>Сочинения по произведению Белый пудель

Анализ рассказа

Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, перу которого принадлежат многие романы, повести и рассказы. Рассказ «Белый пудель» о дружбе старого шарманщика с цирковой собакой был написан в 1903 году и издан год спустя. Это история о лучших взаимоотношениях, которые могут сложиться между человеком и животным, о верности и преданности, о человечности и доброте. Главные действующие лица рассказа – это шарманщик в летах Мартын Лодыжкин , двенадцатилетний мальчик-сирота по имени Сережа и белый пудель Арто . Несмотря на череду неудач, произошедших с героями, произведение имеет счастливый конец.

С самого начала автор вводит нас в курс событий и знакомит с родом деятельности бродячих артистов. Все трое живут на берегу Черного моря и путешествуют изо дня в день по небольшим селениям, показывая цирковые трюки. У дедушки Мартына давно состарившаяся шарманка, которая еле играет, а иногда издает жалобный скрип. Так что самое интересное показывают зрителям Сережа и Арто. Сережа выполняет акробатические трюки, а Арто показывает всякие «веселые штуки». Крепкая дружба помогает им жить и выживать. У них не очень большой заработок, так как зрители попадаются разные. Кто-то подаст целый золотой, а кто-то вообще ничего. Поэтому артисты питаются скудно и одежда у них изношенная.

В середине произведения мы узнаем, что артисты добрались до дачи под названием «Дружба», где повстречали не очень приветливую семью. На даче проживал мальчик лет восьми по имени Трилли , за которым ухаживала целая бригада слуг и служанок. Мама мальчика потакала всем его капризам, а тут его очередным капризом стало отнять Арто у бродячих артистов. Лодыжкину предлагали немыслимые деньги за белого пуделя, и даже понимая, что на них он может купить себе и Сереже трактир, он друга не продал. В результате, дворнику было дано задание выкрасть Арто без ведома Лодыжкина. Так он и поступил. Пока артисты спали, он заманил собачку колбасой и выкрал.

Автор заканчивает свой рассказ на радостной ноте. Сережа догадался, кто был виновником пропажи их друга и на следующий день с наступлением темноты прокрался на дачу богачей. Там он в одной из пристроек обнаружил Артои и они вместе сбежали. Здесь нужно отметить, что сюжет рассказа был практически основан на реальных событиях, так как на дачу Куприна в Крыму часто захаживали бродячие артисты. Среди них был и шарманщик, и мальчик-акробат и цирковая собачка. С учетом детского восприятия, автор постарался грамотно и незатейливо выстроить композицию рассказа. Все события произошли в короткий срок и повествуют о настоящей дружбе.

Меню статьи:

Рассказ А.Куприна «Белый пудель» – один из рассказов, ориентированных на формирование нравственного начала. Оптимистичный сюжет и возвышение понятия дружбы – именно эти понятия стали ключевыми в рассказе.

Прототипы и описание реальных событий в рассказе

Именно тогда, летом, Александр Иванович побывал с семьей в Крыму – в Мисхоре. В один из таких дней дом Куприных посетили неожиданные посетители – старик, юный мальчик и собака-пудель. Гости оказались бродячими артистами. Старик играл на шарманке, мальчик был акробатом, а собака была дрессированной и умела выполнять разные трюки.

Предлагаем читателям ознакомиться с А. Куприна – в таблице.

Вскоре эти гости стали периодическими посетителями Куприных – хозяева их всегда встречали радушно. Как только раздавались первые звуки шарманки, к домику Куприных начинал сходиться народ – это были и рабочие люди – каменщики из соседней дачи, няни с детьми и другие люди, проходившие мимо.

После небольшого представления Куприны всегда приглашали артистов пообедать – за стол посетители никогда не садились, но от еды никогда не отказывались. Именно в это время Куприну удавалось пообщаться с артистами.

Старик не отличался комму коммуникабельностью и разговорчивостью, мальчик же был его противоположностью – он охотно рассказывал о их странствиях и путешествиях.

Однажды им довелось зайти в Одессу, и там Сережа (так звали молодого акробата) побывал в настоящем цирке. После этого случая у мальчика появилась мечта – выучиться и стать настоящим акробатом.


Однажды Сережа рассказал Куприну интересную историю о том, как одна богатая женщина хотела купить у них собаку, но, получив отказ, обрушила свой гнев на бродячих артистов.

Почему рассказ имеет название «Белый пудель»

Александр Иванович заинтересовался этим рассказом – а спустя некоторое время он написал рассказ об этих событиях из жизни странствующих артистов. Рассказ получил название « Белый пудель».

Объяснить такой выбор названия можно двумя позициями. Первая из низ заключена в понятии, ставшим впоследствии крылатым: «дружба дороже денег».

Вторая состоит в сути конфликта. Как и в реальной жизни, камнем преткновения и развития конфликта становится дрессированный пудель – на ситуации возможности осуществления купли собаки и построен весь рассказ. Исходя из этой позиции, выбор названия выглядит оправданным.

Особенности сюжета

Александр Иванович внес в рассказ Сережи некоторое изменения – подобно событиям реальной жизни, действующими персонажами рассказа являются старый шарманщик мартын Лодыжкин, его помощник – мальчик Сережа (которого шарманщик одолжил у своего знакомого, незадолго до его кончины) и дрессированный пудель по кличке Арто.

Предлагаем вдумчивым читателям проанализировать рассказ А. Куприна, а также узнать смысл его названия.

Эти герои не имеют своего жилья – они бредут от города к городу, от поселка к поселку, показывая небольшие представления в надежде, что им что-то дадут в качестве оплаты. Не все радушно принимают артистов – многие прогоняют их от своих дворов, но артистам не привыкать. Лишь одна дама дала им гривенник, да и тот оказался дырявый.

