли не меньшую сложность, чем эпические и драматические произведения. Во-первых, их было много. Во-вторых, их нужно было учить наизусть, поскольку цитаты в задании 16 (раньше С4 ) - вещь очень полезная. В-третьих, их нужно понимать и уметь анализировать.

Но я ничуть не жалею, что выучил их. Это получилось как-то само собой во время тренировочных заданий. У любого получилось бы. От некоторых стихотворений мурашки бежали по коже от восхищения. На школьных уроках литературы такого не было.

Русской поэзии и все, что после нее, в ЕГЭ не вошло. Не было ни , ни , ни , ни , ни - хотя опыт последних двух лет показывает обратное: стихотворения этих поэтов стали активно включать в экзаменационные задания.

Один из главных мифов о ЕГЭ звучит примерно так: если что-то не прочитать, будет плохо. Проверено на собственном опыте - это не так. Лично я не смог осилить и «Обломова». Зато перечитал другие произведения: , и далее по списку. Как вы поняли, ни шолоховское, ни гончаровское творения мне не попались. И еще один важный момент: знание содержания произведения и умение его понимать и анализировать - это совершенно разные вещи.

Теперь о самих экзаменационных заданиях. B-часть - очень легкая, нужно всего лишь знать термины. Например, определение эпоса и драмы, рассказа и романа, антитезы и оксюморона, романтизма и сентиментализма, фабулы и пафоса. В общем, вы поняли, о чем я. Объяснять, что это такое, не нужно. Тебе дают определение, а ты просто пишешь слово в бланке ответов. Я не помню, сколько баллов давали за эту часть, но знаю, что очень мало.

Другое дело - C-часть . Где нужно было написать 5 мини-сочинений. Тогда они назывались С1-С4 (сейчас задания 8 , 9 и 15,16 ) и одно большое - С-5 (задание 17.1-17.3 ). Для меня самым сложным на ЕГЭ по литературе оказались нехватка времени и боль в пальцах руки от интенсивного письма. И, конечно, постоянная концентрация и аналитическое мышление. А еще я очень боялся, что мой почерк не разберет ни один эксперт. Запоминание цитат по сравнению с этим - цветочки. Тем более что можно было в 8 и 15 заданиях (тогда С1 и С3 ) «закавычить» то, что цитатой, возможно, не является.

С1 и С3 (сейчас - 8 и 15 ) были схожи тем, что в них по прозаическому и по стихотворному произведениям соответственно были заданы вопросы, на которые надо было развернуто ответить. В этих заданиях снижали балл за пересказ текста вместо анализа (а если плохо понимаешь, о чем речь, избежать пересказа практически невозможно), за попытку рассуждений, не относящихся к теме, и, что самое страшное, за фактические ошибки.

Например, назвал ты драму Островского «Гроза» трагедией - снимают балл. Зато с использованием цитат проблем не было - тексты, необходимые для анализа, были напечатаны перед вопросами.

В С2 и С4 (сейчас - 9 и 16 ) задается вопрос: «Где еще в русской литературе встречается проблема (или мотив, или художественный прием), указанная в данном прозаическом отрывке или стихотворном произведении?» На мой взгляд, эти задания даже сложнее, чем С5.

Представьте, чтобы не потерять баллы, вам нужно вспомнить кучу произведений, выбрать из них как минимум два, которые можно хоть в чем-то уподобить, найти позиции для сравнения, сравнить, причем желательно привести цитаты для подтверждения своих мыслей. А в С4 цитаты - нередко довольно большие части стихотворения или даже несколько стихов. Для этого и нужно их учить.

Позиции для сравнения и аргументы должны быть сильными. Проблема в том, что объективно оценить это задание невозможно: одному проверяющему аргументы покажутся убедительными, а другому - нет.

Метод работы с заданиями раздела С2 следующий - во вступлении перечисляешь все произведения, которые хочешь сравнить. В первом абзаце основной части находишь сходства и различия между произведением из задания и первым названным тобой, во втором абзаце проделываешь то же самое, но со вторым предложенным произведением. Наконец, в выводе еще раз все сравниваешь, причем важно не повторяться. Поначалу думал, что это почти невозможно, но к экзамену все становится возможным.

Наконец, С5 (сегодня — задание 17.1-17.3 ) - самое ценное. За него, если мне не изменяет память, давали около половины баллов. Да, да, вы правильно прочитали. А писать его в условиях нехватки времени более чем «нервотрепно».

С5 - большое сочинение на выбор. Выбираешь одну из трех тем и раскрываешь ее. Причем раскрываешь максимально полно. Тут оценивается многое, но главное - содержательный аспект. Если проблема не раскрыта, ни на что остальное эксперт не посмотрит. И за ЕГЭ вы получите максимум 50 баллов , при условии, что все остальное выполнено идеально. Второй критерий - термины, те самые, которые были в B-части. В 2014 году их нужно было употребить не менее 10 (цифра, конечно, условная, но зато она вписывается в формулировку критерия «высокий уровень владения терминологией»). Сегодня, кстати, критерий изменили и прописали, что хотя бы в одном месте термин должен использоваться для анализа. Третье - цитирование, краткий пересказ эпизода, описание - словом, все, что докажет знание текста. В этом случае краткий пересказ не возбранялся. Четвертое - логика и связность текста, тут все понятно.

