Османская или как ее чаще называли в Европе Оттоманская империя, на протяжении многих веков оставалась страной – загадкой, полной самых необычных и, порой, страшных тайн.

При этом средоточием самых «темных» секретов, которые ни в коем случае не раскрывали перед гостями и «деловыми» партнерами, был дворец султана. Именно здесь за внешней роскошью и великолепием прятались самые кровавые драмы и события.

Закон, легализующий братоубийство, содержание наследников престола в жестких условиях, массовые убийства и бег наперегонки с палачом, как способ избежать казни — все это в свое время практиковалось на территории империи. И обо всем этом впоследствии попытались забыть, но…


Братоубийство как закон (Закон Фатиха)

Междоусобная борьба наследников престола характерна была для многих стран. Но в Порте ситуация усложнялась тем, что здесь не существовало узаконенных правил престолонаследия – стать новым султаном мог каждый из сыновей умершего правителя.

Впервые, ради укрепления своей власти, кровь братьев решился пролить внук основателя Османской империи Мурад I. Позднее его опыт избавления от соперников использовал и Баязид I по прозвищу Молниеносный.

Намного дальше своих предшественников пошел султан Мехмед II, вошедший в историю как Завоеватель. Он возвел братоубийство на уровень закона. Данный закон предписывал правителю, вступившему на престол, в обязательном порядке лишать жизни своих братьев.

Закон был принят с молчаливого согласия духовенства и просуществовал около 2 столетий (до середины XVII в).

Шимширлик или клетка для шехзаде

После принятия решения об отказе от Закона о братоубийстве, османские султаны изобрели другой способ борьбы с потенциальными претендентами на престол – всех шехзаде стали заключать в Kafes («клетки») – специальные помещения, расположенные в главном дворце империи — Топкапы.

Другое название «клетки» — шимширлик. Здесь принцы постоянно находились под надежной охраной. Как и положено наследнику престола, они были окружены роскошью и всевозможными удобствами. Но все это великолепие было со всех сторон окружено высокими стенами. А ворота в шимширлик закрывались на тяжелые цепи.

Шехзаде были лишены возможности выходить за двери своей «золотой клетки» и общаться с кем бы то ни было, что негативно сказывалось на психике юных принцев.

Лишь во второй половине XVIII в. наследники престола получили некоторые послабления – стены клетки стали немного ниже, в самом помещении появилось больше окон, а самим шехзаде было разрешено иногда выходить для того, чтобы сопроводить султана в другой дворец.

Сводящая с ума тишина и бесконечные интриги

Несмотря на безграничную власть, султану во дворце жилось ненамного лучше, чем шехзаде в шимширлике.

Согласно существовавшим на тот момент правилам, султану не полагалось много разговаривать – свое время он должен был проводить в раздумьях и размышлениях о благе страны.

Для того, чтобы султаны разговаривали как можно меньше была даже разработана специальная система жестов.

Султан Мустафа I, взойдя на престол, попытался было воспротивиться системе и установить запрет на данное правило. Однако визири не поддержали своего правителя и тому пришлось смириться. В итоге султан вскоре сошел с ума.

Одним из любимых занятий Мустафы были прогулки по берегу моря. Во время променада он бросал в воду монеты, чтобы «хоть рыбы могли потратить их куда-нибудь».

Наряду с данным порядком поведения, напряженности дворцовой атмосфере добавляли многочисленные интриги. Они не прекращались никогда – борьба за власть и влияние шла круглосуточно, 365 дней в году. В ней принимали участие все – от визирей до евнухов.


Послы во дворце Топкапы.

Художник Jean Baptiste Vanmour

Совмещение должностей

Примерно до XV века при дворах османских султанов не было палачей. Однако это вовсе не значит, что отсутствовали и казни. Обязанности палачей исполняли обычные садовники.

Самым распространенным видом казни было обезглавливание. Однако визирей и родственников султана казнили путем удушения. Неудивительно, что в садовники в те времена отбирали тех, кто не только владел искусством ухода за цветами и растениями, но и обладал значительной физической силой.

Примечательно, что казни провинившихся и тех, кого посчитали таковыми, совершались прямо во дворце. В главном дворцовом комплексе империи были специально установлены две колонны, на которых размещались отрубленные головы. Рядом был предусмотрен фонтан, предназначенный исключительно для садовников-палачей, которые мыли в нем руки.