На даче «Дружба» артистам выпал повод отличиться – здесь проживала семья с ребенком – капризным и привередливым мальчиком по имени Трилли. Артисты подошли к домику как раз в то время, когда Трилли необходимо было принимать лекарства. Ребенок очень не хотел это делать и не поддавался на уговоры. Ситуацию помогло исправить выступление артистов – мальчик пришел в восхищение. Особенно впечатлил его пудель Арто. Привыкший к выполнению всех прихотей ребенок потребовал, чтобы ему купили пса. Артисты же отказались, они сказали, что это невозможно так как Арто, в первую очередь, их друг. Не сумев приобрести пса честным путем, Арто воруют, приманив колбасой. Однако рассказ заканчивается оптимистично – Сережа сумел освободить пса и друзья вновь стали путешествовать вместе.

>Сочинения по произведению Белый пудель

Дружба

В русской литературе есть много рассказов о настоящей дружбе, но мне в особенности понравился рассказ А. И. Куприна «Белый пудель». Автор написал его, основываясь на реальных событиях. На его даче в Крыму часто появлялась бродячая группа цирковых артистов, которые очень нравились его сыну, а ему запали в душу. Несмотря на то, что автор принадлежал к богатому сословию, он всегда симпатизировал детям «из низов» и искренне восхищался их душевной простотой и благородством. Главные герои рассказа «Белый пудель» – старик-шарманщик Лодыжкин , отважный мальчик-сирота Серёжа и белая цирковая собачка по кличке Арто .

Все вместе они путешествуют по побережью Крымы и дают цирковые представления. Однако зрители попадаются разные. Одни щедро награждают их, несмотря на то, что шарманка у них уже старая и музыка давно не та. Другие смотрят представление и считают ненужным платить за него. Но самых худших зрителей артисты повстречали на даче с символичным названием «Дружба». Там проживала одна богатая дама с восьмилетним сыном и целой свитой слуг. Мальчика все называли Трилли и потакали всем его капризам. Одним из таких капризов стало любой ценой завладеть белым пуделем бродячих артистов. Дама предлагала Лодыжкину баснословные деньги. На такую сумму он мог купить трактир и больше не бродяжничать, но Арто он не продал.

Этого белого пуделя шарманщик сравнивал с лучшим другом и почти что братом. Он воспитал его с самых малых лет и знал, что вернее друга у него не может быть. Поэтому ни за какие деньги дед Мартын не собирался продавать своего пуделя. С его слов Сережа узнал, что такое настоящая дружба и верный друг. Сам мальчик не менее дорог для шарманщика. Ведь он его отобрал в семилетнем возрасте у какого-то забулдыги. Сережа, в свою очередь, очень ценит и уважает Лодыжкина. Обладая бесстрашным характером, он решается на то, что многие не смогли бы сделать. Когда дворник богатой барыни заманивает Арто колбасой и крадет его, Сережа, рискуя жизнью, возвращает Лодыжкину лучшего друга, так как его до глубины души ранили слезы старика.

На самом деле, Сережу тоже можно назвать его лучшим другом. Ведь не всякий решится на такой поступок ради другого человека. Куприн старался писать этот рассказ понятным языком, так чтобы даже дети поняли суть произведения. Более того, он хотел донести до читателя, что, увы, только среди бедных и осталась настоящая дружба. Ведь продавать своих друзей нельзя, ни за какие деньги. На мой взгляд, такие рассказы, как «Белый пудель» формируют нравственное начало в детях и вселяют в юного читателя оптимизм.

Искусство редко бывает связано с жизнью обычных людей. Однако есть писатели, которые могут создать великое произведение на основе тех событий, которые происходят с нами в повседневной жизни. Александр Иванович Куприн много путешествовал по России. Он любил общаться с простыми людьми, запоминая их рассказы, которые впоследствии становились основой литературных произведений. В данной статье будет изложено краткое содержание «Белого пуделя» - очень известного произведения Куприна, рассказывающего нам о том, как любовь, храбрость и преданность могут победить силу власти и денег.

Знакомство с главными героями

В поисках заработка по улочкам Крыма бродит труппа со старой шарманкой: мальчик Сережа, дедушка Лодыжкин, красивый белый пудель. Так начинается произведение, которое назвал Куприн «Белый пудель». Краткое содержание этого рассказа, конечно, не в состоянии передать красоты языка писателя, повествующего о великолепии этого удивительного острова, богатство природы которого восхищало мальчугана Сережу. Он любовался магнолиями, водопадами, ручьями, розами. Дедушка, который уже бывал здесь, не реагировал на эту красоту.

В поисках заработка

Стоял знойный летний день. Труппу бродячих артистов прогоняли либо платили ненастоящими деньгами за выступление. Два раза им, правда, заплатили, но так мало, что они едва могли позволить себе заплатить за ночлег и ужин, - так продолжается рассказ, который назвал Куприн «Белый пудель». Краткое содержание этого произведения в дальнейшем повествует о том, что компания артистов подошла к даче с многообещающим названием «Дружба», что заставило дедушку сделать предположение о непременной удаче. Они прошли по садовым дорожкам и остановились под балконом.

Далее краткое содержание «Белого пуделя» рассказывает нам о мальчике примерно десяти лет, который выбежал на террасу. Он скандалил. Вдогонку за маленьким барчуком выбежали няньки и лакеи, изо всех сил пытающиеся утешить его. Маленький скандалист упал на пол и начал бить руками и ногами, стараясь при этом ударить кого-нибудь из прислуги.

