Примером аналогичных органов могут служить

1) крыло летучей мыши и крыло бабочки

2) рука человека и нога лошади

3) роговая чешуя ящерицы и панцирь черепахи

4) нижняя челюсть человека и собаки

Пояснение.

Аналогичные органы - органы и части животных или растений, сходные в известной мере по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.

1. крыло летучей мыши и крыло бабочки (крылья птиц - видоизменённые передние конечности, крылья насекомых - складки хитинового покрова)

Ответ: 1

Установите соответствие между животными и группой, к которой оно относится по способу питания

Пояснение.

К растительнядным относятся: полевая мышь, заяц-беляк, колорадский жук. К плотоядным - хищникам относятся: волк, пресноводная гидра, божья коровка.

Ответ: 221211.

Ответ: 221211

Раздел: Царство Животные

Источник: ЕГЭ по биологии 12.06.2013. Вторая волна. Вариант 1.

Татьяна Бочерикова 13.02.2016 22:35

Подавляющее большинство божьих коровок - хищники, однако есть и растительноядные. Как в таком случае определять принадлежность животного к группе питания, не конкретно даже про божью коровку, а вообще? По преимущественному большинству?

Наталья Евгеньевна Баштанник

Установите соответствие между примером и процессом, к которому этот пример относится.

A Б В Г Д

Пояснение.

Дивергенция: разнообразие пород голубей; зависимость формы клюва у галапагосских вьюрков от способа добывания пищи. Конвергенция: сходство функций крыла бабочки и летучей мыши; строение глаза осьминога и человека; сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки

Ответ: 12212.

Дублирует задание 12538

Ответ: 12212

Выберите клетки, в которых набор хромосом диплоиден.

1) ооциты первого порядка

2) яйцеклетки растений

3) сперматозоиды животных

4) клетки печени мыши

5) нейроны мозга

6) клетки листьев мха

Пояснение.

Диплоидные клетки (2n) животных: соматические (телесные) клетки, зигота (оплодотворенная яйцеклетка), первичные половые клетки (сперматогонии, оогонии), созревающие половые клетки на стадии размножения и стадии роста (сперматоциты первого порядка и ооциты первого порядка).

Гаплоидные клетки (n) животных: зрелые половые клетки (сперматозоиды и яйцеклетки), а также половые клетки на стадии созревания (сперматоциты второго порядка, сперматиды, ооциты второго порядка).

Диплоидные клетки (2n) растений: зигота (оплодотворенная яйцеклетка), соматические клетки взрослых растений плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, клетки спорогона мхов.

Гаплоидные клетки (n) растений: половые клетки (яйцеклетка, сперматозоиды, спермии), споры (зооспоры, микроспоры, макроспоры), клетки взрослых растений зеленых водорослей (хламидоманада, улотрикс) и взрослых растений мхов, клетки заростка плаунов, хвощей, папоротников, ядра зародышевого мешка и пыльцевого зерна семенных растений.

(1) ооциты первого порядка - половая клетка на стадии роста имеет диплоидный набор хромосом;

(2) яйцеклетки растений - зрелые половые клетки имеют гаплоидный набор ;

(3) сперматозоиды животных - зрелые половые клетки имеют гаплоидный набор ;

(4) клетки печени мыши - соматические клетки животного имеют диплоидный набор ;

(5) нейроны мозга - соматические клетки животного имеют диплоидный набор ;

(6) клетки листьев мха - клетки взрослых растений мхов имеют гаплоидный набор .

Ответ: 145.

Ответ: 145

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Прогресс характеризуется увеличением численности особей популяции,расширением ареала, генетической разнородностью особей, преобладанием молодых особей, процветанием вида. В прогрессе: рыжий таракан, мышь полевая, сизый голубь. В биологическом регрессе: латимерия, секвойя.

Ответ: 11122.

Ответ: 11122

Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Прогресс характеризуется увеличением численности особей популяции,расширением ареала, генетической разнородностью особей, преобладанием молодых особей, процветанием вида. В прогрессе: дождевой червь, домовая мышь, комнатная муха. В биологоческом регрессе: страус эму, уссурийский тигр.

Ответ: 21112.

Ответ: 21112

Установите соответствие между примерами эволюционных процессов и направлениями, в которых они протекали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д Е

Пояснение.

Дивергенция: различия в формах клюва у галапагосских вьюрков; различия в форме черепа у млекопитающих; различные породы голубей. Конвергенция: форма тела акулы и дельфина; появление аналогичных органов; крылья бабочек и летучих мышей.

Ответ: 122121.

Примечание.

Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции. Конвергенция - процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов.

Аня Труфанова 03.10.2018 22:24

Акулы и дельфины это хордовые животные, имеющие общее происхождение. Значит, их органы гомологичные. Хотя, в то же время у них одинаковые признаки (форма тела). Что за глупость?

Наталья Евгеньевна Баштанник

конвергенция - схождение признаков при жизни в сходных условиях... аналоги - в другом предложении...

Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых они сформировались: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Пояснение.

1) конвергенция: А) крылья птицы и бабочки;Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина; Г) глаза осьминога и кошки

2) дивергенция: В) конечности медведки и кузнечика; Д) конечности крокодила и летучей мыши

Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции. Конвергенция - процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов.

Ответ: 11212

Ответ: 11212

Раздел: Основы эволюционного учения

Анастасия Королёва 04.03.2019 19:08

Почему конечности крокодила и летучей мыши-дивергенция? Ведь крокодил-пресмыкабщееся, а лет.мышь-млекопитающее?

Наталья Евгеньевна Баштанник

Искренне поддерживаю Ваше недоумение, но следуя логике определения (и составителей задания) - наверное, имеется ввиду общность происхождения (млекопитающие произошли от пресмыкающихся).

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) широкий лентец и человек

2) минога и рыба

3) рак-отшельник и актиния

4) карась и щука

5) малярийный плазмодий и комар

6) сова и мышь

1. Широкий лентец и человек;

2. Минога и рыба;

5. Малярийный плазмодий и комар.