Наконец - то, на что обращают внимание всегда, но снижают только в С5, - речевые ошибки (сегодня уже речь оценивают в 8 из 15 заданий). Кстати, прелесть экзамена по литературе в том и состоит, что на грамматику не обращают внимания. Это - очень-очень хорошо. Потому что в спешке иногда невесть что напишешь. Мне в школе по литературе из-за жесткого оценивания грамматических ошибок иногда даже «2» ставили.

Удачи всем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе в этом учебном году!

ЕГЭ по литературе уже через месяц, а ты, замечтавшись о выпускном, так и не проштудировала список произведений из школьной программы?! Выход есть! Зачастую именно паника мешает настроиться и выбрать верную тактику подготовки. Особняком стоит ЕГЭ по литературе, о сложности которого ходят легенды. Но не думай, что для успешной сдачи этого экзамена потребуется несколько лет упорных занятий.

Фото tumblr.com

Приложить усилия, конечно, придется, но можно и схитрить:

  1. Для начала ознакомься с кодификаторами ЕГЭ, где представлен список всех художественных произведений, которые могут встретиться в любом варианте КИМ.
  2. Изучай краткие содержания всех произведений, но в совокупности с критическими статьями, их полно в интернете. Это как читать про фильм, который ты хочешь посмотреть в кино. Если он окажется не очень, то потраченных денег на билет будет жалко. Но ты можешь подготовиться и изучить рецензии уже посмотревших картину на «Кинопоиске». То же самое и с книгами. Только читай рецензии известных критиков, а не кого попало. Не забудь выписывать главное, чтобы освежить знания перед экзаменом!
  3. Подпишись на паблики «ВКконтакте», например, на «Литература-ЕГЭ», туда скидывают много полезных материалов: критику, краткие содержания, пробные варианты, анализы. Пока едешь в метро, ждешь подружку у подъезда или скучаешь на перемене, открывай группы и изучай, все равно с телефоном сидишь.
  4. Относительно стихотворений тоже есть свой метод. Если ты проспала и не выучила их наизусть, нужно классифицировать всю лирику по разделам: природа, война, любовь, дружба, творчество. В каждую группу напиши название стихотворения и автора. Такой навык пригодится тебе на ЕГЭ по литературе в задании №16.
  5. Последняя часть состоит из творческого задания по литературному произведению, где добавляют баллы за использование цитат. Даже не читая произведение целиком, в интернете можно найти цитаты по каждому, которые ты заучила. Тебе это очень пригодится.
  6. Кстати, еще один неплохой вариант – посмотреть . Только, пожалуйста, не смотри зарубежные интерпретации, которые скорее похожи на вольную трактовку и имеют мало общего с первоисточником. Отдай предпочтение нашему кино.

Лайфхаки от студентов журфака:

«Я сдал ЕГЭ на 85 баллов, занимаясь всего два месяца. Главный секрет в изучении структуры.

Если ты научишься стилистически грамотно писать сочинения, то достаточно ознакомиться лишь с ключевыми идеями произведений.

Зубрежка мелких фактов поможет только с тестовой частью, которую можно отработать буквально за два дня с помощью сборников и пробных тестов», – Максим.

«Интернет для сильных духом. Он может стать бесценным источником информации, а может сжечь все твое время. В течение подготовки к ЕГЭ, я вышла из всех соцсетей, оставив лишь номер телефона для друзей. Ты удивишься, насколько продуктивным станет даже один час работы, если не проверять лайки в Инстаграме каждые пять минут!» – Марина.

Фото tumblr.com

«Мой секрет заключался в регулярной практике. Основа ЕГЭ по литературе – четыре мини-сочинения и одно большое. Для большого сочинения предлагается три темы на выбор из разных разделов литературы. Поэтому самым разумным будет выбрать заранее какую-то одну в начале подготовки. Я люблю литературу XX века, поэтому сделала упор на нее. За месяц я успела написать несколько сочинений по каждому произведению этого раздела» – Аня.

«Я считаю, что мой успех заключается в "репетициях". Нередко непривычные условия вгоняют человека в ступор.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ дома за чашкой чая и сдача экзамена в нервной обстановке среди посторонних людей очень отличаются. Поэтому попробуй хотя бы несколько раз написать тренировочные задания в неудобной обстановке, засекая время.

Для кого-то это может быть шумное кафе, а для кого-то даже метро» – Даша.

«Готовясь к ЕГЭ за короткий срок, увы, информация укладывается хуже, не так размеренно. Поэтому моей проблемой стало то, что имена и фамилии всех героев перемешались в кучу. Во время экзамена я не могла вспомнить даже свою... Так что я настоятельно рекомендую еженедельно проговаривать имена главных героев из каждого произведения, чтобы точно не забыть и не перепутать» – Таня.

Вот видишь, это реально! Только теперь нельзя терять ни дня, возьмись за учебу сегодня, и все обязательно получится. При правильном планировании времени процесс подготовки превратится в удовольствие. Удачи!