Артисты не сразу пришли в себя, но тем не менее начали представление. Барчук, его звали Трилли, велел, чтобы актеров оставили. Краткое содержание книги «Белый пудель» достигло начала кульминации.

Каприз Трилли

Мальчик Сережа показал все акробатические номера, на которые был способен. Настал черед белого пуделя. Арто здоровался, переворачивался, а в завершение представления по традиции взял картуз и приблизился к Трилли, чтобы получить деньги.

Барчук неожиданно завопил, артисты были ошарашены. Арто поспешил вернуться к мальчику и дедушке. Краткое содержание «Белого пуделя» рассказывает о том, что Трилли захотелось во что бы то ни стало получить эту собаку. Далее в рассказе описывается то, на какую подлость смогли пойти богатые люди. Дедушка и Сережа не согласились продать Арто, ведь это не только их компаньон, но и настоящий друг! Оплату за представление артисты не получили и покинули «Дружбу»: их просто выгнали оттуда.

Кража Арто

Открыв глаза, артисты просто не поверили в то, что случилось. Краткое содержание «Белого пуделя» не сможет передать, как были расстроены дедушка и Сережа. Они долго искали собаку, звали, но нигде не могли найти своего любимца, Артошеньку, ведь другого такого пса просто не было.

Возвращение

Мальчик Сережа решил, что обязательно должен вернуть Арто. Следующей ночью мальчик отправился на ту самую дачу «Дружба». Он без труда смог перебраться через ворота, ведь он был очень хорошим акробатом. Этот эпизод показывает, насколько мужественным был Сережа, который темной ночью пытался найти то место, где держали Арто. Сережа понимал, что собаку не взяли в дом, такие люди не способны на ласковое обращение с животными. Он очень долго искал своего друга и почти дошел до отчаяния. Неожиданно Сережа услышал тихий вой Арто. Он позвал собаку и его друг, услышав голос маленького хозяина, смог перегрызть веревку и вырваться навстречу мальчику. Они долго бежали вдоль стены сада, слыша, что за ними следует погоня. Наконец, перепрыгнув через забор, беглецы рванули изо всех сил, стараясь убежать как можно быстрее. Когда стало ясно, что те, кто догонял их, остались далеко позади, Сережа и пудель смогли перевести дух и пойти шагом. Когда они подошли к спящему дедушке, Арто, конечно, облизал его лицо. Такой финал говорит о том, что справедливость может одержать победу, если действовать бесстрашно, но с умом.

В основу повести «Белый пудель» легла реальная история, которую Куприн услышал от бродячих артистов в Крыму. Автор заинтересовался этим случаем и, узнав все мельчайшие подробности, написал рассказ.

Действующие лица

Одни герои этой повести заставляют нас переживать вместе с ними, другие - вызывают презрение. Артисты любят собаку, она для них - лучший друг. Обитатели виллы «Дружба» относятся к Арто как к игрушке, которая может надоесть или наскучить.

В рассказе мы видим двух мальчиков. Будучи почти ровесниками, они совершенно отличаются друг от друга. Мальчик Сережа вынослив, ловок, силен, он способен на настоящие мужские поступки, а Трилли - требовательный капризный эгоист, который способен только требовать что-то от других. Это заставляет нас понять, что финансовое богатство - не обязательное условие воспитания сильной личности. Можно иметь богатый внутренний мир и чистую душу, не имея денег и прислуги.

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»

Историко-филологический факультет
Кафедра литературы

КУРСОВая работа
тема: Вариативность приемов анализа при изучении рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».

По дисциплине: методика преподавания литературы.

Благовещенск 20____

СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Анализ рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».
2.2. Применение приемов литературоведческого характера при анализе рассказа «Белый пудель».
2.3. Применение приемов выявления и активизации сотворчества читателя при анализе рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …….........
1 ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА……………......
1.1. Приемы литературоведческого характера..................... ...................
1.2. Приемы, развивающие сотворчество читателя...................... .........
5
2 Вариативность приемов анализа при изучении рассказа А.И. Куприна «Белый пудель»
2.1. Анализ рассказа А.И. Куприна «Белый пудель»... .........................
2.2. Применение приемов литературоведческого характера при анализе рассказа «Белый пудель»....................... .............................. ......
2.3. Применение приемов выявления и активизации сотворчества читателя при анализе рассказа А.И. Куприна «Белый пудель»...........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

(сделать табличкой, потом стереть границы и тогда номера страниц не будут «скакать».
Каждый раздел, чтобы он не перемещался, отделяйте командой «разрыв страницы» В разметках странницы ишите команду «разрывы»)
5

ВВЕДЕНИЕ

Основой уроков литературы является работа с текстом. При этом главным в литературном воспитании и развитии учеников является не только хорошее знание текста и умение его пересказать, а настоящее понимание того, что хотел автор донести до читателя в произведении. Таким образом, главная задача учителя – избрать для урока такой метод, включающий в себя приемы анализа текста, которые окажутся наиболее эффективными при изучении данного произведения.
Педагог высказывает в классе не только свои впечатления от прочитанного, но и призван раскрыть научную позицию литературоведения. Художественный текст влияет на ученика не изолированно, ведь обоснования, данные учителем, мнения товарищей и собственное восприятие вкупе определяют отношение ученика к литературному произведению и его понимание.
Из всего вышесказанного следует, что учитель призван определить направление анализа, выбрать основной путь разбора и приемы изучения текста. Учителю важно понять, когда и почему он избирает определенный прием анализа, а также при изучении какого конкретного произведения он это делает.
Тема нашего исследования: «Вариативность приемов анализа при изучении рассказа А.И. Куприна «Белый пудель». На примере анализа конкретного произведения мы убедимся, что одно и то же авторское творение может рассматриваться с разных сторон, в зависимости от варианта анализа – именно поэтому исследование наше актуально. Тем более, что сама по себе вариативность в преподавании ориентирует преподавателя-словесника на совершенствование содержания уроков, на развитие у учащихся способности наслаждаться искусством, на обогащение их духовного мира, формирование нравственных идеалов.
Таким образом, цель перед нами стоит следующая – определить, какой из приемов анализа наиболее плодотворен и целесообразен при изучении данного произведения. Найти приёмы анализа, которые, с одной стороны, помогут глубоко изучить произведение, а с другой, – будут способствовать всестороннему развитию читателя-школьника.
В соответствии с этим определим задачи исследования:

    ознакомиться с теоретической основой вопроса – существующими приёмами анализа литературного произведения;
    раскрыть особенности каждого из приемов анализа литературного произведения; Зачем?
    проанализировать текст рассказа «Белый пудель», используя
при изучении вариативность приемов анализа
Объектом исследования являются приемы анализа,
предметом – рассказ А.И. Куприна «Белый пудель».
    ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.
Чтение и анализ художественного произведения представляет собой последовательные ступени восприятия словесного искусства. Анализ в условиях школы – это деятельность коллективная и потому, что изучение литературных произведений совершается в условиях общения классного коллектива, вбирает в себя читательский и жизненный опыт всех учеников данного класса, и потому, что школьный анализ, как и всякая учебная деятельность, предполагает обогащение индивидуальных впечатлений ученика опытом других читателей и толкований текста, которое представляет учитель. Анализ – важнейший метод научного постижения литературного произведении. 1
      Приемы литературоведческого характера.
    Маранцман – приемы с.151
    Анализ композиции 154
    Анализ стиля 155
    Устное рисование185
    Киносценарий 191
    Инсценирование 196
    Пересказ 199
С.133 РЕЗАрсенал школьных приемов работы над литературным произведением разнообразен. Учителю требуется выбрать способы рассмотрения текста, необходимые для развития учеников и учитывающие особенности каждого конкретного произведения. Почему нет указания, на чью классификацию Вы ссылаетесь, и сносок на источник?
1. Приемы выявления авторской позиции в процессе анализа художественного произведения.
Как указывает, (КТО?) Методика преподавания литературы, используя в школьном анализе постижение авторской позиции, опирается на современные достижения литературоведения. Приемы преследуют цель: прояснить авторскую мысль, сделать понятными взгляды и убеждения писателя.
а) Изучение композиции. Композиция помогает ученикам увидеть авторский замысел, постичь его жизненную позицию. Основные приемы изучения композиции – сопоставление частей и элементов художественного текста, выявление сюжетов и образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста.
б) Изучение стиля писателя. Приемы изучения разнообразны. Наблюдение над ним начинается с элементарных упражнений: найти эпитеты, метафоры, глаголы действия и так далее. Возможны и следующие задания: вставить слово, пропущенное учителем преднамеренно, а затем назвать его и объяснить целесообразность его употребления писателем. Большую роль играет работа с деталью.
в) Комментарии исторического, тстис апмичы общественно-культурного или литературного типа. Они восстанавливают в глазах учеников реальную действительность, изображенную писателем, проясняют его намерения. Учителю необходимо воссоздавать и ситуации, послужившие поводом для написания произведения.
2. Приемы сравнения и его виды.
а) Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, героя с прототипом. Во-первых, такая работа обнаруживает, что художественные произведения – это отражение жизни. Во-вторых, она позволяет убедиться, что это отражение не зеркальное, что писатель соединяет в произведении и жизнь, и свое отношение к этой жизни. Маранцман с.158
б) Сравнение произведений разных писателей, близких по тематике.164
в) Сравнение героев, эпизодов, сцен внутри одного произведения.164
г) Сопоставление произведения с другими произведениями писателя.с.162
д) Сравнение разных вариантов одного текста, выявление развития авторской мысли в процессе создания произведения (работа с черновиками и каноническим текстом).158
е) Сравнение литературного текста с произведениями других видов искусства. с179Включение смежных видов искусства при изучении художественного текста преследует цель – обострить эстетическую восприимчивость, развивать у школьников ассоциативное и образное мышление и расширять представления об искусстве: живопись, графика, прикладное искусство, музыка, кино и так далее. Могут вызвать при столкновении с первыми впечатлениями от прочитанного произведения желание его проанализировать.

1.2. Приемы, развивающие сотворчество читателя.