Ответ: 125.

3. Рак-отшельник и актиния - симбиоз.

4. Карась и щука - хищничество.

6. Сова и мышь - хищничество.

Ответ: 125

Установите соответствие между примерами и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е

Вариант 1

1. Отличительным признаком живого от неживого является:

1) изменение свойств объекта под воздействием среды

2) участие в круговороте веществ

3) воспроизведение себе подобных

4) изменение размеров объекта под воздействием среды

2. Исходная единица систематики организмов-

1) Вид 3) популяция

2) род 4) отдельная особь

3. Следствием изоляции популяций является

1) миграция особей на соседнюю территорию

2) нарушение их полового состава

3) близкородственное скрещивание

4) нарушение их возрастного состава

4. На образование новых видов в природе не влияет:

1) мутационная изменчивость

2) борьба за существование

3) естественный отбор

5. Ароморфоз, обеспечивающий освоение насекомыми наземной среды обитания, - появление у них

1) конечностей

2) нервной системы

3) органов чувств

4) трахейного дыхания

6. Укажите неверное утверждение : Биологический прогресс характеризуется »

1) повышением жизнеспособности особей

2) возрастанием числа отдельных таксонов

3) расширением ареала

4) уменьшением числа видов

7. Выходу первых позвоночных на сушу в процессе эволюции способствовало появлению у

2) питания готовыми органическими веществами

3) приспособлений к дыханию кислородом воздуха, к передвижению по суше

4) внутреннего скелета (хрящевого или костного)

8. Какой из перечисленных признаков человека относят к атавизмам?

1) рождение человека с удлинённым хвостовым отделом

2) расчленение тела на отделы

4) наличие грудной и брюшной полостей тела

9.

1) движущий

2) стабилизирующий

3) массовый

4) методический

10. Сходство человека и человекообразных животных свидетельствует об их

1) родстве и общем плане строения

2) одинаковом уровне организации

3) конвергентном сходстве

4) происхождении от разных предков

1 . Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции , по которым в настоящее время происходит развитие этих организмов

Организмы

1) страус эму Направления эволюции

2) серая крыса А) биологический прогресс

3) домовая мышь Б) биологический регресс

4) синезелёные (цианобактерии)

5) орёл беркут

6) уссурийский тигр

2. Установите в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле.

Б) цветковые

В) папоротниковидные

3. Установите последовательность действия движущих сил эволюции

А) борьба за существование

Б) размножение особей с полезными изменениями

В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

Г) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Д) формирование приспособленности к среде обитания

1. Дайте краткий ответ на вопросы:

1. Какое влияние оказало создание эволюционной теории на формирование современной естественнонаучной картины мира?

2. В заболоченных районах тундры, многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?

2. Дайте развёрнутый ответ на вопрос :

Почему людей разных рас относят к одному виду?

Контрольная работа по биологии в 11 классе

Вариант 2

1. Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации живого

1) организменном

2) тканевом

3) молекулярном

4) популяционном

2.Элементарной единицей существования и адаптации вида является

1) особь 3) подвид

2) популяция 4) сорт

3.В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит

1) размножение организмов

2) образование новых видов в природе

3) мутационный процесс

4) изоляция популяций

4.. Укажите группу организмов, сформировавшуюся в результате идиоадаптаций

1) царство Животные 3) класс Млекопитающие

2) род Кролики 4) тип Хордовые

5. Какое изменение не относится к ароморфозу?

1) живорождение у млекопитающих

2) прогрессивное развитие головного мозга у приматов

3) превращение конечностей китов в ласты

4) постоянная температура тела у птиц и млекопитающих

6.Среди хордовых животных наиболее высокий уровень организации имеют

1) костные рыбы

2) пресмыкающиеся

3) млекопитающие

4) земноводные

7. К движущим силам антропогенеза не относится

1) борьба за существование

2) общественный образ жизни

3) наследственная изменчивость

4) модификационная изменчивость

8. О происхождении человека от млекопитающих животных свидетельствует

1) развитое мышление у млекопитающих

2) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей

3) питание растительной и животной пищей

4) общественный образ жизни млекопитающих

9. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

1) возникших мутациях

2) о проявлении атавизма

3) нарушении развития плода в организме

4) происхождении человека от животных

10. Какой отбор сохраняет видовые признаки современного человека?

1)движущий

2)стабилизирующий

3) массовый

4)методический

1 . Установите соответствие между причинами и способами видообразования

Причины видообразования Способы видообразования

1) расширение ареала исходного вида А) географическое

2) стабильность ареала исходного вида Б) экологическое

3) разделение ареала вида различными

преградами

4) многообразие изменчивости особей внутри ареала

5) многообразие местообитаний в пределах

стабильного ареала

2. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.

А) семейство Волчьи (Псовые)

Б) класс Млекопитающие

В) вид Обыкновенная лисица

Г) отряд Хищные

Д) тип Хордовые

Е) род Лисица

3. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки берёзовой пяденицы в процессе эволюции

А) сохранение тёмных бабочек в результате отбора

Б) изменение окраски стволов берёз вследствие загрязнения окружающей среды

В) размножение тёмных бабочек, сохранение в ряде поколений тёмных особей

Г) уничтожение светлых бабочек птицами

Д) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на тёмную

1. Дайте краткий ответ на вопросы :

1.Почему первые живые организмы Земли были гетеротрофами?

2.В чём проявляется конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота?

2. Дайте развёрнутый ответ

Почему у отдельных людей появляются атавизмы?

Ответы: 11 класс

А: 3,1,3,4,4,4,3,1,1,2 А: 3,2,2,2,3,3,4,2,4

В: БАААББ В: АБАББ

ДГВАБ ВЕАГБД

ВАГБД БГАВД

1. Эволюционная теория утвердила и доказала историческое развитие живой природы, изменчивость видов.