Впоследствии должности дворцового садовника и палача разделили. Причем на должность последнего стали отбирать людей, лишенных слуха – чтобы не могли слышать стенания своих жертв.

Убежать от казни

Единственным способом избежать смерти для высокопоставленных чиновников Порты, начиная с конца XVIII века, было научиться быстро бегать. Спасти свою жизнь они могли лишь убежав от главного садовника султана по дворцовым садам.

Все начиналось с приглашения визиря во дворец, где его уже ждали с кубком замороженного щербета. Если цвет предлагаемого напитка был белым, то чиновник получал временную отсрочку и мог попытаться исправить ситуацию.

Если же в кубке была красная жидкость, означавшая смертный приговор, то визирю не оставалось ничего, как только бежать без оглядки до ворот на противоположной стороны сада. Успевший добежать до них раньше садовника, мог считать себя спасенным.

Трудность заключалась в том, что садовник обычно был намного моложе своего соперника, и более подготовленным для такого рода физических упражнений.

Однако нескольким визирям все же удалось выйти победителями из смертельной гонки. Одним из счастливчиков оказался Гаджи Салих-паша – последний, кому выпало подобное испытание.

Впоследствии удачливый и быстробегающий визирь стал губернатором Дамаска.

Визирь – причина всех бед

Визири в Османской империи занимали особое положение. Их власть была практически безграничной и уступала разве что султанской власти.

Однако иногда приближение к правителю и обладание властью играли с визирями злую шутку – нередко высокопоставленных чиновников делали «козлами отпущения». На них «вешали» ответственность буквально за все – за неудачную военную кампанию, голод, обнищание народа и т.д.

Никто не был застрахован от этого, и никто заранее не мог знать в чем и когда его обвинял. Дошло до того, что многие визири стали постоянно носить с собой собственные завещания.

Немалую опасность для чиновников представляла и обязанность усмирять толпу – именно визири вели переговоры с недовольным народом, который нередко приходил к султанскому дворцу с требованиями или недовольством.

Дела любовные или султанский гарем

Одним из самых экзотических и в то же время «секретных» мест дворца Топкапы был султанский гарем. В годы расцвета империи он представлял собой целое государство в государстве – здесь жили одновременно до 2 тыс. женщин, большая часть из которых были рабынями, купленными на невольничьих рынках или похищенных с подконтрольных султану территорий.

Доступ в гарем имели лишь немногие – те, кто охранял женщин. Посторонних людей, посмевших взглянуть на наложниц и жен султана, казнили без суда и следствия.

Большинство обитательниц гарема могли даже никогда не увидеться со своим повелителем, но были и такие, что не просто часто посещали покои султана, но и имели на него довольно сильное влияние.

Первой женщиной, сумевшей заставить правителя империи прислушиваться к своему мнению, была простая девушка из Украины Александра Лисовская, более известная как Роксолана или Хюррем султан. Попав в гарем Сулеймана I, она пленила его настолько, что он сделал ее законной женой и своей советницей.

По стопам Хюррем пошла и венецианская красавица Сесилия Веньер-Баффо — наложница султана Селима II. В империи она носила имя Нурбану султан и была любимой женой правителя.

Именно с Нурбану султан, по мнению историков – экспертов в Османской империи, начался период, вошедший в историю, как «женский султанат». В этот период практически все дела государства находились в женских руках.

На смену Нурбану пришла ее землячка София Баффо или Сафие султан.

Дальше всех пошла наложница, а затем и жена Ахмеда I Махпейкер или Кесем султан. После смерти правителя, сделавшего Кесем своей законной супругой, она почти 30 лет правила империей в роли регента сначала сыновей, а затем и внука.

Последняя представительница «женского султаната» Турхан султан, устранившая свою предшественницу и свекровь Кесем. Она, как и Роксолана, была с Украины, и до того, как попала в султанский гарем звалась Надеждой.


Кровный налог

Третий правитель Османской империи Мурад I вошел в историю не только как султан, узаконивший братоубийство, но и как «изобретатель» девширме или кровной дани.

Девширме облагались жители империи, не исповедующие ислам. Суть налога заключалась в том, что из христианских семей периодически отбирали мальчиков возрасте 12-14 лет для службы султану. Большинство отобранных становились янычарами или отправлялись работать на фермы, другие попадали во дворец и могли «дослужиться» до весьма высоких государственных должностей.

Однако прежде чем отправить юношей на работу или службу, их насильно обращали в исламскую веру.