По мнению (КОГО?) Задачи школьного анализа текста: пробуждение сопереживания, активизация воображения школьников, формирование читательских качеств и другое. Все эти задачи не позволяют ограничиться в школьном разборе только приемами литературоведческого анализа.
1. Оживление жизненных впечатлений. Многие методисты советуют учителю предварять чтение живыми впечатлениями. Такой прием создает личное отношение к читаемому, привлекает к работе над текстом эмоциональный опыт ученика. Например, перед чтением стихотворения о природе можно предложить вспомнить, рассказать или написать о самых запомнившихся днях весны, лета, осени или зимы, о впечатлениях о походе, экскурсии на природу, поездке, а затем сравнить сочинение школьников с изучаемым произведением. Эта работа обостряет интерес к изучаемому тексту, создает эмоциональный тон. Оживление личных впечатлений может не только предворять анализ, но и вплетаться в него и даже завершать работу. Главное в этом приеме – найти связь между мыслями и представлениями учеников с образами писателя. Вам компьютер указывает на ошибки, исправляйте!
2. Выразительное чтение. По тому, как ученик прочел текст можно судить о характере его первоначального восприятия. Задача, поставленная перед классом: как прочитать данное произведение? – может являться скрытой формой анализа. Найти точную интонацию можно лишь приблизившись к авторскому голосу в произведении и одновременно ощутив, какое эхо рождает мысль писателя в собственной душе. Выразительное чтение ведет к эмоциональному пробуждению в произведении и будит творческую фантазию. Например, работа над стихотворением Лермонтова «парус». Можно предложить составить учащимся партитуру стихотворения, а затем, опираясь на нее, работать над эмоциональность. Выразительное чтение важно не только в учебном, но и в педагогическом плане. Чтение вслух приучает к культуре выражения чувств, оказывается одним из путей к искусству общения.
3. Пересказ. Пересказ обеспечивает не только развитие определенных читательских качеств ученика, обогащает его речь, но и способствует постижению смысла литературного произведения. Существует несколько видов пересказа, каждый из которых помогает обратить внимание учеников на тот или иной элемент текста.
а) подробный пересказ. Его цель – передать содержание прочитанного как можно подробнее с целью выработки навыков логически построенного изложения, формирования памяти, обогащения речи учащихся.
б) сжатый (краткий) пересказ. Его цель- найти главное, уметь содержательно и без многословия передать основное.
в) пересказ-извлечение – это пересказ материала, разбросанного в разных частях текста, хотя и связанного единством сюжета и персонажей. Это может быть извлечение материала, изображающего действующее лицо или группу лиц, определенную тему, пейзаж и так далее. Например, история Татьяны в повести И.С. Тургенева «Му-му», настоящий и механический соловьи в сказке Г. Х. Андерсена «Соловей», природа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Разве это приёмы, развивающие сотворчество?
г) пересказ с изменением лица рассказчика. Это рассказ о событиях, происходящих в произведении, от лица одного из героев или, наоборот, передача личных воспоминаний и впечатлений от третьего лица, реже от второго в обобщенном значении.
д) пересказ с элементами сочинения. Это передача содержания текста с включением элементов творчества учащихся, их отношение к описываемому, дорисовка деталей сюжета и так далее.
е) художественное рассказывание – это самый сложный вид пересказа. Он требует основательного знания текста и мастерства его изложения, отражает особенности стиля изучаемого произведения в искусном исполнении рассказчика, в его выразительности.
4. Словесное рисование. Реализация образов возникает при чтении, способствует углублению субъективного начала разбора. Предполагает, что человек, опираясь на образы, созданные писателем, детализирует свое видение в картине, которую словесно воспроизводит. Уместно предложить ученикам начинать эту работу с описания портрета (только внешность героя). При этом следует помнить, что нельзя давать портрет героя в неконкретной ситуации. В устном рисовании эмоции ученика очень активны. Формы его (рисования) должны класс от класса усложняться, видоизменяться.
5. Составление киносценария. Кинематограф близок детскому сознанию. Динамизм – это неотъемлемый признак киноискусства, а ученик видит мир в движении, смена зрительных впечатлений захватывает ребенка. В ходе создания киносценария дети учатся не только понимать язык кино, но и глубже пристальнее всматриваться в литературный текст. Для того, чтобы написать киносценарий по литературному произведению, надо пережить его, увлечься затронутыми в нем вопросами, надо по-настоящему «увидеть» его героев. Киносценарий усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого медленного чтения. Он оживляет образное видение и помогает видеть деталь в свете целого. Учитель показывает кинофрагмент и, опираясь на непосредственное впечатление от прочитанного, выясняет такие понятия, как крупный, средний, общий план, показывает смысловое значение смены плана. Затем намечаются границы киноэпизодов, общий мотив сценария, объединяющий все эпизоды. Учащиеся заполняют таблицу.
План записи кадров

6. Инсценирование (драматизация). Оно побуждает учеников к творческому поиску. «Оживление» героев активизирует воображение и сопереживание. Этот прием позволяет усилить развитие конфликта, острее прочертить линии в сознании учеников. Чтобы эта работа не превратилась в пародию, необходимо предлагать школьникам посильные задания, тщательно готовиться к выступлению. Инсценирование – это такой вид работы, когда учащемуся предлагается продумать, как бы они расположили персонажей в определенный момент действия, представить их позы, движения, жесты.
7. Литературная игра. Приемы занимательности являются эффективным приемом изучения и творческой интерпретацией произведения. Игры бывают читательские (кроссворды, сканворды, ребусы, шарады) и исполнительские значительно больше видов исполнительских игр. (инсценировка). Они тесно взаимодействуют с другими приемами изучения литературы.