2. Холодная вода плохо всасывается корнями растений, т. к. понижается корневое давление и уменьшается сосущая сила.

3. - Вследствие сходства строения, процессов жизнедеятельности, поведения.

Вследствие генетического единства – одинакового набора хромосом;

От межрасовых браков появляется потомство, способное к размножению.

В -2 С: 1. В первичном океане было много органических веществ, а у организмов ещё не сформировался механизм автотрофного питания.

2. В сходном расположении глаз и ноздрей на голове.

Всего: 10б А + 16б В + 5бС = 31б

Нормы оценок:

На оценку «5» -б (10бА + 2-3 задания В + 1-2 задания части С)

На «4 » - 22 – 26б (10бА + 1-2 задания В)

На «3 » -б (7-8бА + 1заданиеВ, допущены ошибки)

На «2 » - 16 и меньше баллов, т. е. менее половины контрольной работы , допущены

грубые биологические ошибки)

Прогресс и регресс в эволюции . Органический мир Земли развивался от простого к сложному, от низших форм к высшим, что является прогрессивным развитием. Но это не единственное из возможных направлений эволюции. Крупный отечественный биолог-эволюционист А. Н.Северцов (1866—1936) разработал теорию морфофизиологического и биологического прогресса и регресса.

А.Н.Северцов

Биологический прогресс — это победа вида (или иной систематической единицы) в борьбе за существование.

Основные признаки биологического прогресса — стабильное увеличение численности и расширение занимаемого ареала. Расширение ареала вида приводит, как правило, к образованию новых популяций. По определению, примерами биологического прогресса служат представители типов простейших, моллюсков, членистоногих (различные виды и даже целые отряды насекомых — двукрылые, жесткокрылые и др.), хордовых (отдельные группы рыб, птиц — например, воробьинообразные, млекопитающих — например, грызуны и др.).

Ошибочно полагать, что в состоянии биологического прогресса находятся только классы птиц и млекопитающих. Следует помнить, что далеко не все группы птиц и млекопитающих иллюстрируют собой биологический прогресс. Он достигается различными путями, которые не всегда связаны лишь с повышенным уровнем организации систематических групп.

Биологический регресс характеризуется альтернативными признаками: снижением численности, сокращением ареала, снижением внутривидовой дифференциации (например, снижением популяционного разнообразия).

В конечном счете биологический регресс может привести к вымиранию вида. В типе хордовых примерами естественного биологического регресса служат: двоякодышащие и кистеперые рыбы (кл.Костные рыбы); гаттерия, крокодилы, слоновые черепахи (кл. Рептилии); киви, некоторые виды журавлей (например, американский журавль), аистов (кл.Птицы); яйцекладущие, неполнозубые, хоботные (кл. Млекопитающие).

Гаттерия

Основной причиной биологического регресса является отставание в эволюции группы от скорости изменений окружающей среды. Ускоренная трансформация окружающей природной среды вследствие антропогенного фактора, прямое преследование и истребление переводят целый ряд видов и групп животных в состояние биологического регресса и даже ставят некоторые из них на грань вымирания: хищные птицы (калифорнийский и андский кондоры, филиппинский орел и др.), большинство видов журавлей (стерх, черный журавль и др.), африканские страусы, казуары, эму, нанду, гавайские цветочницы, попугаи (72 вида), китоглав (отр. Листообразные), крупные китообразные (синий кит, финвал и др.), слоны, носороги, львы, тигры, гепарды, снежный барс, некоторые виды медведей, челове-кообразные обезьяны и многие другие.

Снежный барс

Пути биологического прогресса (по А.Н.Северцову).

Под ароморфозом, или морфофизиологическим прогрессом, понимается достижение биологического прогресса путем повышения общего уровня организации живых организмов.

Примерами главнейших ароморфозов служат: переход к многоклеточности; эволюционные преобразования основных систем органов у позвоночных (кровеносной, нервной, дыхательной и других систем); приобретение высшими позвоночными механизмов физической и химической терморегуляции. Однако не всегда корректна противопоставлять высокую организацию низкой (об этом писал еще Ч.Дарвин): например, пойкилотермные организмы (те же насекомые, моллюски) и без повышения соответствующей организации находятся на вершине биологического прогресса. То же можно сказать и об одноклеточных организмах. Ароморфоз в мире растений — это переход от спор к размножению семенами, переход от голосеменных к покрытосеменным.

Ароморфозы животных

Идиоадаптации представляют собой частные приспособления видов, не связанные с изменениями уровня их биологической организации и позволяющие им приспособиться к конкретным условиям среды.

Например, в пределах класса млекопитающих без всякого изменения уровня организации сформировались различные по образу жизни группы животных: воздушные (рукокрылые), водные (китообразные), роющие (кроты, цокоры, слепыши и др.), лазающие (обезьяны, ленивцы и др.), бегающие (копытные и др.) и т.д. Для всех этих групп млекопитающих характерны гомойотермность (относительная независимость температуры тела от окружающей среды), живорождение, выкармливание детенышей молоком, т.е. черты, общие для всего класса. Примеры покровительственной окраски и формы, отмечающиеся у самых различных животных, также должны быть отнесены к частным приспособлениям, или идиоадаптациям. К идиоадаптациям относятся конкретные приспособления к условиям существования у дарвиновых вьюрков.

У растений примерами идиоадаптаций являются многообразные приспособления цветка к опылению ветром, насекомыми, птицами, приспособления к распространению плодов и семян (с помощью ветра, воды, животных).

Ленточный червь

Асцидии, ведущие во взрослом состоянии сидячий образ жизни, утратили хорду, органы передвижения; их органы чувств и нервная система в ходе метаморфоза дегенерировали. И лишь по личиночной стадии, имеющей хорду, удалось установить принадлежность асцидий к типу хордовых.

