Самые читаемые и интересные героические сказки и былины представляем вам.

Былины. Героические сказки русские народные список:

1. Алёша Попович и Тугарин Змеевич

2. Вавила и скоморохи

3. Вольга и Микула Селянинович

4. Добрыня и Алёша

5. Добрыня Никитич и Змей Горыныч

6. Добрыня Никитич

7. Иван-гостиный сын

8. Илья-Муромец

9. Илья-Муромец и Калин-царь

10. Илья-Муромец и Соловей-Разбойник

11. Никита Кожемяка

13. Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче

14. Сказкние о храбром витязе Укроме-Табунщике

15. Ставр Годинович

Русские былины и героические сказки в основном имеют сюжет, в основу которого заложено героическое событие, эпизоды о подвигах русского народа. Былины в основном написаны тоническим стихом, поэтому русские былины читать надо виде стиха или протяжной песни.

Название былины – походит от слов « старина», « старинушка», подразумевая, что действие происходило в прошлом. Былины о русских богатырях – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попов – это самые популярные истории нашего времени. Детские былины об этих богатырях в сказочной форме мы предлагаем читать на страницах нашего сайта. Алеша Попович и Тугарин Змей читать, Добрыня Никитич и Змей Горыныч читать, Илья Муромец и Соловей Разбойник читать, и много других интересных героических сказок можно читать на нашем сайте.

Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество слогов, но приблизительно одинаковое количество ударений. Некоторые ударные слоги произносятся со снятым ударением. При этом не обязательно, чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений: в одной группе их может быть по четыре, в другой - по три, в третьей - по два. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее - на третий слог от конца.

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства.

Точный возраст той или иной былины определить невозможно, потому что они складывались веками. Ученые начали массово записывать их лишь после 1860 года, когда в Олонецкой губернии обнаружилась еще живая традиция исполнения былин. К тому времени русский героический эпос претерпел значительные изменения. Подобно археологам, снимающим один слой почвы за другим, фольклористы освобождали тексты от более поздних «пластов», чтобы выяснить, как звучали былины тысячу лет назад.

Удалось установить, что старейшие былинные сюжеты повествуют о столкновении мифологического героя и киевского богатыря. Еще один ранний сюжет посвящен сватовству богатыря к иноземной царевне. Древнейшими героями русского эпоса считаются Святогор и Волх Всеславьевич. При этом народ нередко вводил в архаичные сюжеты современных ему действующих лиц. Или наоборот: древний мифологический персонаж по воле рассказчика становился участником недавних событий.

Слово «былина» вошло в научный обиход в XIX веке. В народе же эти повествования назывались старинами. Сегодня известно около 100 сюжетов, которые рассказаны в более чем 3000 текстов. Былины, эпические песни о героических событиях русской истории как самостоятельный жанр сложились в X–XI веках - в эпоху расцвета Киевской Руси. На начальном этапе они основывались на мифологических сюжетах. Но былина, в отличие от мифа, рассказывала о политической обстановке, о новой государственности восточных славян, и потому вместо языческих божеств в них действовали исторические лица. Реальный богатырь Добрыня жил во второй половине X - начале XI века и приходился дядей князю Владимиру Святославичу. Алешу Поповича связывают с ростовским воином Александром Поповичем, погибшим в 1223 году в битве на реке Калке. Святой преподобный жил, предположительно, в XII веке. Тогда же в новгородской летописи был упомянут купец Сотко, превратившийся в героя новгородских былин . Позже народ стал соотносить героев, живших в разное время, с единой былинной эпохой князя Владимира Красное Солнышко. В фигуре Владимира слились черты сразу двух реальных правителей - Владимира Святославича и Владимира Мономаха.

Реальные персонажи в народном творчестве стали пересекаться с героями древних мифов. Например, Святогор, предположительно, попал в эпос из славянского пантеона, где он считался сыном бога Рода и братом Сварога. В былинах Святогор был столь огромен, что его не носила сыра земля, потому он жил в горах. В одном сюжете он встретился с воином Ильей Муромцем («Святогор и Илья Муромец»), а в другом - с землепашцем Микулой Селяниновичем («Святогор и тяга земная»). В обоих случаях Святогор погибал, но, что примечательно, не в бою с молодыми героями - его смерть была предопределена свыше. В некоторых вариантах текста, умирая, он передавал часть своей силы богатырю нового поколения.

