Пётр Первый – незаурядный правитель, гений своего времени, сумевший воплотить в реальность оригинальный замысел: расширить границы укрепить флот и построить новую столицу в такой местности, о которой никто другой не посмел бы мечтать. В поэме он предстаёт в двух образах: живым и мечтающим и памятником, хранящим образ могущественного царя.

Евгений – молодой человек, по статусу бедный военный, который мечтал о хорошей жизни с любимой девушкой. Из-за случившейся трагедии потерял рассудок.

Поэма «Медный всадник» носит величественный и трагический характер. После торжественного дифирамба в честь Петербурга Александр Сергеевич Пушкин показывает и другую сторону этого великолепия – цену жертв, принесённых и скрытых под водами Невы и истории. И всё же шедевр, созданный могучим умом Петра, заставляет смириться и принять, как данность, что красота и величие требует жертв.

Вступление. Ода

«Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно».

Свою поэму А. С. Пушкин начинает с мечты. С мечты Великого русского императора, ставшего для России символом перемен и возрождения величия. Стоя на берегу Невы, видя лишь пустынный, топкий берег, да тёмный лес, Пётр увидел мечту, новый город в новой империи. Фундамент новой столицы будет заложен на грандиозных победах над шведами и над северной природой. С последней борьба будет нелёгкой и продолжительной, но всё же мечта Великого Петра окажется сильнее. «Окно в Европу» – именно так назовут Петербург, когда царь расширит границы России, укрепив её могущество морским флотом.

«Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит».

Да, прекрасный Петербург был целиком творением Петра, его замыслом, его детищем. Прошло сто лет, и он своей красотой, мостами, садами, дворцами затмил сестру Москву, став столицей. Пушкин говорит о том, что вечерний вид города, пустынных улиц вдохновляет его писать, сочинять, рождает в нём воспоминания весёлых дней и гордость за торжество и непоколебимость России.

Ода городу – это лишь вступление к основному повествованию. Автор предупреждает, о том, что рассказ его будет печален.

Часть первая. Наводнение.

Петроград омрачён ноябрьской непогодой. Штормило, и Нева была неспокойна. На фоне этих ненастий появляется Евгений – молодой человек и главный герой. Евгений военный, он служит. И в этот вечер вместе с непогодой его осаждают волнения. О чём же он думал? Он был беден, ему трудно приходилось добывать и «независимость и честь». Также юноша размышлял о том, что есть люди, которым в жизни везёт больше. Затем его мысли перетекают в более приятное русло дел сердечных: любимая девушка Параша, женитьба свой дом, ребятишки – под эти сладостные мысли и звуки дождя он засыпает.

Ночная буря усилилась, своевольная Нева вышла из берегов и своим безудержным потоком она топила и проникала в каждый дом, отнимая имущество богачей и пожитки бедняков.


Предлагаем ознакомиться с биографией А.С. Пушкина национального русского поэта и прозаика, чьи произведения читают уже почти два века.

За разыгравшейся стихией наблюдает русский царь. Он печален и смущён, следя за размерами катастрофы и уже предвидя её последствия. Его генералы уже в действии, спасая всё что возможно. Евгений ошеломлён, страх парализовал его, вокруг него вода и обломки, а где-то там ветхий домик и его Параша.

Часть вторая. Безумие

Уход воды автор сравнивает с возвращением разбойников с награбленной добычей. Ещё не стихли её «голоса», а наш Евгений уже спешит на другой берег. В этом ему помогает перевозчик, который бесстрашно борется с бурными волнами, гребёт, полагаясь на свой опыт.

Вокруг Евгений видит страшные разрушения.

«Всё перед ним завалено;
Что сброшено, что снесено;
Скривились домики, другие
Совсем обрушились, иные
Волнами сдвинуты; кругом,
Как будто в поле боевом,
Тела валяются».

Что он увидит впереди – как «запечатанное письмо», которое хочется поскорее открыть и в то же время пугает неизвестность. Одна лишь ива …. свидетельница ужасной трагедии поведала обезумевшему от горя Евгению о том, как потерял он свою Парашу.

«…Утра луч
Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей
И не нашел уже следов
Беды вчерашней; багряницей
Уже прикрыто было зло.
В порядок прежний всё вошло.
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ».

И только лишь Евгений не смог вернуться к прежней жизни. В его спутанном сознании продолжает завывать буря и бурлить вода. Он стал бродягой, вечным скитальцем. Спал на мостовой, питался подаянием. Евгений стал призраком той бури, того ненастья в одночасье разрушившим его жизнь. Бродя в беспамятстве по улицам Петербурга, он возвращается туда, где настигло его бедствие. Два бронзовых льва и он – памятник творцу этого сурового северного города – Медный всадник.