Для пещерных обитателей (пещерные рыбы, хвостатые земноводные — протеи) характерны редукция или даже полная утрата органов зрения, снижение или отсутствие пигментации. Генетической основой упрощения уровня, организации считают мутации. Так, известны мутации, вызывающие рудиментарность органов (например, недоразвитие крыльев у насекомых) или снижающие степень пигментациипокровов (например, возникновение альбинизма у млекопитающих). При благоприятных условиях такие мутации могут прогрессивно распространяться в популяциях.

Протей европейский

Соотношение путей эволюции . Из всех рассмотренных путей достижения биологического прогресса наиболее редки ароморфозы, поднимающие ту или иную систематическую группу на качественно новый, более высокий уровень развития. Ароморфозы определяют переломные пункты, новые этапы развития жизни на Земле, открывают для групп, подвергшихся соответствующим морфофизиологическим преобразованиям, новые возможности в освоении внешней среды. Иногда это совершенно новая среда (например, выход позвоночных на сушу). В дальнейшем эволюция группы идет по пути идиоадаптаций.

Соотношение путей эволюции

Контрольная работа по теме: "Микроэволюция. Макроэволюция", 11 класс, УМК Сонин и другие. Разноуровневая контрольная работа предназначена для контроля знаний и подготовке выпускников к Государственной итоговой аттестации. задания взяты из "Решу ЕГЭ" и с сайта ФИПИ. Надеюсь на по, что работа полезна. Желаю удачи!Пояснения к контрольной работе по теме: "Микроэволюция. Макроэволюция", 11 класс, УМК Сонин и другие.

150.000₽ призовой фонд 11 почетных документов Свидетельство публикации в СМИ

Контрольная работа по биологии 11 класс 2017 на тему МИКРО МАКРОЭВОЛЮЦИЯ ПОЯСНЕНИЯ.doc