Еще один древнейший персонаж - Волх (Вольга) Всеславьевич, рожденный от женщины и змея. Этот оборотень, великий охотник и колдун упоминается в славянской мифологии как сын Чернобога. В былине «Волх Всеславьевич» дружина Волха отправилась завоевывать далекое царство. Проникнув в город с помощью колдовства, воины убили всех, оставив себе лишь молодых женщин. Этот сюжет явно относится к эпохе родоплеменных отношений, когда разорение одного племени другим было достойно воспевания. В более поздний период, когда Русь отражала нападения печенегов, половцев, а затем и монголо-татар, критерии богатырской удали изменились. Героем стал считаться защитник родной земли, а не тот, кто вел захватническую войну. Чтобы былина о Волхе Всеславьевиче соответствовала новой идеологии, в ней появилось пояснение: поход был против царя, якобы задумавшего напасть на Киев. Но и это не спасло Волха от участи героя ушедшей эпохи: в былине «Вольга и Микула» колдун-оборотень уступил в хитрости и силе все тому же крестьянину Микуле, который фигурировал в былине о Святогоре. Новый богатырь вновь победил старого.

Создавая героический эпос, народ преподносил устаревшие сюжеты в новом свете. Так, в основе более поздних былин XI, XII и XIII веков лежал переработанный на новый лад мотив сватовства. При родоплеменных отношениях женитьба была главной обязанностью вступившего в зрелую пору мужчины, о чем рассказывали многие мифы и сказки. В былинах «Садко», «Михайло Потык», «Иван Годинович», «Дунай и Добрыня сватают невесту князю Владимиру» и других герои женились на иноземных царевнах, подобно тому, как в древности отважные мужи «добывали» жену в чужом племени. Но этот поступок нередко становился для богатырей роковой ошибкой, приводил к гибели или предательству. Надо жениться на своих и вообще больше думать о службе, а не о личной жизни - такова была установка в Киевской Руси.

Каждое значимое для народа событие находило отражение в былинах. В сохранившихся текстах упомянуты реалии из эпохи и , войны с Польшей и даже с Турцией. Но главное место в былинах начиная с XIII–XIV веков занимала борьба русского народа с Ордынским игом. В XVI–XVII веках традиция исполнения былин уступила место жанру исторической песни. Вплоть до XX века героический эпос жил и развивался лишь на Русском Севере и в некоторых областях Сибири.

Ученики шестых классов МБОУ СОШ №154г.Екатеринбурга

В сборнике помещены былины, выполненные учащимися шестых классов в прозаической и стихотворной формах в качестве творческого задания после изучения темы "Былины" на уроках литературы. Сохранена авторская пунктуация и орфография.

Скачать:

Предварительный просмотр:

СБОРНИК БЫЛИН учащихся 6- классов МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга.

1.«Былина о любви»

Во славной городе да в Ё – бурге,

Стоит да поживает школа долговечная,

И номерок то у неё 154!

В школе той могучей училася Полинка раскрасавица,

А в старшем классе учился Антон, с классной чёлкой

он.

Любили они друг друга, да преградой был им

Ростислав плохучий,

И мешал он той Полинке быть с Антоном вместе.

И решили они бороться с Ростиком плохучим,

Да у него был приспешник славный,

Да и прозвище у него было смешное – Кудрявый.

Боролись они три дня и три ночи,

А победил Ростик плохучий,

Но за плохое поведение выгнали его из школы могучей.

И воссоединились Полинка и Антошка!

Но на этом наша история не заканчивается, Ростислав

вернулся…

Забрал он Полину в дом пятиэтажный да во тёмный,

Но у Полинки были подруги верные: Женька и

Настюшка!

И спасли они Полину раскрасавицу,

А Кудрявый на сторону Антона перешёл и помог

Ростика плохучего поймать.

Наконец-то Полина и Антон остались вместе да

Навсегда!

Конец, а кто слушал – молодец!

Щелканова Александра 6-а класс.

2.«Алёша Потапович против русской мафии»

Не «давным-давно», а совсем недавно в одной маленькой деревушке жил Алёша Потапович. Жил – не тужил. Читал RAP свой русский. Его все уважали! Но было у него и много врагов – Русская Мафия.

Однажды, гуляя по лесу, увидел он браконьеров ужасных, как воровали они зверей редких! Разозлился тогда Алёша, вырвал дерево с корнем он и поразметал браконьеров лютых, но оставил одного браконьеришку, повыпытывал у него информацию. И пошёл он на русскую, на мафию. На Ferrari, на своей быстроходной. Взял с собой он лишь автомат да пистолетушки, да и ножечки заточенные, острющие. И уехал Алёша на битвушку на ратную.

Как доехал Алёшенька до места страшного, как началась стрельбы лютая, полилась кровушка красная. Расстрелял Алексей всех недругов страшных. Увидал Алёша девицу красную, так влюбился он в неё, что женился он на ней сразу же. А была эта девица дочкою президента нашего.

THE END…

Пискун Алексей 6-а класс.

3. «Алёша Попович и вороны Кощея»

Кощеевы слуги, чёрны вороны,

Повадились на хлеб киевский

Через день налетать, да поклёвывать.

И отправил князь Владимир гонцов

В деревеньку дальнюю,

Да за Алёшей Поповичем,

Мол, спаси нас, богатырь

Да от силы вражеской, да от голода.