На миг в его сознании всё проясняется, он вспоминает тот день и бурю, и потоп, и Медного всадника с простёртой рукой. Вновь дикие фантастические картины затуманивают его рассудок. Во всём виновен, он Великий Пётр… он даже грозит ему. Но даже в его безумных видениях самодержавец остаётся грозным повелителем, и призрак Медного всадника преследует беднягу повсюду. Однажды он его настигнет, того кто посмел усомниться в величии замысла и презрено отнестись к его детищу.

«Домишко ветхой.
Над водою
Остался он как черный куст.
Его прошедшею весною
Свезли на барке. Был он пуст
И весь разрушен. У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради Бога».

Анализ произведения: кто виноват?

Образ Евгения – сложный и противоречивый, хотя его можно понять, ведь главный герой потерял любимую девушку, Парашу. В своей огромной беде он ищет виноватого – и постепенно в воспаленном сознании всплывает образ Петра Великого, чья скульптура тревожит взор страдальца. Увы, мало-помалу Евгений сходит с ума. Ему хочется скрыться от мнимого преследования Медного всадника, и, в конце концов, юноша погибает. Увы, он не смог смириться с тяжелой судьбой, с потерей любимой. Но кто виноват в этом? Неужели царь? Нет! Или все-таки нерассудительность самого Евгения, позволившего отчаянию настолько завладеть им? На эти вопросы вдумчивый читатель сможет ответить сам и не судить строго главного героя поэмы, на долю которого выпало такое тяжелое горе.

Действие начинается с символичной картины: на берегу Невы стоит Петр Великий и мечтает, что здесь через несколько лет будет возвышаться новый европейский город, что это будет столица Российской империи. Проходит сто лет, и вот уже этот город - творенье Петра - символ России. Краткое содержание "Медного всадника" позволяет узнать сжатый сюжет поэмы, помогает окунуться в атмосферу осеннего города. На дворе стоит ноябрь. По улицам идет молодой человек по имени Евгений. Он - мелкий чиновник, который побаивается знатных людей и стесняется своего положения. Евгений идет и мечтает о своей благополучной жизни, он думает о том, что соскучился по своей любимой девушке Параше, которую не видел уже несколько дней. Эта мысль порождает спокойные мечты о семье и счастье. Молодой человек приходит домой и под «звук» этих мыслей засыпает. Следующий день приносит ужасную весть: в городе разразилась страшная буря, и сильное наводнение унесло жизни многих людей. Природная сила не жалела никого: буйный ветер, свирепая Нева - все это пугало Евгения. Он сидит спиной к "бронзовому кумиру". Это памятник Он замечает, что на противоположном берегу, где жила его любимая Параша, нет ничего.

Он сломя голову направляется туда и обнаруживает, что стихия не пощадила его, бедного мелкого чиновника, он видит, что вчерашним мечтам не суждено будет сбыться. Евгений, не понимая, что делает, не разбирая, куда ведут его ноги, идет туда, к своему «бронзовому кумиру». Медный всадник гордо возвышается на Кажется, что вот она - непоколебимость но с природой не поспоришь… Молодой человек обвиняет Петра Великого во всех своих бедах, он ставит ему в укор даже то, что он построил этот город, воздвиг его на буйной Неве. Но тут происходит озарение: молодой человек как будто просыпается и смотрит со страхом на Медного всадника. Он бежит, бежит со всех ног непонятно куда, неизвестно зачем. Он слышит за собой стук копыт и ржание коней, он оборачивается и видит, что «бронзовый кумир» несется за ним.

Краткое содержание «Медный всадник» - повести А.С.Пушкина - помогает узнать сюжет, оценить последовательность действий. Несмотря на всю хмурую гамму описываемых событий, это произведение символично для города на Неве. Недаром строки «Красуйся, град Петров…» навечно стали эпиграфом к городу. Произведение возвышает Петра Великого и историю, с которой бедный Евгений не смог смириться…

«На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город «из тьмы лесов, из топи блат/Вознесся пышно, горделиво». Творенье Петра прекрасно, это торжество гармонии и света, пришедшее на смену хаосу и тьме.

Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

«Редеет мгла ненастной ночи/И бледный день уж настает…» Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Погода свирепела все больше, и скоро весь Петербург оказался под водой. Разбушевавшиеся волны ведут себя, как солдаты неприятельской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждет казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «с Божией стихией/Царям не совладеть».