Картинками

Контрольная работа по теме: «Микроэволюция. Макроэволюция». Вариант 1. Задание 1. Установите последовательность таксономических единиц в классификации клевера, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. Пояснение. 1) отдел Покрытосеменные 2) семейство Бобовые 3) порядок Бобовоцветные 4) царство Растения 5) класс Двудольные 6) род Клевер Царство: Растения. Отдел: Покрытосеменные. Класс: Двудольные. Порядок: Бобовоцветные. Семейство: Бобовые. Род: Клевер. О т в е т: 415326. Задание 2. Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Млекопитающие 2) Куньи 3) Лесная куница 4) Хордовые 5) Хищные Пояснение. В систематике животных: Царство - тип - класс - отряд - семейство - род - вид. Но так как по условию просят начинать с наибольшей, начинаем с типа: Тип: Хордовые. Класс: Млекопитающие. Отряд: Хищные. Семейство: Куньи. Вид: Лесная куница. О т в е т: 41523. Задание 3. Установите правильную последовательность возникновения важнейших ароморфозов у растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) возникновение многоклеточности 2) появление корней и корневищ 3) развитие тканей 4) образование семени 5) возникновение фотосинтеза 6) возникновение двойного оплодотворения Пояснение. Ароморфоз - прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Для того, чтобы успешно справиться с данным заданием, необходимо вспомнить у какой группы возник указанный ароморфоз (указано в скобках). Ароморфозы растений: возникновение фотосинтеза (цианобактерии) развитие возникновение многоклеточности (водоросли) → → → тканей (мхи) папоротники, голосеменные) О т в е т: 513246. → появление корней и корневищ (папоротниковидные) образование семени (семенные → возникновение двойного оплодотворения (покрытосеменные). Задание 4. Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных. 1) возникновение лёгких 2) образование головного и спинного мозга 3) образование хорды 4) возникновение четырёхкамерного сердца Пояснение. лёгких (земноводные) О т в е т: 3214. Образование хорды (ланцетник) → образование головного и спинного мозга (рыбы) возникновение четырёхкамерного сердца (птицы и млекопитающие). → → возникновение Установите правильную последовательность возникновения приспособлений организма к окружающей Задание 5. среде. Пояснение. проявление признака ний. О т в е т: 214356. Задание 6. 1) возникновение мутации 2) влияние фактора внешней среды 3) внешнее проявление признака 4) передача мутации потомству 5) сохранение и усиление признака естественным отбором 6) появление приспособлений Влияние фактора внешней среды воз→ никновение мутации пе→ редача мутации потомству → со→ хранение и усиление признака естественным отбором нее по→ явление приспособле­ внеш Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОРГАНИЗМЫ А) страус эму Б) дождевой червь В) домовая мышь Г) комнатная муха Д) уссурийский тигр НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ 1) биологический прогресс 2) биологический регресс Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Пояснение. Прогресс характеризуется увеличением численности особей популяции,расширением ареала, генетиче­ ской разнородностью особей, преобладанием молодых особей, процветанием вида. В прогрессе: дождевой червь, домовая мышь, комнатная муха. В биологоческом регрессе: страус эму, уссурийский тигр. О т в е т: 21112. Задание 7. Установите соответствие между примерами эволюционных процессов и направлениями, в которых они протекали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ А) Различия в формах клюва у галапагосских вьюрков. Б) Форма тела акулы и дельфина. В) Появление аналогичных органов. Г) Различия в форме черепа у млекопитающих. Д) Крылья бабочек и летучих мышей. Е) Различные породы голубей. ПРОЦЕССЫ 1) дивергенция 2) конвергенция Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Е Пояснение. Дивергенция: различия в формах клюва у галапагосских вьюрков; различия в форме черепа у млекопитающих; различные породы голубей. Конвергенция: форма тела акулы и дельфина; появление аналогичных органов; крылья бабочек и летучих мышей. О т в е т: 122121. Задание 8. Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции. ПРИСОСОБЛЕНИЕ А) роющие лапы крота Б) редукция пальцев на ногах копытных В) возникновение полового размножения Г) появление шерсти у млекопитающих Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пу­ стыне Е) мимикрия у насекомых НАПРАВЛЕНИЕ ОР­ ГАНИЧЕСКОЙ ЭВО­ ЛЮЦИИ 1) ароморфоз 2) идиоадаптация Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е Пояснение. Ароморфозы - это крупные преобразования, которые приводят к более высокой ступени развития. Из перечисленных приспособлений ароморфозами являются возникновение полового размножения и появление шерсти у млекопитающих. Остальные перечисленные признаки являются идиоадаптациями. О т в е т: 221122. Задание 9. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры ароморфозов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Ароморфозы - это крупные изменения в строении организмов, повышающие их адаптивные возможности. (2) Значительно изменился, например, уровень организации у паразитических гельминтов, прекрасно приспособившихся к своему образу жизни. (3) Появление гомологичных органов способствовало дивергенции в строении конечностей у ластоногих и китообразных. (4) Растения завоевали сушу благодаря формированию проводящих тканей и вегетативных органов. (5) Расширению адаптивных возможностей млекопитающих способствовало появление шерсти. (6) Возникновение теплокровности способствовало развитию более интенсивного обмена веществ у птиц и млекопитающих. Пояснение. Ароморфоз - прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз - это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности. Три предложения, в которых даны примеры ароморфозов: (4) Растения завоевали сушу благодаря формированию проводящих тканей и вегетативных органов. (5) Расширению адаптивных возможностей млекопитающих способствовало появление шерсти. (6) Возникновение теплокровности способствовало развитию более интенсивного обмена веществ у птиц и млекопитающих. О т в е т: 456. Контрольная работа по теме: «Микроэволюция. Макроэволюция». Вариант 2. Задание 1. Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Двудольные 2) Ромашка 3) Растения 4) Ромашка аптечная 5) Цветковые, или Покрытосеменные 6) Сложноцветные Пояснение. Царство: Растения. Отдел: Цветковые, или Покрытосеменные. Класс: Двудольные. Семейство: Сложноцветные. Род: Ромашка. Вид: Ромашка аптечная. О т в е т: 351624. Задание 2. Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Пресмыкающиеся 2) Гадюка 3) Хордовые 4) Гадюка обыкновенная 5) Чешуйчатые Пояснение. В систематике животных: Царство - тип - класс - отряд - семейство - род - вид. Но так как по условию просят начинать с наименьшей, начинаем с вида: Вид: Гадюка обыкновенная. Род: Гадюка. Отряд: Чешуйчатые. Класс: Пресмыкающиеся. Тип: Хордовые. О т в е т: 42513. Задание 3. Установите правильную последовательность важнейших ароморфозов у растений. 1) фотосинтез 2) образование семян 3) появление вегетативных органов 4) возникновение цветка и плода 5) возникновение многоклеточности Пояснение. Пояснение. множество сегментов О т в е т: 2143. Задание 5. Важнейшие ароморфозы у растений: фотосинтез (синезеленые водоросли) - возникновение многокле­ точности (нитчатые водоросли)- появление вегетативных органов (мхи, папоротниковидые) - образование семян (семенные папоротники, голосеменные) - возникновение цветка и плода (покрытосеменные). О т в е т: 15324. Задание 4. Установите последовательность ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных. 1) возникновение двусторонней симметрии тела 2) появление многоклеточности 3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином 4) расчленение тела на множество сегментов Появление многоклеточности → возникновение двусторонней симметрии тела → расчленение тела на → возникновение членистых конечностей, покрытых хитином. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции. 1) сохранение темных бабочек в результате отбора 2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды 3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей 4) уничтожение светлых бабочек птицами 5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную Пояснение. При изменении условий среды, начинает действовать движущий отбор, в результате которого отбираются особи с новыми признаками и передают этот признак по наследству. Из­за изменения окраски стволов берез светлые бабочки уничтожались птицами чаще темных. Это привело к тому, что темные бабочки стали численно превалировать над светлыми. Размножаясь, темные бабочки передавали свой цвет следующим поколениям, а светлые все больше уничтожались птицами, и через некоторое время были полностью уничтожены. Окраска особей в популяции изменилась со светлой на темную. О т в е т: 24135. Задание 6. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которые для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ВИДЫ А) рыжий таракан Б) мышь полевая В) сизый голубь Г) латимерия Д) секвойя КРИТЕРИЙ ВИДА 1) биологический прогресс 2) биологический регресс Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Пояснение. Прогресс характеризуется увеличением численности особей популяции,расширением ареала, генетиче­ ской разнородностью особей, преобладанием молодых особей, процветанием вида. В прогрессе: рыжий таракан, мышь полевая, сизый голубь. В биологическом регрессе: латимерия, секвойя. О т в е т: 11122. Задание 7. Установите соответствие между приспособленностью организмов и эволюционным процессом, в резуль­ тате которого она сформировалась. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ А) ласты кита и роющие конечности крота Б) крылья птицы и крылья бабочки В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы Г) разные формы клюва у вьюрков Д) крылья летучей мыши и крылья совы ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС 1) дивергенция 2) конвергенция Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Пояснение. Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эво­ люции: ласты кита и роющие конечности крота; разные формы клюва у вьюрков. Конвергенция - процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов: крылья птицы и крылья бабочки; обтекаемая форма тела дельфина и акулы; крылья летучей мыши и крылья совы. О т в е т: 12212. Задание 8. Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными направлениями эволюционного процесса. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ A) возникновение семени у растений Б) возникновение четырёхкамерного сердца хордовых B) выживаемость бактерий в вечной мерзлоте Г) утрата пищеварительной системы у цепней Д) приспособленность растений к опылению ветром Е) появление копыт у лошадей НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ 1) ароморфоз 2) идиоадаптация 3) общая дегенерация Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е Пояснение. Ароморфоз - прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз - это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности. Идиоадаптация, одно из главных направлений эволюции, при котором возникают частные изменения строения и функций органов при сохранении в целом уровня организации предковых форм. Дегенерация - процесс резкого упрощения организации, связанного с исчезновением органов и функций, а также целых систем органов. О т в е т: 112322. Задание 9. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства. Пояснение. Биологический регресс противоположен прогрессу и характеризуется: уменьшением численности особей; сокращением ареала распространения; уменьшением числа систематических группировок. Преобразование одной группы организмов в другую происходит в состоянии биологического прогресса, когда начинается дифференциация исходной группы на новые систематические группы. Биологический регресс приводит в конце концов к вымиранию. Три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов: (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства. О т в е т: 346. Контрольная работа по теме: «Микроэволюция. Макроэволюция». Вариант 3. Задание 1. Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Лилиецветные 2) Растения 3) Цветковые, или Покрытосеменные 4) Лилейные 5) Однодольные 6) Тюльпан Пояснение. Царство: Растения. Отдел: Цветковые, или Покрытосеменные. Класс: Однодольные. Порядок: Лилиецветные. Семейство: Лилейные. Род: Тюльпан. О т в е т: 235146. Задание 2. Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) класс Земноводные 2) тип Хордовые 3) род Жабы 4) царство Животные 5) отряд Бесхвостые Пояснение. В систематике животных: Царство - тип - класс - отряд - семейство - род - вид. Но, так как по заданию требуется начинать с наименьшей категории, порядок будет обратный: Род: Жабы. Отряд: Бесхвостые. Класс: Земноводные. Тип: Хордовые. Царство: Животные. О т в е т: 35124. Задание 3. Установите правильную последовательность появления на Земле основных групп животных. 1) Членистоногие 2) Кольчатые черви 3) Бесчерепные 4) Плоские черви 5) Кишечнополостные Пояснение. → Коль черви О т в е т: 54213. Последовательность появления на Земле основных групп животных: Кишечнополостные → Плос кие чатые черви Чле→ нистоногие Бес→ черепные. Задание 4. Установите правильную последовательность, в которой, предположительно, возникли перечисленные классы животных. 1) многощетинковые кольчецы 2) насекомые 3) саркодовые 4) сосальщики 5) пресмыкающиеся 6) хрящевые рыбы Пояснение. Первыми появились амебы, это саркодовые, затем появляются кишечнополостные, но их в перечне нет, они дают начало плоским червям, к ним относится сосальщик, далее круглые и кольчатые черви, к которым относятся кольчатые черви, после этого образовались насекомые, затем хордовые - хрящевые рыбы и пресмыкающиеся. О т в е т: 341265. Задание 5. Установите последовательность действия движущих сил эволюции. 1) борьба за существование 2) размножение особей с полезными изменениями 3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений 4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями Пояснение. 5) формирование приспособленности к среде обитания Появляются мутации, идет борьба за существование, лучшие признаки остаются, передаются по наследству, и возникают новые приспособления к среде обитания. О т в е т: 31425. Задание 6. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и их признаками. ПРИЗНАКИ А) Многообразие видов. Б) Ограниченный ареал. В) Небольшое число видов. Г) Широкие экологические адаптации. Д) Широкий ареал. Е) Уменьшение числа популяций. НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ 1) биологический прогресс 2) биологический регресс Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г Д Е Пояснение. Регресс ведет к уменьшению ареала и численности вида. О т в е т: 122112. Задание 7. Установите соответствие между примером и процессом, к которому этот пример относится. ПРИМЕР А) разнообразие пород голубей Б) сходство функций крыла бабочки и летучей мыши В) строение глаза осьминога и человека Г) зависимость формы клюва у галапагосских вьюрков от способа добывания пищи Д) сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: ПРОЦЕСС 1) дивергенция 2) конвергенция A Б В Г Д Пояснение. Дивергенция: разнообразие пород голубей; зависимость формы клюва у галапагосских вьюрков от спосо­ ба добывания пищи. Конвергенция: сходство функций крыла бабочки и летучей мыши; строение глаза осьми­ нога и человека; сходство в форме и функциях конечностей крота и медведки Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции. Конвергенция - процесс сближения, схождения признаков у не родственных групп организмов. О т в е т: 12212. Задание 8. Установите соответствие между признаком птиц и направлением эволюции, в результате которого этот признак сформировался. ПРИЗНАК A) четырёхкамерное сердце Б) окраска оперения B) теплокровность Г) наличие перьевого покрова Д) ласты у пингвинов Е) длинный клюв у птиц болот НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ 1) ароморфоз 2) идиоадаптация Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е Пояснение. Ароморфоз: четырёхкамерное сердце, теплокровность, наличие перьевого покрова. Идиоадаптация: окраска оперения, ласты у пингвинов, длинный клюв у птиц болот. Ароморфоз - прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз - это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности. Идиоадаптация - частное приспособление организмов к определённому образу жизни в конкретных условиях внешней среды. О т в е т: 121122. Задание 9. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) В процессе эволюции приспособленность и разнообразие организмов достигалось разными путями. (2) У лошадей или слонов, например, прогрессивные изменения в строении конечностей или хобота происходили внутри поколений одного вида. (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации - например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (4) Внутри одной группы возникали различия в строении конечностей у представителей типа Членистоногих. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции - например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов - например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики. Пояснение. Конвергентная эволюция - эволюционный процесс, при котором возникает сходство между организмами различных систематических групп, обитающих в сходных условиях. Три предложения, в которых даны примеры конвергенции: (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации - например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции - например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов - например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики. О т в е т: 356. Контрольная работа