Засобирался богатырь

Во владения Киевские.

Прыгнул могучий конь

Лишь два раза да утомился,

А город большой уже виден.

Прилёг Алёшенька отдохнуть, да сил набраться.

Да налетели вдруг чёрны вороны,

Да тут же солнышка не видно стало.

Проснулся богатырь, натянул тетиву

И начал по воронам палить.

Испугались супостаты, полетели.

А Алёша Попович на коня и за ними.

Привели они богатыря в пещеру тёмную на горе,

А в глубине на троне костяном Кощей сидит.

Рассердился он, наказал воронам

На богатыря русского напасть.

Отбивался Алёша Попович,

Пока не попадали вороны все.

Испугался Кощей, побежал от смерти.

Но нагонять его богатырь начал,

Да такие слова кричать:

«Бойся, Кощей, будешь знать,

Как землю русскую грабить!»

Быстрей, быстрей Кощей бежал,

Да свалился с горы высокой.

Отправился Алёша Попович в город.

Хвалили его, садили за стол богатый,

Да кормили едой лучшей,

Да песню о нём слагали.

Воронина Надя 6-б класс.

4. «Былина о Никите Добрыниче и об иго бусурманском»

Жил да был в одном городе славном,

Да во стольном Киев-Граде

Богатырь Никита Добрынич.

С трудом носила его мать, сыра земля.

Да и был Никита грамоте разной обучен.

Однажды к Владимиру Светлому Княже

Басурмане напали на стольный Киев-Град.

Да и Никита с дружиною своею отлучился.

Послал князь Владимир гонца за Никитою.

Быстрей, чем заяц от волка, поскакал гонец.

Догнал он Никиту возле Волги матушки.

Тотчас отправился Никита.

Выезжал Никита во чисто поле,

Залазил Никита на сосну высокую.

Смотрел Никита на город осаждённый.

Молвил он таковы слова: «Здесь хитростью возьмём».

Решил Никита часть дружины оставить в кустах.

С другой же частью пошёл на басурман.

Завязался бой жестокий.

Никита вперёд махнёт мечом – улочка,

Направо – проулочка.

Устала часть дружины – её другая сменила.

Выиграл бой Никита.

Выходил к нему князь с поклоном.

Целовал Никиту в уста сахарны.

Устроил князь пир на весь мир.

И я там был, мёд-пиво пил.

По усам текло, да в рот не попало!

Родкевич Ирина 6-б класс.

5.Былина «Сергей и Екатерина»

В славном городе, да во Киеве,

Жил-поживал князь Сергей.

А в Муроме жила-была

Простая красивая крестьянка Екатерина.

Поезжал когда-то Сергей по Мурому,

Повидал Екатерину, да и ахнул.

Нежданно-негаданно влюбился.

Сели на коня да и поехали.

Хороша, прекрасна земля,

Но что-то небо скручивалось.

Темноту завидел князь.

Очнулся – ни коня, ни суженой-то нет.

Пешком возвратился домой князь Киевский,

Время прошло, он да и забыл.

Прошло лет пять оттуда,

Да и услыхал Сергей, что во Франции

Екатерина у сударя Максима суженая.

Но, а ту не узнал князь,

Но на славном коне,

Во Францию поспешил,

Поздравить маму невесту.

По синему морю плывёт,

По сырой земле скачет,

Мимо облаков пролётывает.

Вот и во Франции наш князюшка.

Сразу Сергей на свадьбу поспешил.

Увидали Сергей и Катя друг друга,

Вспомнили прекрасную любовь.

Но Максим, завидев взгляд…

Драка, сборище и мрак.

Помыкающим месяцем лежал Сергей,

Да выздоровев, свои негодования отправил в суд:

«Максима на костре сожгут».

А Катя и Сергей жили-поживали,

Да и троих детей нарожали.

Любимова Марина 6-б класс.

6.Былина об удалом молодце.

Жил-был в деревушке старой, богатырь та там удалый. Был он молодец хорош, всё помог и всё принёс. Но напали в деревушку все незваные вруны. И, конечно, наш удалый всех врагов скосил, как травы. Стало грустно после боя. Он решил жену найти. Снарядился в долгий путь. Шёл он лесом, шёл он полем, знал, что он найдёт её. В дом сразу привезёт. Выйдя к морю, он увидел деревушку небольшую. Люди там угрюмы были, он всё понял – не дурак. Посреди деревни этой он увидел замок старый. И услышал крик о помощи большой. Сразу встал на лифт, он быстро до седьмого этажа. И глазам своим не верил, что такое чуду есть. Сразу к себе её взял. Чтобы жить, как солнце ясно!

Мурзин Александр 6-б класс.

7.Былина о Петруше.