Причиной появления девширме стало недоверие султана к своему тюркскому окружению. Султан Мурад и многие его последователи считали, что обращенные христиане, лишенные родителей и дома, будут служить намного ревностнее и будут вернее своему повелителю.

Стоит отметить, что корпус янычар действительно был самым верным и действенным в армии султана.

Рабство

Широкое распространение в Оттоманской империи с первых дней ее создания получило рабство. Причем просуществовала система вплоть до конца XIX в.

Большую часть рабов составляли невольники, привезенные из Африки и с Кавказа. Также среди них было немало русских, украинцев и поляков, взятых в плен во время набегов.

Примечательно, что согласно существующим законам, мусульманин не мог стать рабом – это была «прерогатива» исключительно людей не мусульманской веры.

Рабство в Порте значительно отличалось от своего европейского аналога. Османским рабам было легче получить свободу и даже достичь определенного влияния. Но при этом обращение с рабами было намного более жестоким – невольники погибали миллионами от тяжелой непосильной работы и ужасных условий труда.

Свидетельством большой смертности среди рабов многие исследователи считают то, что после отмены рабства в стране практически не было выходцев из Африки или Кавказа. И это несмотря на то, что их завозили в империю миллионами!


Геноцид по-османски

В целом, османы достаточно лояльно относились к представителям других вероисповеданий и народностей. Однако в некоторых случаях, они изменяли своей обычной демократичности.

Так, при Селиме Грозном была организована массовая резня шиитов, которые посмели не признать султана защитником ислама. В результате «чистки» погибли более 40 тыс. шиитов и членов их семей. Населенные пункты, где они проживали, были стерты с лица земли.


Шествие Султана в Стамбуле

Художник Жан Батист ван Мур.

Чем больше снижалось влияние империи, тем меньше становилась и терпимость султанов по отношению к другим народам, проживающим на территории империи.

К XIX в. массовые убийства стали практически нормой жизни Порты. Своего пика система достигла в 1915 г., когда было уничтожено более 75% армянского населения страны (в результате геноцида погибло свыше 1,5 миллиона человек).

Похожие материалы

Османская империя, официально именуемая Великим Османским государством, просуществовала 623 года.

Она являлась многонациональным государством, правители которого соблюдали свои традиции, но не отрицали и других. Именно по этой выгодной причине многие соседствующие страны союзничали с ними.

В русскоязычных источниках государство именовали Турецким или Турским, а в Европе его называли Портой.

История возникновения Османской империи

Великое Османское государство возникло в 1299 году и просуществовало до 1922 года. Первым султаном государства был Осман, в честь которого и была названа империя.

Войско османов регулярно пополнялось курдами, арабами, туркменами и иными нациями. Каждый мог прийти и стать участником османского войска, лишь произнеся исламскую формулу.

Земли, полученные в результате захвата, выделялись для сельского хозяйства. На таких участках располагался небольшой дом и сад. Хозяин этого участка, который носил название «тимар», обязан был являться к султану по первому же зову и выполнять его требования. Он должен был являться к нему на собственном коне и полностью вооруженным.

Всадники не платили никаких налогов, поскольку они расплачивались «своей кровью».

В связи с активным расширением границ, им необходимо было не только конное войско, но и пехота, потому они и создали таковую. Сын Османа Орхан также продолжил расширение территории. Благодаря ему османы оказались в Европе.

Там они брали на обучение у христианских народов маленьких мальчиков в возрасте около 7 лет, которых обучали, и те принимали ислам. Такие граждане, выросшие с детских лет в подобных условиях, были отличными воинами и их дух был непобедим.

Постепенно они сформировали собственный флот, куда входили воины разных национальностей, брали туда даже пиратов, которые охотно принимали ислам и вели активные сражения.

Как называлась столица Османской империи?

Император Мехмед II, захватив Константинополь, сделал его своей столицей и назвал Стамбулом.

Однако, не все сражения проходили гладко. В конце XVII века была череда неудач. Так, например, Российская Империя отобрала у османов Крым, а также побережье Черного моря, после чего государство стало терпеть все больше поражений.

В XIX веке страна начала быстро слабнуть, казна стала опустошаться, сельское хозяйство велось плохо и неактивно. При поражении во время Первой Мировой Войны было подписано перемирие, султан Мехмед V был упразднен и уехал на Мальту, а в последующем в Италию, где прожил до 1926 года. Империя распалась.