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса Вариант 1

1. Выберите три признака, которые можно считать результатами биологической эволюции.

А. приспособленность организма к окружающей среде

Б. геологическое преобразование Земли

В. возникновение новых штаммов вирусов

Г. вымирание неприспособленных к условиям среды видов

Д. возникновение этносов

Е. возникновение письменности

2. Выберите три признака, которые характеризуют мутации:

А) Имеют приспособительный характер

Б) Передаются по наследству

В) Носят случайный характер

Г) Не передаются по наследству

Д) Не затрагивают генотип

Е) Изменяется генотип

3. Распределите перечисленные ниже факторы на абиотические и биотические

а. Химический состав воды

б. Разнообразие планктона

в. Наличие в воздухе бактерий

г. Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

д. Засоленность почвы

е. Скорость течения воды

1. Абиотические факторы

2. Биотические факторы

4. Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции

Организмы

Направления эволюции

А. Страус эму

Б. Серая крыса

В. Домовая мышь

Г. Синезеленые (цианобактерии)

Д. Орел беркут

Е. Уссурийский тигр

1) биологический прогресс

2) биологический регресс

5. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют.

Признаки:

Критерии вида:

а. тело покрыто мантией

б. раковина имеет две створки

в.обитает в пресных водоёмах

г.кровеносная система незамкнутая

д. питается водными микроорганизмами

е. личинка развивается в воде

1) экологический

2) морфологический

6. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

Тля

Паук

Божья коровка

Грач

Черемуха Ответ______________

7. Установите хронологическую последовательность антропогенеза

Человек умелый

Человек прямоходящий

Дриопитек

Неандерталец

Кроманьонец. Ответ______________

8. Вставь-те в текст «Ла-мар-кизм» про-пу-щен-ные тер-ми-ны из пред-ло-жен-но-го пе-реч-ня, ис-поль-зуя для этого чис-ло-вые обо-зна-че-ния. За-пи-ши-те в текст цифры вы-бран-ных от-ве-тов, а затем по-лу-чив-шу-ю-ся по-сле-до-ва-тель-ность цифр (по тек-сту) впи-ши-те в при-ведённую ниже таб-ли-цу.

Ла-мар-кизм

Ла-мар-кизм — эво-лю-ци-он-ная кон-цеп-ция, ос-но-вы-ва-ю-ща-я-ся на тео-рии, вы-дви-ну-той в на-ча-ле XIX века _________(А) в трак-та-те «Фи-ло-со-фия зоо-ло-гии». В ши-ро-ком смыс-ле к ла-мар-кист-ским от-но-сят раз-лич-ные эво-лю-ци-он-ные тео-рии, воз-ник-шие в XIX — пер-вой трети XX веков, в ко-то-рых в ка-че-стве ос-нов-ной____________(Б) силы эво-лю-ции рас-смат-ри-ва-ет-ся внут-рен-нее стрем-ле-ние к__________(В). Как пра-ви-ло, боль-шое зна-че-ние в таких тео-ри-ях придаётся и вли-я-нию__________(Г) ор-га-нов на эво-лю-ци-он-ные судь-бы ор-га-низ-мов, по-сколь-ку пред-по-ла-га-ет-ся, что по-след-ствия упраж-не-ния и не-упраж-не-ния могут пе-ре-да-вать-ся по_________________(Д).

Пе-ре-чень тер-ми-нов:

1) ста-би-ли-зи-ру-ю-щий

2) дви-жу-щий

3) на-след-ство

4) упраж-не-ние

5) про-гресс

6) Ла-марк

7) Лин-ней

8) Дар-вин

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

9. Най-ди-те ошиб-ки в при-ведённом тек-сте. Ука-жи-те но-ме-ра пред-ло-же-ний, в ко-то-рых они до-пу-ще-ны, ис-правь-те их. Со-глас-но ос-нов-ным по-ло-же-ни-ям син-те-ти-че-ской тео-рии эво-лю-ции:

1. Ма-те-ри-а-лом для эво-лю-ции слу-жит на-след-ствен-ная из-мен-чи-вость, то есть му-та-ции и ком-би-на-ции генов. 2. Дви-жу-щи-ми си-ла-ми эво-лю-ции яв-ля-ют-ся из-ме-не-ние ге-но-фон-да по-пу-ля-ции и воз-ник-но-ве-ние при-спо-соб-лен-но-сти ор-га-низ-мов к усло-ви-ям су-ще-ство-ва-ния. 3. На-прав-ля-ю-щий фак-тор эво-лю-ции - есте-ствен-ный отбор, ос-но-ван-ный на со-хра-не-нии и на-коп-ле-нии на-след-ствен-ных из-ме-не-ний ор-га-низ-ма. 4. Наи-мень-шая эво-лю-ци-он-ная еди-ни-ца - вид. 5. Эво-лю-ция имеет по-сте-пен-ный и дли-тель-ный ха-рак-тер. 6. Ви-до-об-ра-зо-ва-ние как этап эво-лю-ции на-зы-ва-ет-ся мак-ро-э-во-лю-ци-ей

1.________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________________

10. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о функ-ци-ях жи-во-го ве-ще-ства в био-сфе-ре?

А. Га-зо-вая функ-ция жи-во-го ве-ще-ства свой-ствен-на в эко-си-сте-ме толь-ко про-ду-цен-там.

Б. Кон-цен-тра-ци-он-ная функ-ция жи-во-го ве-ще-ства со-сто-ит в вы-де-ле-нии ор-га-низ-ма-ми ко-неч-ных про-дук-тов жиз-не-де-я-тель-но-сти.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 11 класса

Вариант 2

Фамилия, Имя, класс_____________________________________________________

1. Выберите три правильных ответа. Результатом эволюции является:

появление новых сортов растений

появление новых видов в изменившихся условиях

выведение новых пород

формирование новых приспособлений в изменившихся условиях

сохранение старых видов в стабильных условиях

получение новых пород кур

2. Вы-бе-ри-те по-ло-же-ния, от-но-ся-щи-е-ся к син-те-ти-че-ской тео-рии эво-лю-ции.

Ответ за-пи-ши-те циф-ра-ми без про-бе-лов.

1. эле-мен-тар-ной еди-ни-цей эво-лю-ции яв-ля-ет-ся по-пу-ля-ция

2. вли-я-ние внеш-ней среды на-прав-ле-но на раз-ви-тие по-лез-ных при-зна-ков

3. есте-ствен-ный отбор - глав-ная при-чи-на ви-до-об-ра-зо-ва-ния и раз-ви-тия адап-та-ций

4. ма-те-ри-а-лом для эво-лю-ции слу-жит мо-ди-фи-ка-ци-он-ная из-мен-чи-вость

5. эле-мен-тар-ной еди-ни-цей эво-лю-ции яв-ля-ет-ся вид

6. ма-те-ри-а-лом для эво-лю-ции слу-жит му-та-ци-он-ная и ком-би-на-ци-он-ная из-мен-чи-вость

3. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.