Подле города Киева, село было Красное. Жил в том селе крестьянин Василий Петрович, жена его Прасковья Сергевна и сын малый Петруша. Рады-радёхоньки родители – сын растёт не по дням, а по часам.

Неуёмный мальчуган всех в деревне распугал. Всем помочь хотел, а силы много – ума мало.

Отдал отец Петрушу в церковь – учиться. Недолго продлилась учёба – решил ребятёнок себя народу русскому верой и правдой служить. Купил коня себе он вороного, припас по силушке своей снаряженье богатырское и пошёл к родителям благословение просить.

Пригорюнились старики – не хотели сына отпускать, а делать нечего. Благословили.

Оседлал Петруша добра коня, с отцом, с матерью простился и прочь поехал из села родного Красного. В стольный Киев-град.

Ехал он лесом чёрным. Люди всё говорили, что там живут 12 разбойников, которых никто на свете победить не может.

Не боялся Петруша разбойников и вступил с ними в схватку. Быстро разметал он их по поляне чёрной. Смастерил клетку для разбойников, посадил их туда и повёз Князю Владимиру Красно Солнышко подарок.

Приехал богатырь в стольный Киев-град, на широкий двор царский. Привязал коня своего доброго и понёс князю Владимиру гостинец. Принял подарок князь, а сам печальный.

«Что ты, князь, пригорюнился, аль случилось что?»

«Случилось, богатырь, дочку мою прекрасную Настасью украли воры завистливые. Татарины проклятые».

«Вызволю я её, князь!»

«Ох, вызволи. Не знаю, что делать мне без неё. Спасёшь Настасью – по царски награжу. И дочь отдам».

«Не хочу я, князь, по расчёту выгодному невесту брать. По любви найду».

«Ну, как знаешь».

Вышел богатырь на двор царский, отвязал коня своего доброго и отправился в путь-дорогу.

Долго ли ехал, коротко ли, набрёл он на хату татарскую. Вышел из неё разбойник страшный. Не испугался Петруша. Метнул в него стрелу и в прямо в сердце попал. Вызволил Настасью из плена. Как увидал красавицу – влюбился. И Настасье приглянулся богатырь.

Приехали они в Киев-град. Обрадовался царь дочери. Говорит он Петруше:

«Проси чего хочешь!»

«Очень мне дочь твоя приглянулась, жениться на ней хочу»

«Раз хочешь – женись!»

И был тогда пир на весь мир. И я там был, мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.

Идинов Женя 6-а класс

8.Радомир.

Как-то в богатом-то городе

Да в Новгороде

Жил добрый молодец

По имени Радомир.

Жил он бобылем,

С хлеба на квас перебивался –

Ни кола, ни двора

У него не было.

И отправился он

На море синее.

А на море том

Беда приключилася.

Корабли, что по морю плыли

В пучину морскую провалилися.

Как подул Радомир, разогнал волны пенные,

Освободил корабли купеческие.

Бакиров Рома, Полторак Семен и Шохов Саша 6-а класс

9. Илья Муромец и сила татарская.

Ай, и татарины поганые,

Набрали силы могучей Татарской,

Набрали силы многотысячной..,

Да, поехали татарины поганые,

На великое дело страшное.

К князю стольному-киевскому,

Приезжают тут татары поганые

Дело страшное творить.

Поставили свою силушку нечистую вокруг Киева.

Сам, поехал хан их к Владимиру,

Испугался наш Владимир стольно-киевский…

Что татарины поганые зажимают…

Что земли не видно из-за силы ихней!

Но богатырям русским страх не ведом,

Наплевать им на силу грозную, татарскую

Не боятся силы смертной они!

Но и в бой не рвутся, выжидают…

Силе смертной засаду готовят…

Тем временем князь стольно-киевский

Убирался прочь в чисто поле…

Но вдруг совесть его загрызла, сильнее, чем тесак татарский,

Впрямь всю душу ему затерзало!

И КАЗАЛОСЬ, СПАСЕНИЯ НЕТ…

Но идея его осенила,

Можно подкрепление позвать,

Русским богатырям в помощь!

И рванулся он быстрее ветра,

Подгоняемый криками, воплями

Свистом стрел и звоном мечей!

Прискакал он к поселению русскому,

Смерть там царила уже…

Русский на татаре и татар на русском лежали бездыханной кучей…

Скачет в деревню русскую, где истинные богатыри растут!

Известно ему, что в деревне этой растёт богатырь Илья,

И мчится к избе его, чтобы о помощи молить…

Открывает ему Илюша,

Истинный богатырь!

Зачем пришёл ко мне Владимир, никак о помощи молить?

О, да о помощи тебя просить.

Окружили наш город татары,

Великою силой татарской.

Соберу я дружину свою,

И рванусь в Киев-град я!

Выполнил он тут же своё слово…

И собрал войско богатырское,

И двинулись они вперёд…

Подошли они к граду Киеву,

Тишина вокруг. НИ ДУШИ…

И решились в город зайти.