Территория империи и её столица

Территория очень активно расширялась, особенно в годы правления Османа и Орхана, его сына. Осман стал расширять границы после того, как пришел в Византию.

Территория Османской империи (для увеличения нажмите)

Изначально она располагалась на территории современной Турции. Далее османы добрались и до Европы, где расширили свои границы и захватили Константинополь, названный в последующем Стамбулом и ставший столицей их государства.

К территориям также присоединена была Сербия, а также многие другие страны. Присоединили османы и Грецию, некоторые острова, а также Албанию и Герцеговину. Данное государство было одним из могущественных долгие годы.

Расцвет Османской империи

Расцветом считается эпоха правления султана Сулеймана I. В этот период было совершено множество походов на Западные страны, благодаря которым границы Империи были существенно расширены.

В связи с активным положительным периодом правления, султан был прозван Сулейманом Великолепным. Он активно расширял границы не только в мусульманских странах, но и присоединяя страны Европы. У него были свои визири, которые обязаны были информировать султана о происходящем.

Сулейман I правил длительное время. Его идеей все годы правления была идея объединения земель, так же как и у его отца Селима. Также он планировал объединить народы Востока и Запада. Именно поэтому свою позицию он вел достаточно прямо и не сворачивал с поставленной цели.

Хотя активное расширение границ происходило и в 18 веке, когда были выиграны большинство сражений, однако, самым положительным периодом все таки считается эра правления Сулеймана I - 1520-1566 гг.

Правители Османской империи в хронологическом порядке

Правители Османской империи (для увеличения нажмите)

Династия османов правила длительное время. Среди списка правителей самыми выдающимися были Осман, который образовал Империю, его сын Орхан, а также Сулейман Великолепный, хотя каждый султан оставил свой след в истории Османского Государства.

Изначально турки-османы, спасаясь от монголов, частично перекочевали в сторону Запада, где были на службе у Джалал уд-Дина.

Далее часть оставшихся турков была направлена во владение падишаха султана Кей-Кубада I. Султан Баязид I, во время сражения под Анкарой, попал в плен, после чего умер. Тимур разделил Империю на части. После этого восстановлением ее занялся Мурад II.

В период правления Мехмеда Фатиха был принят закон Фатиха, который подразумевал убийство всех тех, кто мешает правлению, даже родных братьев. Закон просуществовал не слишком длительное время и поддерживался не всеми.

Султан Абдух Хабиб II был свергнут в 1909 году, после чего Османская Империя перестала быть монархическим государством. Когда Абдулла Хабиб II Мехмед V стал править, при его правлении Империя стала активно разваливаться.

Мехмед VI, правивший кратко до 1922 года, до момента конца Империи, покинул государство, которое окончательно распалось в XX веке, но предпосылки к этому были еще в 19 веке.

Последний султан Османской империи

Последним султаном был Мехмед VI, который был на престоле 36-м по счету . До его правления государство переживало существенный кризис, поэтому восстановить Империю было крайне трудно.

Османский султан Мехмед VI Вахидеддин (1861-1926)

Он стал правителем уже в возрасте 57 лет. После начала своего правления Мехмед VI распустил парламент, однако Первая Мировая Война сильно подорвала деятельность Империи и султану пришлось покинуть страну.

Султанши Османской империи — их роль в управлении государством

Женщины в Османской Империи не имели права править государством. Такое правило существовало во всех исламских государствах. Однако, существует период в истории государства, когда женщины активно участвовали в правлении.

Считается, что женский султанат появился в результате окончания периода походов. Также во многом образование женского султаната связано и с отменой закона «О престолонаследении».

Первой представительницей была Хюррем Султан. Она была женой Сулеймана I. Ее титулом был Хасеки Султан, что означает «Самая любимая жена». Она была очень образована, умела вести деловые переговоры и отвечать на различные послания.

Она была советником своего супруга. А поскольку он большую часть времени проводил в сражениях, то она брала на себя основные обязанности правления.

Падение Османской империи

В результате многочисленных провальных сражений в период правления Абдулла хабиб II Мехмед V, Османское государство стало активно разрушаться. Почему распалось государство — сложный вопрос.

Однако, можно сказать, что основным моментом в ее развале была именно Первая Мировая Война , которая и положила конец Великому Османскому государству.