В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва у крыльца нового роскошного дома сидит недвижный Евгений, не чувствуя, как ветер сорвал с него шляпу, как поднимающаяся вода мочит его подошвы, как дождь хлещет ему в лицо. Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своем бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».

Но вот наконец Нева вошла в берега, вода спала, и Евгений, замирая душой, спешит к реке, находит лодочника и переправляется на другой берег. Он бежит по улице и не может узнать знакомых мест. Все разрушено наводнением, кругом все напоминает поле сражения, валяются тела. Евгений спешит туда, где стоял знакомый домик, но не находит его. Он видит иву, росшую у ворот, но нет самих ворот. Не в силах перенести потрясения, Евгений захохотал, лишившись рассудка.

Новый день, встающий над Петербургом, уже не находит следов давешних разрушений, все приведено в порядок, город зажил привычной жизнью. Лишь Евгений не устоял против потрясений. Он скитается по городу, полный мрачных дум, и в ушах его все время раздается шум бури. Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Злые дети бросают ему камни вслед, а кучера хлещут плетьми, но, кажется, он ничего этого не замечает. Его все еще оглушает внутренняя тревога. Однажды ближе к осени, в ненастную погоду, Евгений просыпается и живо вспоминает прошлогодний ужас. Он встает, торопливо бродит и внезапно видит дом, перед крыльцом которого стоят мраморные изваяния львов с поднятыми лапами, и «над огражденною скалою» на бронзовом коне сидит всадник с простертою рукой. Мысли Евгения внезапно проясняются, он узнает это место и того, «чьей волей роковой/Под морем город основался…». Евгений обходит вокруг подножия памятника, дико глядя на изваяние, он чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя обращается к нему, а в глазах его сверкает гнев, и Евгений бросается прочь, слыша за собой тяжелый топот медных копыт. И всю ночь несчастный мечется по городу и ему кажется, что всадник с тяжелым топотом скачет за ним повсюду. И с этой поры, если случалось ему проходить по площади, на которой стоит изваяние, он смущенно снимал перед ним картуз и прижимал руку к сердцу, как бы прося прощения у грозного истукана.

На взморье виден малый пустынный остров, куда иногда причаливают рыбаки. Наводненье занесло сюда пустой ветхий домишко, у порога которого нашли труп бедного Евгения и тут же «похоронили ради Бога».

Название произведения: Медный всадник

Год написания: 1833

Жанр: поэма

Главные герои: Евгений - молодой чиновник, Параша - возлюбленная героя

Великолепный пушкинский слог невозможно передать в кратком содержании поэмы «Медный всадник» для читательского дневника, но с помощью него вы узнаете суть этой трагедии.

Сюжет

Евгений бедный и скромный чиновник из Коломны. Он приехал в величественный Петербург и собирается жениться на Параше, нежной девушке, живущей на островах Невы. Вечером поднимается свистящий ветер. Утром начинается страшная буря и непогода. Река выходит из берегов. Город затоплен водой, несущей смерть и разруху. Евгений спасается, поднявшись на скульптуру, и не отрывает глаз от островов, где особенно сильный потоп. Как только вода спадет, он мчится к возлюбленной на лодке. Евгений достигает дома Параши и понимает, что она умерла. Герой теряет рассудок. Он бродяжничает, тоскует по Параше, ест из подаяний, спит на пристани. В непогоду он идет к медному всаднику и обвиняет его в смерти любимой. Испугавшись, что разгневал всадника, он бежит прочь, слыша звон копыт за спиной. В следующий раз он снимает картуз перед памятником. Евгения находят мертвым у дома Параши на островах.

Вывод (моё мнение)

Никогда не знаешь, что тебя ждет, мир хрупок, и не зависит от нас. Но когда приходят беды и несчастья, нужно скрепить сердце и быть сильным. Мы не застрахованы от неожиданных поворотов и потери близких, но нужно продолжать жить. Счастье еще раз встречается в жизни, оно в мелочах, в самом факте жизни.

Медный всадник

"На берегу пустынных волн" Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город "из тьмы лесов, из топи блат/Вознесся пышно, горделиво". Творенье Петра прекрасно, это торжество гармонии и света, пришедшее на смену хаосу и тьме.

Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу.

Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

"Редеет мгла ненастной ночи/И бледный день уж настает..." Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Погода свирепела все больше, и скоро весь Петербург оказался под водой. Разбушевавшиеся волны ведут себя, как солдаты неприятельской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждет казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что "с Божией стихией/Царям не совладеть".

В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва у крыл....