В городе огонь царил и смерть.

И звуки были торжества.

Татарин одержал победу…

И праздновал сейчас и грабил,

Наши земли пресвятые осквернял!

На главной площади они

За победу свою выпивали.

Решил Илья не ждать, напасть,

Чтоб силу их врасплох застать!

Ещё ведь мгновение ждать и площадь озарится блеском стали!

В ней вместе бранных песен стрелы запоют,

И копья наши и мечи остаят разговоры.

И вот свершилось то мгновение!

Вот наши двинулись вперёд!

Застав противника врасплох, зажали наши их в кольцо!

Недолго ждать осталось, судьба предрешена!

К утру освобождён Киев.

Илья тот самый, Муромец зовётся, что в Муроме рождён был,

Сейчас он праздновал победу,

Владимир благодарен был ему!

Сладкова Лена 6-б класс

10. Былина «Про славного программиста Илью и Силушку нечистую»

Как во славной сети Интернетушке

Поселилася Силушка, да нечистая.

Да не простая она была, а виртуальная.

И к тому ж ещё – на народ простой сильно обиженная.

И задумала она думу чёрную,

Думу чёрную нехорошую –

Заразить всех людей в «сети»

Страшным вирусом лютой злобушки.

Лютой злобушки и жестокости,

Чтоб повывести род человеческий

И зажить потом припеваючи.

А тем временем в одном городе,

Что стоит на реченьке Исетюшке,

Да зовётся славным именем Екатеринушки,

Жил простой русский богатырь – Илюшенька.

Был он дальним внучатым племянником

Всем известного Ильи Муромца.

Славен был наш Илюшенька силою,

Но не столь силён был наш молодец

Кулаками махаться да лихачиться,

Сколь силён он был по сетям гулять

(Не простым сетям, а компьютерным).

Программистом он стал не быстрёхонько –

С детства, с измальства учился прилежненько.

Поначалу жил Илюша у бабушки

И осваивал премудрости компьютера.

Игрушечек у него было достаточно

И играл он часто в «контрушечку»,

«Замочил» там немало всякой нечисти.

Юность быстро прошла беззаботная,

Пролетели деньки институтские.

Тут пошёл наш Илюша на работушку,

На работу серьёзную-слидную.

Поступил он на службу государственную,

Встал на страже «сетей» своей Родины.

Вот однажды выполнял он секретное задание

Самой-самой повышенной сложности.

И пришлось добру молодцу Илюшеньке,

Чтоб с задание справиться наславушку,

Во «сети» познакомться с красной девицей,

Величали которую Алёнушкой.

Хоть не видывал он той девицы,

Но пришлась она ему по нраву молодецкому,

Покорила сердце богатырское

Красотою души своей бесхитростной

И умом своим пытливым не по летушкам.

Завязалась меж ними переписочка.

До красна раскалялась «клавушка» Илюшина,

Когда письма писал он своей зазнобушке.

И ему отвечала Алёнушка взаимностью,

Не скупилась на письма электронные.

Как прознала да прослышала Силушка нечистая

Про такую любовь непорочную,

Поняла она, что покудова

Есть ещё на Земле чувства добрые,

Не бывать ей паутинушки,

Кличут которую Интернетушкой.

И задумала Силушка нечистая

Извести красну девицу - Алёнушку,

Заразив её страшным вирусом,

Страшным вирусом лютой злобушки,

Лютой злобушки и жестокости.

Послала она доброй девице

Письмецо лихое заражённое.

И закралась белезнюшка недобрая

На e-mail и в душу милой девушки.

Позабыла она чувства светлые

К добру молодцу свет-Илюшеньке,

Написала она ему весточку

Лютой злобой и холодом полную.

Содрогнулося сердце богатырское

От такого удара жёсткого,

От удара жёсткого и нежданного.

Заподозрил неладное Илюшенька,

Отписал своей любушке словами прежними

С добротой, лаской и нежностью.

Ну, а сам, не теряючи времени,

Стал искать, в чём причина неладного.

От коллег своих по работушке

Уж не раз слыхивал

Про нечистую злую Силушку,

Интернет заражавшую злобушкой.

Слово дал он себе богатырское

Отыскать и изжить её со свету.

Вот уж месяц-второй богатырь не спит,

Исхудал и исчах наш Илюшенька.

Только память про предка великого –

Всем известного Илбю Муромца –

Помогала ему в дни отчаяния

Оставаться верным слову данному,

Слову данному – богатырскому.

Нелегко было вычистить Силушку нечистую.

Больно уж хитра и ловка она.

Больно много у неё помощников,

Тех, что могут предать Человечество

Ради собственной выгоды пустяшненькой.

Но не зря добрый молодец Илюшенька

Много лет гранит науки осваивал.