Потомки османской империи в наше время

В новое время государство представлено лишь ее потомками, определенными на генеалогическом древе. Одним из них является Эртогрул Осман, который родился в 1912 году. Он мог бы стать следующим султаном своей империи, если бы она не распалась.

Эртогрул Осман стал последним внуком Абдул Хамида II. Он свободно говорит на нескольких языках, имеет хорошее образование.

Его семья переехала жить в Вену, когда ему было около 12 лет. Там он и получил образование. Эртогул женат второй раз. Первая жена скончалась, так и не подарив ему детей. Второй женой его стала Зайнеп Тарзи, которая является племянницей Амманулла, бывшего короля Афганистана.

Османское государство было одним из великих. Среди его правителей можно выделить несколько самых выдающихся, благодаря которым его границы существенно расширялись за достаточно короткий промежуток времени.

Однако, Первая Мировая Война, а также многие проигранные поражения нанесли серьезный урон данному империи, в результате чего она распалась.

В настоящее время историю государства можно посмотреть в фильме «Тайная организация Османской Империи», где в кратком содержании, но достаточно подробно описаны многие моменты из истории.

Палач не знает роздыха!..
Но все же, черт возьми,
Работа-то на воздухе,
Работа-то с людьми.

Владимир Вишневский

Нельзя не отметить тот факт, что в последние периоды заметно возрос интерес к истории, и к истории Востока в частности. Османская империя, могущество которой заставляло содрогаться весь мир на протяжении шести столетий, занимает в этом направлении особую нишу. Но и в истории этого, некогда сильного и величественного государства, имеются странички окутанные тайной и до сих пор мало изученные современными историками. Палачи в любом обществе были обделены народной любовью, даже в таком, которое на протяжении шести столетий отличалось своей терпимостью, они были непопулярны в народе. Может быть поэтому сегодня, изучая вопрос о палачах в Османской империи мы имеем больше вопросов, чем ответов.

Изначально при отборе кандидатов на должность палачей османы отдавали предпочтение глухонемым, дабы те не слышали криков и мольбы о пощаде приговоренных к смерти, тем самым могли быстро и качественно исполнить свою работу. В XV столетии в палачи набирались либо из числа новообращенных хорватов, либо из числа цыган. В XVI столетии в составе личной охраны султана была сформирована часть палачей, которая состоял из 5 человек. Однако с годами их число росло, а для управления ими был назначен глава, непосредственно подчинявшийся командиру личной охраны султана.

Глава палачей «специализировался» исключительно на казнях высокопоставленных чиновников и военачальников. Новобранец, попавший в часть палачей, должен был пройти обучение возле опытного палача, получив солидный опыт и доказав свое мастерство мог уже самостоятельно исполнять приговоры в исполнение. Казалось бы, самая простейшая профессия все же требовала наличия особых навыков. Палач должен был досконально знать анатомию и особенности человеческого организма, и в этом плане они могли бы составить конкуренцию любому врачу. Но представители данного рода занятий в османской империи не пользовались любовью народа. У них не было семей и потомства, а после смерти их тела предавались земле в специально отведенном месте.

Османы предавали большое значение социальному статусу человека, и поэтому вид казни приговоренного зависел от занимаемого ранее им положения в этом обществе. Например, приближенные султана и визири принимали смерть в основном через удушение, а янычар казнили специальными тесаками, которые сегодня можно увидеть в музее Топкапы в Стамбуле. Царские особы и, в особенности, дети султанов умерщвлялись путем удушения тетивой от лука, ибо кровопролитие членов правящей семьи считалось недопустимым. Для простых же граждан самым распространенным видом казни было обезглавливание. Однако для особо опасных разбойников, пиратов и убийц применялось сажание на кол, распятие, подвешивание на крюк и прочие более мучительные виды смерти, одно упоминание о которых уже сеяло страх и ужас.

На рассмотрение дел высокопоставленных преступников уходило порядка трех дней. После чего, к заключенному, ожидавшему своей участи в тюрьме Едикуля, командир охраны султана приносил шербет. Если сладкий напиток был белого цвета, то это означало милость правителя и замену смертной казни ссылкой, красный цвет шербета символизировал неминуемую смерть от рук палачей. Приговор приводился в исполнение как только заключённый выпивал принесенный ему шербет, а его тело сбрасывалось в колодец. Если же чиновника казнили не в столице, то в качестве доказательства исполненного приговора и воли правителя, султану присылали голову, либо иную часть тела казненного. Ярким примером того может служить Мезифонлу Кара Паша, поплатившийся жизнью за провал штурма Вены.