    Вариативность приемов анализа при изучении рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».
      Анализ рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».
Начиная исследовать текст произведения, мы сразу обращаемся к истории его создания, чтобы знать когда и при каких обстоятельствах автор создал свое литературное творение, а может даже, кто послужил прототипом того или иного героя. Но арсенал сведений о рассказе Куприна «Белый пудель» невелик. Известно, что написан он был в 1903 году. В эти годы писатель живет в Петербурге и работает в «Журнале для всех», там и издается впервые это произведение.
В рассказе Куприн затрагивает тему дружбы, тему человеческого, гуманного отношения к животному. Как бы на две половины делится мир в рассказе «Белый пудель»: на одной его стороне находятся богатая барыня и ее сын Трилли, на другой - старый шарманщик, дедушка Лодыжкин, маленький акробат Сережа и пудель Арто. Острым, полным настоящего драматизма становится конфликт, возникший между ними из-за собаки. Конфликт этот подчеркивает разницу в психологии, в этических и нравственных принципах представителей той и другой сторон. Для барыни пудель является лишь вещью, которая продается и покупается. Для дедушки и Сережи Артошка их друг, ради спасения которого мальчик готов рисковать жизнью.
Произведение автор делит на шесть глав, а значит, на шесть смысловых частей. В первой главе Куприн сразу отмечает место действия – южный берег Крыма. Далее сразу начинается описание внешности главных героев: мальчика Сережи, дедушки Лодыжкина и пуделя Арто. С помощью этого описания автор не только знакомит читателя с главными героями произведения, но и с первых строк показывает, насколько бедна и тяжела жизнь этих людей. Сереже двенадцать лет, это юный мальчик. Дедушка Лодыжкин – пожилой человек. С ними пудель, который бежит и указывает дорогу. Возраст героев угадывается и в том, как они шли: мальчик «шел», а дедушка «плелся». Несмотря на жару, Сережа «держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом», а это уже показывает его бережное отношение к дедушке. И при помощи этого просто и предельно понятного описания мы легко рисуем в воображении описываемое автором.
Не случайно и описание шарманки, на которой играет дедушка и которая является единственным заработком для бродячих артистов. Куприн подробно описывает шарманку, чтобы показать, насколько она старая и практически бесполезная вещь, ведь ее даже чинить не берутся. Но писатель говорит, что несмотря на это, дедушка очень любит шарманку и относится к ней, как к живому существу, разговаривает с ней: «Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное». Не меньше он любил мальчика и собаку. Конечно, в процессе произведения мы увидим это наглядно, но уже в первой главе Куприн делает на это моменте акцент. Эти, казалось бы, мелочи характеризуют дедушку с положительной стороны – он не озлоблен на жизнь, сохранил умение видеть прекрасное и самое главное умение любить, дорожить близкими.
Вторая глава начинается с описания моря, пейзажа на фоне, которого происходят события. Стоит невыносимая жара. Особое внимание заслуживает речь персонажей. У дедушки она насыщена просторечными словами и выражениями, что само по себе говорит о том, что он выходец из народа: «значит, мол», «домишко», «ужотко», «телеса», «трошки». Речь Сережи также проста, он использует разговорные варианты слов: «глянь-кось», «умереть мне на месте», «бона сколько». Это объясняется просто – общение и жизнь с дедушкой накладывает отпечаток на речь мальчика. Примечательно и то, что дедушка обращается к пуделю, используя ласкательные выражения «брат песик», «Артошенька». Это уже говорит нам об отношении дедушки к Арто как к родному существу. Испытывая усталость от жары, Лодыжкин понимает, что и псу приходится несладко в летнем зное. Мы также видим, что дедушка рассудителен и мудр, на предложение Сережи искупаться он предлагает потерпеть, ведь: «…после купанья еще больше разморит», «…спуститься к морю негде. Подожди, дойдем ужотко до Мисхора, там и пополощем телеса свои грешные. Перед обедом оно лестно, искупаться-то... а потом, значит, поспать трошки... и отличное дело...»
Куприн приводит описание природы Крыма, но старик не восхищается ею, потому что «… хорошо знал эти места; каждый год обходил он их одно за другим во время виноградного сезона». Зато многое восхищает Сергея, ведь он был здесь впервые. И это, казалось бы, незначительное примечание автора играет большую роль в познании характера главного героя. Не каждый человек будет наслаждаться природой, лишь тонко чувствующий, внимательный, чуткий способен разглядеть красоту природы и наслаждаться ею. Поэтому нам становится ясно, что Сережа является таковым. Сам автор подмечает: «…все это не переставало поражать своей живой цветущей прелестью наивную душу мальчика». Он еще совсем юн, но уже способен видеть прелесть природы: «Магнолии, с их твердыми и блестящими, точно лакированными листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом, свесившим вниз тяжелые гроздья; огромные многовековые платаны с их светлой корой и могучими кронами; табачные плантации, ручьи и водопады, и повсюду - на клумбах, на изгородях, на стенах дач - яркие, великолепные душистые розы…»
В этой главе мы видим и отношения дедушки и Сережи. Старик называет мальчика тоже ласково «братец мой», относится бережно. Помимо этого Лодыжкин рассказывает мальчику о южных городах (Сочи, Адлер и т.п.), людях, которые там живут (эфиопы, турки, черкесы), о растениях (пальма, апельсин, лимон). Он не отмахивается от Сережи, а разъясняет все, что ему интересно или непонятно. В свою очередь мальчик слушает дедушку внимательно, не перечит ему – значит, уважает старших и не избалован. Герои неприхотливы, они рады любому заработку: «Вообще Лодыжкин был скромного нрава и, даже когда его гнали, не роптал». Дедушка Лодыжкин, мальчик и собака всегда старательно выполняли свои трюки, заранее не зная, чем и сколько им заплатят. Случай, когда одна барыня дала артистам дырявый гривенник, а дедушка выкинул его, говорит нам о том, что дедушке стало неприятно от такого поступка, что он, хотя и беден, но сохранил чувство собственного достоинства. Также эта картина показывает, насколько злыми и не ценящими труд других могут быть люди. Дедушка Лодыжкин говорит: «Барыня небось думает: все равно старик кому-нибудь ее ночью спустит, потихоньку, значит. Нет-с, очень ошибаетесь, сударыня». Этими словами писатель объясняет читателю, что дедушка и в самом деле все заработанные средства пускает на пропитание всей труппы, что говорит о его заботливости и неравнодушии.