Он настиг ту Силушку нечистую,

Разгадал он секретный код доступа

И разрушил вирус ужаснейший.

Вот и рухнули козни зловредные,

Вновь вернулась к нему прежняя Алёнушка,

И сыграли они свадебку весёлую.

Ну, а Силушка нечистая, «поджавши хвост»,

Убежала из «сети» Интернетушки.

Поняла она, что пока ещё не перевелись богатыри

На землюшке-то русской,

На землюшке-то уральской!

Швоева Евгения и Назарова Анастасия 6-б класс.

11.Славный программист Кирюшенька.

В славном городе, да в городе Пскове,

Жила силушка, да нечистая.

Да и в этом городе славненьком

Жила девица арембишная.

Вот была у неё подруженька лучшая,

Да советы давала прекрасные.

И влюбился в девицу молодец,

Программистом он подрабатывал.

Коль красавицы той арембишной

Уж нету красивей, милее,

То задумала план злобный силушка,

Да которую звали нечистою.

Как украли из клуба красавицу,

Василису красавицу-девицу,

Взаперти всё держали от глаз чужих,

Всё скрывали от глаз, таки яростных.

Вот узнал о том горе Кирюшенька,

Это тот, программистом работающий,

От подруженьки Васелисеньки,

У которой советы прекрасные.

Указала дороженьку прямую,

Дорогу прямую, прямоезжую.

Повела вдруг Кирюшеньку в комнату,

Где машины стоят, да невиданные.

Сделал выбор свой, добрый молодец,

По душе, выбрал злат запорожец.

И сказала подружка Кирюшеньке:

«Чтож ты, молодец, лучше не видывал?

Со всего света, со света собраны.

Есть могучие, богатырские!»

Да твердит ей в ответ добрый молодец:

« Мне не нужно машин, да могучих,

Мне не нужно машин богатырских,

По душе мне мой запорожец!»

Не смогла дать совета подруженька,

Коль таков есть наш добрый Кирюшенька.

Да поехал дорогой он прямою,

Дорогой прямою, проямоезжею.

Увидала силушка злат запорожец,

Да не признала гостя незваного.

А наш славный добрый молодец

Без труда, без войны спас красавицу.

Ну а силушки, да нечистой,

Не видеть больше земли-то русский!

Ай, хитёр наш добрый Кирюшенька,

Ай, красива девица арембишная!

Да кончается наша былина,

Поучительна, восхитительна…

Губаев Максим 6-б класс.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №154 г.Екатеринбурга

Горбачева Марина Юрьевна.

Были относят к героическому эпосу народа древней Руси (греч. «эпический» - рассказ, повествование). В них рассказывается про могучих богатырей-героев того времени. Былины прославляют сильных и умных людей. Многие знакомы с ними: Добрыня Никитич, Илья Муромец, купец Садко, Святогор и другие. Эти персонажи не придуманные. Они проживали в IX-XII веках на территории древней Киевской Руси. В то время в соседних землях было много врагов, совершавших набеги на Киевскую Русь. Богатыри не скучали и очищали русскую землю от «нечисти».

Короткие былины о русских богатырях

Много столетий былины не хранились в письменной форме. Их передавали из уст в уста. Основное их отличие от сказок – напевный мотив. Через несколько веков даже в Российском государстве крестьяне, выполняя рутинную работу, напевали множество историй о подвигах богатырей. Дети сидели около взрослых и учились напевам. Подвиги и слава героев древней Руси сохранилась в памяти людей до наших дней.

Маленькие былины подходят для чтения детям. Они позволяют детям понять историю своего народа в самом раннем возрасте. Трёхлетней ребенок не может воспринимать материал из учебника по древней истории. Короткие былины преподносят историю в доступной сказочной форме и увлекают ребенка. Он с большим удовольствием будет слушать рассказы про русских богатырей: Илье Муромце, Добрыни Никитиче, Святогоре и др.

В младших классах на прочтении маленькой былины ребенку потребуется не более 15 минут, а на пересказ – менее 3 минут.

Былина о русском богатыре Илье Муромце

Киево-Печерская лавра хранит в своих пещерах мощи Ильи Муромца, которого церковь причислила к святым. В старческом возрасте он постригся в монахи. Известно, что в бою его руку пробили копьем и что был он огромного роста. Из преданий, дошедших до наших дней, стало известно, что святой Илья Муромец является богатырем древней Руси.