а) Личинка живет в воде

б) Тело уплощено

г) Питается тканями хозяина

д) Имеет две присоски

е) Пищеварительная система имеет ротовое отверстие

1) Морфологический

2) Экологический

4. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование .

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

а) растения одного вида вытесняют друг друга

б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий

в) семена погибают от сильных заморозков и засухи

г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании

д) люди, машины вытаптывают молодые растения

е) большое количество елей мешают росту сосны

1) Внутривидовая

2) Межвидовая

3) борьба с неблагоприятными условиями

5. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением эволюции

а) Многообразие видов

б) Ограниченный ареал

в) Небольшое число видов

г) Широкие экологические адаптации

д) Широкий ареал

е) Уменьшение числа популяции

1) Биологический прогресс

2) Биологический регресс

. Установите последовательность объектов в пастбищной пищевой цепи

Жук жужжелица

Липа

Гусеницы

Сова

Синица. Ответ______________

7. Установите в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле

Цветковые

Папоротникообразные

Псилофиты

Водоросли Ответ______________

8. Вставь-те в текст «Дар-ви-низм» про-пу-щен-ные тер-ми-ны из пред-ло-жен-но-го пе-реч-ня, ис-поль-зуя для этого чис-ло-вые обо-зна-че-ния. За-пи-ши-те в текст цифры вы-бран-ных от-ве-тов, а затем по-лу-чив-шу-ю-ся по-сле-до-ва-тель-ность цифр (по тек-сту) впи-ши-те в при-ведённую ниже таб-ли-цу.

Дар-ви-низм

Дар-ви-низм — по имени ан-глий-ско-го на-ту-ра-ли-ста _________(А) — на-прав-ле-ние эво-лю-ци-он-ной мысли, при-вер-жен-цы ко-то-ро-го со-глас-ны с ос-нов-ны-ми иде-я-ми Дар-ви-на в во-про-се эво-лю-ции, со-глас-но ко-то-рым глав-ным ___________(Б) эво-лю-ции яв-ля-ет-ся _______________(В) отбор. В ши-ро-ком смыс-ле не-ред-ко (и не со-всем пра-виль-но) упо-треб-ля-ет-ся для обо-зна-че-ния эво-лю-ци-он-но-го уче-ния или эво-лю-ци-он-ной био-ло-гии в целом. Дар-ви-низм про-ти-во-по-став-ля-ют идеям ____________(Г) ко-то-рый счи-тал, что ос-нов-ной дви-жу-щей силой эво-лю-ции яв-ля-ет-ся при-су-щее ор-га-низ-мам стрем-ле-ние к _____________(Д).

Пе-ре-чень тер-ми-нов

1) свой-ство

2) фак-тор

3) со-вер-шен-ство

4) ис-кус-ствен-ный

5) есте-ствен-ный

6) Ла-марк

7) Лин-ней

8) Дар-вин

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

9. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные.

2. Биотические факторы - это температурные, климатические условия, влажность, освещенность.

3. Антропогенные факторы - влияние человека и продуктов его деятельности на среду.

4. Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим.

5. Каннибализм - форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.

1._________________________________________

2.____________________________________

3.________________________________________

10. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о живом ве-ще-стве в био-сфе-ре?

А. Живое ве-ще-ство пла-не-ты обес-пе-чи-ва-ет не-пре-рыв-ный кру-го-во-рот ве-ществ и пре-об-ра-зо-ва-ние энер-гии в био-сфе-ре.

Б. Живое ве-ще-ство рас-пре-де-ле-но в био-сфе-ре рав-но-мер-но, за ис-клю-че-ни-ем вод Се-вер-но-го Ле-до-ви-то-го оке-а-на.

1) верно толь-ко А

2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж-де-ния не-вер-ны

1 вариант

2 вариант

Авг

Бве

122211

212211

211122

123322

221211

122112

51324

23154

31245

54312

62543

82563

Всего максимально - 50 баллов

45-50 баллов - отметка 5

38-44 балла - отметка 4

25 -37 баллов - отметка 3

Менее 24 баллов - отметка 2.

Структура и содержание работы

Цель проведения: выявление уровеня освоения учащимися учебного материала курса "Общая биология" по итогам 11 класса

Ориентировочное время выполнения контрольной работы -40 минут.

Каждый вариант работы состоит из 10заданий, различающихся формами и уровнями сложности.

Задание 1,2 - выбор трех правильных ответов (0-3 балла)

Задание 3-5 -соответствие (0-5 баллов)

Задание 6-7 - последовательность(0-5 баллов)

Задание 8 - вписать термины (0-5 баллов)

Задание 9 - исправить ошибки в тексте (0-3 бпалла)

Задание 10 - выбрать один правильный ответ(0-1 балл)

Кодификатор

дела

контроли-

руемого

элемента

Номер вопроса в тесте

Элементы содержания, проверяемые заданиями работы

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

Вид и его критерии

Популяции. Генетический состав и изменение генофонда популяций

Борьба за существование ее формы, Естественный отбор и его формы

Система растений и животных - отображение эволюции

Главные направления эволюции органического мира

Анторопогенез

Экосистема

Экологические факторы среды

Пищевые связи в экосистемах

Биосфера - глобальная экосистема

итоговой контрольной работы по биологии в 11__ классе Класс 11 " "

Ф.И.О. учителя ______________________

Дата проведения: " " _______________ 20 года

Количество обучающихся, выполнявших работу ______,

отсутствовали

Справились с контрольной работой на "5" чел. %

«2» _ __ чел. %

Не справились с работой чел. %

учащихся

Выполняли работу

Получили отметку