Но нужно отметить, что в отличии от средневековой старушки Европы, в Османской империи пытки не имели широкого распространения, и применялись крайне редко. Авторитет власти в глазах народа жившего по законам Ислама и пропитавшегося духом этой религии, обеспечивался не запугиванием и пытками, а справедливостью и наказанием преступивших черту дозволенности, где палачи как раз играли не последнюю роль, пусть даже не столь популярную в народе.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Османская империя за шесть столетий своего существования знавала и величайшие триумфы, и унизительные поражения. Она неоспоримо играла одну из ключевых ролей в мировой истории, будучи тесно связанной как и с христианским миром, так и с миром востока. В османских императорах европейские амбиции переплетались со строгостью восточного деспотизма, заставляя держать при дворе целый штат палачей, казнивших нарушителей закона великой восточной империи.

В книгах об истории Османской империи казням нередко уделяется отдельная глава — столько традиций и особенностей накопилось в работе палачей за почти 6 столетий! Для каждого сословия в империи существовали свои методы казни: так, простолюдины, которые могли не совершить тяжких преступлений, нередко подвергались самым мучительным казням, таким как подвешивание на крюк за ребро, сажание на кол или четвертование. Государственным служащим обычно отрубали голову мечом, а вот для высшего сословия, в том числе для служащих султанского двора и его приближенных, избирались исключительно бескровные методы казни: например, удушение тетивой лука или шелковым платком. Но для различных сословий полагались не только определенные методы казни, но и определенные палачи. Так, низшие сословия казнили палачи, которые выбирались из дворцовой стражи султанского двора. Преимущественно, они были глухими, чтобы их рука не дрогнула, услышав страшные крики приговоренных во время экзекуции. Элиту же мог казнить только глава дворцовой стражи, который старался закончить свое дело максимально быстро и безболезненного для приговоренного.

Каждое дело в отдельности рассматривал верховный суд, а в это время осужденный дожидался приговора во Дворце Топкапы. Решение суда он узнавал весьма своеобразным образом: охранник приносил ему чашу с шербетом. Каждый обвиняемый желал, чтобы ему досталась чаша с напитком белого цвета — это означало бы снятие всех обвинений. Если же шербет был красным — это означало смертную казнь. Тогда осужденный выпивал напиток и в течение трех дней смертный приговор приводился в исполнение. Для всех сословий данная процедура была одинаковой.

Но для некоторых людей, которые занимали в государстве особо высокое положение, надежда на избежание казни оставалась даже после того, как им подносили красный шербет. Глава дворцовой стражи предлагал осужденному пройти испытание: выиграть у него забег через дворец до места казни — вся дистанция занимала около 300 метров. Если первым на место казни прибегал заключенный — его наказание тут же смягчали, заменяя смертную казнь изгнанием из государства. Если же побеждает глава стражи — он тут же казнил осужденного через удушение.

Несмотря на кажущуюся простоту соревнования, шансы узника на благоприятный исход были крайне малы: во дворцовой страже служили исключительно атлеты, победить которых было крайне сложно. Кроме того, стражники отлично знали все хитрости и ловушки пути, по которому они побегут. За всю историю существования традиции лишь нескольким заключенным удалось избежать смерти, опередив главу дворцовой стражи. Один из счастливчиков — Хаджы Салих-паша, осужденный в ноябре 1822 года, смог выиграть соревнование. Ему повезло вдвойне: султан не только заменил его смертную казнь на изгнание, но ещё и предложил пост генерал-губернатора Дамаска. Однако такие случаи были скорее исключением из правил: глава стражи обычно легко побеждал в забеге.

Как именно появилась данная традиция — неизвестно. Первые упоминания о ней относятся к концу 18 века, а заканчивается она приблизительно ближе к середине 19 века.