История началась в селе Карачарова, что под древним Муромом. Родился мальчик, высокий и крепкий. Его нарекли Ильей. Рос он на радость родителям и сельчан. Однако в семью пришла беда – мальчик заболел неведомой болезнью и не смог самостоятельно передвигаться, онемели руки. Ни травы, ни долгие молитвы матери не могли помочь ребенку. Прошло много лет. Илья стал красивым юношам, но неподвижным. Ему было тяжело осознавать свое положение: он не мог помогать пожилым родителям. Что бы не одолела его печаль, Илья стал молиться Богу. В праздничный день Преображение, когда отец и мать ушли в церковь, в дом Ильи постучали странники и попросили впустить их. Но Илья ответил, что не может отворить дверь, так как уже много лет неподвижен. Но странник настаивал на своем и повторял как заклинание: «Встань, Илья». Сила слов оказалась велика. Илья встал и отворил дверь. Он понял, что за чудо произошло.

Странники попросили водицы, но сперва предложили отпить ее доброму молодцу. Илья выпил несколько глотков и почувствовал неимоверную силу в себе. «За твою веру и терпения Господь подарил тебе исцеление. Будь защитником Руси и православной веры, и смерть не настигнет тебя в бою.», - сказали странники.

Кто же такой Илья Муромец? Русский народ сложил про него наибольшее количество былин. Он был могуч и справедлив, был старшим среди богатырей.

Раньше на территории Руси было много непроходимых лесов. Добираться в Киев следовала объездными путями: к верховью Волги, а потом к Днепру, по реке попадали в столицу древней Руси. Прямая дорога в лесных дебрях была уставлена крестами погибших людей. Русь подвергалась разорению со стороны врагов внутренних и внешних. Угроза была не только одиноким странникам, но и князьям, которые не могли победить зло. Именно Илья Муромец помог расчистить короткий путь к Киев-граду и убил многих врагов Руси того времени.

Былина о Добрыне Никитиче

Братом по оружию Ильи Муромца был Добрыня Никитич. Он обладает огромной силой и неограниченной храбростью. В настоящем богатыре древней Руси должна быть не только одна сила. Человек должен обладать чувством долга и чести, быть верным другом, патриотом своей Родины и готовым сложить голову ради ее благополучия.

Добрыня был резанцем. В некоторых былинах рассказывается о его детстве. С 7 лет он изучал грамоту и проявлял великие способности в изучении разных наук. В 15 лет ощутил он в себе силу богатыря. С раннего детства его привлекало оружие. Управляться с ним его никто не учил, а богатырское дело постигал самостоятельно. Первое приключение с ним произошло на охоте – он встретил змея. «Молоденький Добрынюшка» стал змеенышей топтать. Это говорит он зарождении нового русского героя, который растет в глубинке, но прославиться на всю Русь.

Однако не только в богатырском деле прославился Добрыня. Он способен одним нырком реку переплыть, точно стреляет из лука, хорошо поет и знает церковные тексты. Богатырь даже соревновался игре на гуслях на пиру и получил высшую похвалу.

Вмести с силой в нем сочетаются миролюбие, душевная чистота, простота и кротость. Добрыня хорошо образован и разносторонне одарен. В былинах часто подчеркивается его хорошие манеры и воспитание. Богатыря зовут для решения деликатного спора или стать важным посланником. Он незаменим в переговорах с иностранными послами, где представляет всю Киевскую Русь. Добрыню Никитича по праву можно назвать самым достойным представителем Руси.

Как и его братья по оружию, Алеша Попович и Илья Муромец, Добрыня мужественен, храбр, а единственный смысл его жизни заключается в защите своей родины. Основным подвигом Добрыни считается спасение племянницы князя Забавы Путятичной от змея Горыныча.

Историки считают, что прообразом богатыря стал Добрыня, дядя князя Киевской Руси Владимира Святославича. В исторических летописях часто упоминается его участия во многих важных событий того времени.

Былины о русских богатырях презентация

Былины – являются фольклорной эпической песней. В основе былины лежат героические события. Основные герои – богатыри. Они являются эталоном мужчины того времени, руководствуются принципами справедливости и патриотизма. Богатырей разделяют на:

старшие, обладающие стихийными силами (Святогор, Дунай Иван и т.д.);

младшие – смертные люди с минимальными мифологическими чертами (Илья Муромец, Алеша Попович и т.д.).

Древнерусские богатыри воплотили понятия народа о нравственности истинного героя.

Кроме богатырей в былинах часто присутствуют калики – странники-слепцы, постоянно поющие духовные песни. Калика не был искалеченным человекам, как может подумать современный слушатель былин. В древних время так называли людей, которые много путешествовали и посещали многие святые места.

В былинах воспевается любовь к Родине, беззаветная и доблестная храбрость, бескорыстие и верность. Подвиги русских богатырей были направлены на освобождения родных земель от врагов. Могучие люди восстанавливали справедливость, уничтожая зло. Герои Древней Руси многое сделали для процветания своего края, поэтому мы запомним их имена, пришедшие к нам через десятки столетий, навсегда.