В третьей главе герои оказываются на даче «Дружба», где наблюдают картину того, как маленького непослушного мальчика несколько человек пытаются уговорить выпить микстуру, но тот ведет себя странно и некультурно, бьется в истерике. Каждое слово в этой сцене, каждое описание говорит о героях и их поступках. Начнем с описания Трилли. Он очень ухожен, белокурые волосы, чистый костюмчик – все это прямо противоположно внешности Сергея. Но, несмотря на внешний лоск, поведение мальчика более чем странно – он позволяет себе оскорблять взрослых, не слушается. Но и поведение самих этих взрослых вызывает недоумение – мать встает на колени и начинает умолять его принять лекарство, обещая при этом любые подарки, доктор и остальные крутятся вокруг него и также упрашивают. Этой сценой автор показывает предельную избалованность Трилли. А что же главные герои? Они изумлены от увиденного: «Сергей, долго глядевший с любопытством и удивлением на эту сцену, тихонько толкнул старика в бок. - Дедушка Лодыжкин, что же это такое с ним? - спросил он шепотом. - Никак, драть его будут?»; «Как его, такого, вырастили, шут его возьми?»- говорит дедушка. Жители дачи прогоняют артистов, ни их вид, ни желание показать выступление не вызвали у господ ни жалости, ни умиления. Они зло прогоняют мальчика и дедушку. Но вновь потакая капризам маленького Трилли, возвращают артистов, разрешая показать трюки. Здесь большого внимания заслуживает речь мальчика, которая представляется лишь криками и воплями: «Хочууу! Мнее!» и др. Это характеризует его как маленького невоспитанного эгоиста. В свою очередь поведение Сережи прямопротивоположно: он старательно выполняет трюки: «Репертуар у Сергея был небольшой, но работал он хорошо, "чисто", как говорят акробаты, и с охотой». Затем Трилли требует, чтобы ему купили собаку. И взрослые пытаются это сделать. Они не стесняются в выражениях и грубо, оскорбляя старика («безумный старик, истукан»), упрашивают продать Арто. Они считают, что нет вещи, которая не продается, то есть собака для них – не живое существо, а просто вещь. Но дедушка в свою очередь не только не продает собаку, а вежливо беседует с господами: «- Покорнейше вас благодарю, барин, а только... - Лодыжкин, кряхтя, вскинул шарманку за плечи. - Только никак это дело не выходит, чтобы, значит, продавать. Уж вы лучше где-нибудь другого кобелька поищите... Счастливо оставаться...». Таким образом, здесь мы видим основной конфликт произведения: для богатых людей собака – это всего лишь вещь, которую можно купить за деньги, утешив на время бьющегося в истерике ребенка. А для дедушки и Сережи пудель является другом, ведь они не только используют его в своих выступлениях, но и ласково относятся к нему, что мы видим и в речи и в поступках.
В этой же главе автор показывает нам, что и сам пудель Арто – не просто собака, которая выполняет приказы и следует за путниками, но это верный друг, который переживает за них и неравнодушен ко всему, что с ними происходит. Например, когда Сережа купается пудель на берегу не находит себе места. Куприн даже озвучивает мысли собаки: «Арто неистово лаял и скакал по берегу. Его беспокоило, что мальчик заплыл так далеко. «К чему показывать свою храбрость? - волновался пудель. - Есть земля - и ходи по земле. Гораздо спокойнее»; «К чему эти дурацкие фокусы? Сидел бы у берега, рядом со стариком. Ах, сколько беспокойства с этим мальчишкой!». Во всем этом читается доброе, бережное отношение героев друг к другу. Дедушка даже ругается добродушно, Сережа слушается дедушку.
Описание героев при купании вызывает не только умиление тем, как они переживают друг за друга, но и жалость от их внешнего вида. Оба, и дедушка, и мальчик очень худы – подчеркивает автор: «…впалые бока. Тело у него было желтое, дряблое и бессильное, ноги - поразительно тонкие, а спина с выдавшимися острыми лопатками была сгорблена от долголетнего таскания шарманки», - описывает он Лодыжкина, а Сережа: «даром что костлявый - вон все ребра видать». А также вспоминается описание убогой одежды, когда Сережа показывает трюки на даче: «Сергей разостлал на земле коврик, быстро скинул с ног парусиновые панталоны (они были сшиты из старого мешка и сзади, на самом широком месте, украшались четырехугольным заводским клеймом), сбросил с себя старую куртку и остался в стареньком нитяном трико, которое, несмотря на многочисленные заплаты, ловко охватывало его тонкую, но сильную и гибкую фигуру». Это контраст, который использует автор, чтобы показать нам всю остроту ситуации – белокурый мальчик Трилли с его холеной кожей и чистеньким костюмом и загорелый от постоянного нахождения на солнце, худой в рваной одежде Сережа. Куприн заостряет на этом внимание, ведь это важно учитывать при дальнейшем развитии событий, когда дворник догоняет уже ушедших с дачи артистов и предлагает огромные деньги за собаку, а дедушка и тут отказывается. Для него Арто не стоит никаких денег, он его друг, близкое родное существо и точка. Но здесь не только трепетное отношение старика к псу, но еще и его моральный облик, нравственные ценности, которые читаются в фразе: «Ты так и скажи своему барину, который железную дорогу строит, - возвысил голос дедушка. - Так и скажи: не все, мол, продается, что покупается». Он даже называет дворника «Иудой, хамом и продажной душой», настолько удивительно ему, неприятно все произошедшее, неприемлемо для него.