Иллюстрация: «Великий визирь даёт аудиенцию в Куббеалты», Jean Baptiste Vanmour

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

ЗАКОН ФАТИХА И ЖЕНСКИЙ СУЛТАНАТ. Часть 2. Исторические факты. Таким образом, наиболее правильным вариантом даты начала периода «Женского Султаната» является 1574 год, год получения титула «Валиде» Нурбану Султан, настоящей основательницы этой эпохи. И хотя Нурбану Султан начала управлять Султанским гаремом ещё 1566-ом году, современниками не отмечалось её особого влияния на решения её мужа, Султана Селима II, что подтверждало тот факт, что по-настоящему серьёзную власть Нурбану Султан приобрела только к началу правления своего сына, Султана Мурада III. В этом же году произошёл и первый серьёзный удар по Османской империи, который возвращает нас к первоначальной теме данного опровержения, а именно к применению «закона Фатиха», так как Мурад III, взошедший на престол после смерти отца, по наставлению матери, которую поддерживал Великий Визирь Мехмед Паша Соколлу (к тому времени уже полностью попавший под влияние Нурбану), отдал приказ о казни пятерых сводных братьев. До этого события закон не применялся уже 62 года. Позже, в ответе на вопрос о необходимости столь радикальных мер, Мурад III сослался именно на закон своего предка Мехмеда II «О престолонаследии», принятый в 1478-ом году. Спустя 21 год, уже его сын Султан Мехмед III снова применит этот закон, и снова по настоянию своей матери, следующей Валиде Сафие Султан, и после восшествия на престол казнит 19 собственных братьев. Таким образом, казнь 1595 года войдёт в историю как самый кровавый случай применения данного закона. После правления Мехмеда III, во времена Ахмеда I, (именно его наложницей была легендарная впоследствии Валиде Кёсем Султан), будет введена практика заточения братьев действующих Султанов в отдельный павильон дворца, так называемый «Кафес» («клетка»), что совершенно не означало отмену «закона Фатиха». К тому же сама Кёсем Султан к этому отношения не имеет, она прославилась намного позже и несколько иными делами. Кстати, именно с её образа взяты многие отрицательные черты, приписываемые Хасеки Хюррем Султан. Но в рамках данной статьи стоит отметить только то, что один из сыновей Кёсем, а именно Мурад IV, не оставивший детей после себя, в 1640-ом году (последний год его правления) перед своей смертью попробует снова (после 45-летнего перерыва) применить «закон Фатиха», отдав приказ убить собственного брата, будущего Султана Ибрагима I Сумасшедшего. Кесём, на тот момент имевшая уже огромное влияние, не позволит выполнить данный приказ, так как его выполнение означало бы мгновенное прекращение 341-летнего существования Османской династии. В целом же закон Фатиха так никогда и не был отменён официально и юридически действовал вплоть до прекращения существования Османской империи в конце первой четверти XX века. Последнее его применение относится к 1808 году, то есть спустя 121 год по окончании периода «Женского Султаната», (закончившегося в 1687 году через 4 года после смерти последней влиятельной Валиде в истории Османской империи Турхан Султан). Тогда (в 1808-ом году) по приказу взошедшего на престол Султана Махмуда II будет убит его брат, бывший Султан Мустафа IV. Что же касается влияния эпохи женского Султаната на историю Османской империи, то нельзя не признать, что действия женщин этой эпохи косвенно подтолкнули империю к стагнации, и то по большей части за счёт Турхан Султан и её сына Мехмеда IV, проигравшего Венскую битву 11 сентября 1683 года. Но не более того, то есть «главной причиной упадка Османской империи», не смотря на все старания Данишменда, «Женский Султанат» назвать никак нельзя. А популярная фраза: «С украинки начался, украинкой и закончился», намекающая на Хюррем как на основательницу данного периода, оказалась абсолютно несостоятельной. В дальнейшем, точнее к началу XVIII века, престол начали занимать наследники, которых, по сравнению с предшествующими султанами, к моменту получения трона очень трудно было назвать молодыми. А их матери к тому времени либо уже были мертвы, либо находились в весьма почтенном возрасте и не проявляли большой активности в делах государства, тем самым к середине XVIII века влияние и значимость Валиде очень сильно ослабли, и последние матриархальные элементы во всех мало-мальски серьёзных делах государства полностью исчезли. Если говорить о других события, берущих начало во время эпохи «Султаната женщин» и продолжавших своё действие после завершения данного периода, то здесь следует отметить только найденную альтернативу «закону Фатиха», а именно заточение в павильон «Кафес», которое, несмотря на всю свою гуманность, не принесло особой пользы, так как из-за прекращения назначений наследников губернаторами провинций, данная альтернатива лишь дала империи нескольких несостоятельных политиков и малодушных правителей. А также тот факт, что именно Турхан Султан посоветовала своему сыну назначить Мехмеда Кепрюлю Великим Визирем, что дало начало новой эпохи османского государства, но это уже совсем другая история.