Список:

ВОЛЬГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ

АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ

ПРО ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА И ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА

КАК ИЛЬЯ ИЗ МУРОМА БОГАТЫРЕМ СТАЛ

ПЕРВЫЙ БОЙ ИЛЬИ МУРОМЦА

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОИНИК

ИЛЬЯ ИЗБАВЛЯЕТ ЦАРЬГРАД ОТ ИДОЛИЩА

НА ЗАСТАВЕ БОГАТЫРСКОЙ

ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА

КАК ИЛЬЯ ПОССОРИЛСЯ С КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И КАЛИН-ЦАРЬ

ПРО ПРЕКРАСНУЮ ВАСИЛИСУ МИКУЛИШНУ

СОЛОВЕЙ БУДИМИРОВИЧ

О КНЯЗЕ РОМАНЕ И ДВУХ КОРОЛЕВИЧАХ

Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа. Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – былины – было введено ещѐ в первой половине XIX века фольклористом И.Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего времени».

Время сложения былин определяется по-разному. Одни учѐные считают, что это ранний жанр, сложившийся ещѐ во времена Киевской Руси (10-11 вв.), другие – жанр поздний, возникший в средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в 17-18 веках, а к XX веку он приходит в забвение.

Былины, по замечанию В.П.Аникина, это «героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху и развивавшиеся в условиях Древней Руси…»

Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Они выражали общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная основа соединена с вымыслом. Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории.

О высоком эмоциональном воздействии былин на слушателей вспоминал известный фольклорист П.Н.Рыбников. Впервые он услышал живое исполнение былины в двенадцати километрах от Петрозаводска, на острове Шуй-Наволок. После трудного плавания по весеннему, бурному Онежскому озеру, устроившись на ночлег у костра, Рыбников незаметно заснул...

«Меня разбудили, – вспоминал он, – странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления. Сквозь дрему я рассмотрел, что шагах в трех от меня сидит несколько крестьян, а поет-то седатый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением на лице. Присев на корточках у потухавшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому и пел свою песню, прерывая ее иногда усмешкою. Кончил певуц и начал петь другую песню; тут я разобрал, что поется былина о Садке-купце, богатом госте. Разумеется, я сейчас же был на ногах, уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов. Мой новый знакомец Леонтий Богданович из деревни Середки Кижской волости, пообещал мне сказать много былин… Много я впоследствии слыхал редких былин, помню древние превосходные напевы; пели их певцы с отличным голосом и мастерскою дикциею, а по правде скажу, не чувствовал уже никогда такого свежего впечатления».

Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине, народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, герои которых являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потрыск.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алѐша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображѐн мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические (Новелла – малый прозаический повествовательный жанр литературы). Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

Мир, изображѐнный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зелѐные, леса тѐмные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются тѐмные тучи, туман, гроза, меркнет солнце и звѐзды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и тѐмных сил. В нѐм борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Каждому богатырю присуща определѐнная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но ещѐ и богатырь–дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алѐша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмѐт, так хитростью» – говорят про него былины.

Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, то есть гиперболизация (Гипербола – художественный приѐм, основанный на преувеличении тех или иных свойств предмета для создания художественного образа) и идеализация (Идеализация – возведение в абсолют качеств предмета или человека). Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный, и его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов страшные, безобразные.

В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей.

Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закреплѐнного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.

В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мѐртвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях.

Известный фольклорист XIX века А.Ф.Гильфердинг писал: «Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нѐм убита. А множество признаков убедили меня, что севернорусский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, – безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются. Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народа».

В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копьѐ, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События развѐртываются и в древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира-«красно солнышко».

В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой. В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов, половцев на Русь. Разорение селений, полон женщин и детей, разграбление богатств.

Позднее, в 13-14 веках Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы испытаний народных он вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников русской земли.

Но былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в еѐ социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются среди былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которых не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри отличаются от богатырей героического цикла прежде всего тем, что они не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В.Буслаев) и играть на гуслях (Садко), а сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с запада.

Новгородским богатырѐм предстаѐт Василий Буслаев . Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мтужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерѐтся-бьѐтся день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.

Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г.Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель».

Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В.Г.Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический «апофеоз» Новгороду. Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой, он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем, они искусно построены, язык их своеобразен.

Особенности былины как жанра:

Былины созданы тоническим (его ещѐ называют былинным), народным стихом . В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных , имеющих чѐткий исторический смысл и обусловленных действительностью образов (образ Киева, стольного князя Владимира) с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порождѐнные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева . По своему содержанию он не связан с тем, что излагается в былине, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина , определяющего место и время действия. Вслед за ним даѐтся экспозиция , в которой выделяется герой произведения чаще всего с использованием приѐма контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создаѐтся путѐм раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приѐмов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесных повторов) имеются во всех былинах.

Большую роль в них играют гиперболы , используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также преувеличено описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.

В основной повествовательной части былины широко применяются приѐмы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы .

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места . Переходные места это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т.п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.