В пятой главе наблюдаем сцену завтрака. У дедушки и Сережи простая пища, которой они рады. Дедушка Лодыжкин и здесь заботится о младшем – дает ему куски побольше, понимая, что ребенок растет, а также кормит собаку, несмотря на то, что еды немного, а на последующие приемы пищи еще нужно заработать.
После завтрака артисты решают отдохнуть и поспать немного, тут то дворник и выкрал Арто. Сережа и дедушка напуганы, огорчены пропажей собаки: «Мальчик бегал взад и вперед по той стороне ручья, пронзительно свистал и кричал громко, с беспокойством и испугом: - Арто, иси! Назад!»; в свою очередь и дедушка тоже обеспокоен: «- Арто! Ар-то-шень-ка! - жалобно завыл старик». Мальчик и дедушка расстроились до слез. Но горько было не только от того, что украли собаку, но и от того, что не имелось возможности вернуть ее, потому что дедушка потерял свой паспорт и опасался, чтобы его без этого документа не арестовали. Все это вызывает такую жалость и боль за героев. Куприну удалось так изобразить ситуацию, что трогает она до глубины души. И опять же бесконечная забота друг о друге: «Милый ты мой, родной, - приговаривал, трясясь всем телом, старик. - Собачка-то уж очень затейная... Артошенька-то наш... Другой такой не будет у нас... - Ладно, ладно... Вставай, - распоряжался Сергей. - Дай я тебя от пыли-то очищу. Совсем ты у меня раскис, дедушка». Сережа, хотя он совсем ребенок: «… хорошо понимал все роковое значение этого страшного слова "пачпорт". Поэтому он не настаивал больше ни на дальнейших розысках Арто, ни на мировом, ни на других решительных мерах». При этом думает не только о себе и своих желаниях, но и о благосостоянии дедушки. При всем этом мальчик решает выкрасть Арто и убегает из кофейной, в которой они с дедушкой остановились на ночлег. Не пугает его ни темнота ночи, ни море, которое «расплескивалась живым, сверкающим металлом, опоясывая берег». Сергею, конечно, было немного жутко, но отвага переполняла его сердце, он боролся со страхом. Перелезая через забор дачи, он упал, но и это не остановило его. Дом господ представлялся ему «наполненным беспощадными притаившимися врагами, которые тайно, с злобной усмешкой следили из темных окон за каждым движением маленького, слабого мальчика». Мальчик услышал визг собаки из темного подвала – пес будто чувствовал, что мальчик пришел его спасать и звал на помощь, взвизгивая. Выбежавший из подвала дворник показался Сереже «великаном, разъяренным сказочным чудовищем», но и его он не испугался, а действовал быстро. Мальчику и пуделю удалось убежать. Причем убегали они сообща, без слов понимая друг друга и действуя заодно. Само по себе то, что богатые господа держали пуделя не в доме, а в подвале говорит об их истинном отношении к нему – это всего лишь средство развлечения их маленького господина Трилли. Сережа, побеждая страх, шел напролом, спасая пса.
Для диплома такого анализа будет недостаточно. Неужели нельзя усилить собственные суждения литературоведческим материалом?
2.2. Применение приемов литературоведческого характера при анализе рассказа «Белый пудель».
Использование различных приемов анализа текста на уроке литературы дают учителю возможность показать данное произведение с разных сторон. Каждый прием помогает акцентировать внимание учеников на том или ином элементе текста, герое, а также раскрыть истинный смысл изучаемого.
Приемы выявления авторской позиции в процессе анализа художественного произведения преследуют цель: прояснить авторскую мысль, сделать понятными взгляды и убеждения писателя. Учитель опирается на изучение композиции, стиля писателя, а также комментарии исторического общественно-культурного или литературного типа.
При анализе композиции рассказа «Белый пудель» учитель обращает внимание учеников на то, что произведение состоит из шести глав, композиция организована сюжетно, представлена в событийной форме.
Предлагаем ученикам кратко определить содержание каждой части.
Можно не давать анализ рассказа в курсовой, а взять из него материал для ответа на этот вопрос.
В первой главе мы знакомимся с героями произведения (Сережа, дедушка Лодыжкин и пудель Арто), узнаем об их жизни, роде деятельности (мальчику двенадцать лет, дедушка пожилой, они бродячие артисты – дедушка играет на шарманке, а мальчик и собака показывают трюки). В последующих главах мы узнаем о том, насколько тяжела и бедна жизнь этих людей, а также основу рассказа составляет случай, произошедший на даче «Дружба» (артисты показали представление, а капризный мальчик Трилли потребовал купить собаку и когда Сережа с дедушкой отказались продать ее, дворник господ выкрал ее, а Сережа впоследствии вернул пуделя).
На первый взгляд может показаться, что использование данного приема (анализ композиции) может привести к механическому пересказу основных моментов произведения. Но это не так. Ведь если учитель, следуя вместе с учениками по основным частям произведения, акцентирует внимание школьников не только на порядке происходящих событий, а на том, зачем автор выстроил произведение именно так, то это поможет понять авторский замысел рассказа. В развитии событий обнаруживается связь и противоречия между персонажами, раскрываются различные черты человеческих характеров. Например, то, что вначале автор рассказывает о том, как Сережа и дедушка зарабатывают на жизнь, каким трудом это им достается, а уже затем повествует о случае на даче «Дружба» логично, ведь читатель может проследить контраст столкнувшихся в конфликте людей (бедных и богатых), понять, что несмотря на всю нелегкую жизнь, бродячие артисты не озлоблены и не способны продать собаку даже за большие деньги. Развитие действия дает представление о возможных путях развития конфликтов произведения. Например, по ходу изучения композиции рассказа, после анализа четвёртой главы, можно предложить детям творческое домысливание: с этой целью предлагаем порассуждать, каким бы могло быть продолжение рассказа после того, как дворник украл пуделя. Ученики, опираясь на те сведения, которые им известны из первой, второй, третьей и четвертой предыдущих глав, должны предположить дальнейшее развитие
и т.д.................