Управление - это подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого имени в определённом падеже. Не все нормы управления одинаково прочны. Некоторые из них легко подвергаются искажению.

1. Большое число ошибок в построении конструкций со связью управление связано с влиянием близких по значению слов и их управления.

Например, в телепередаче журналист, обращаясь к собеседнику, сказал: «Позвольте вспомнить Вам , что год назад Вы утверждали обратное» . Глагол вспомнить может иметь только одно зависимое слово - в винительном падеже (вспомнить что-либо ), тогда как однокоренной глагол напомнить может иметь две зависимые формы: винительный падеж и дательный падеж (со значением адресата речи) - напомнить кому-либо что-либо . Под влиянием этого глагола возникает конструкция вспомнить вам , недопустимая с точки зрения норм литературного языка.

    Подобное влияние управления близких по значению слов можно наблюдать, например, в группе глаголов со значением речи, мысли, чувства, передачи информации (доказывать, объяснять, отчитаться и др.). Под влиянием сочетаний типа: подумать о чём-либо, рассказать о чём-либо - в речи частотно ошибочное использование дополнения в предложном падеже с предлогом о (о чём-либо ) у таких, например, глаголов:

    При глаголах зрительного восприятия объект обычно выражается формой винительного падежа с предлогом на (смотреть на картину ). Под влиянием этой конструкции в речи частотны ошибки типа: любоваться на море вместо нормативного - любоваться морем .

Обратите внимание на управление следующих глаголов: наблюдать за кем-либо ; приглядеться к кому-либо, чему-либо .

    Аналогичное явление можно наблюдать при использовании слова анфас (лицом к говорящему). Под влиянием конструкции сфотографировать в профиль распространённой ошибкой становится использование предлога в и при слове анфас в подобных сочетаниях. Нормативной конструкцией будет следующая: сфотографировать анфас .

Обратите внимание на различие управления близких по значению слов:

  • беспокоиться о сыне - тревожиться за сына;
  • возмутиться его словам - обидеться на его слова;
  • вопрос о строительстве - проблемы со строительством;
  • дивиться терпению - восхищаться терпением;
  • добраться до села - подъехать к селу;
  • идентичный прежней формулировке - сходный с прежней формулировкой;
  • извлекать доход из аренды квартир - получать доход с аренды квартир;
  • неосведомлённость в проблеме - незнакомство с проблемой;
  • обидеться на холодный приём - обидеть холодным приёмом;
  • обращать внимание на своё здоровье - уделять внимание своему здоровью;
  • озабоченность/озабоченный делами - тревога о делах/за дела;
  • опираться на результаты исследования - базироваться на результатах исследования;
  • осудить на вечную каторгу - приговорить к вечной каторге;
  • отзыв о монографии - рецензия на монографию;
  • отразиться на результатах - оказать влияние на результаты;
  • отчитаться в своей работе/о работе - отвечать за свою работу;
  • показывать мощь - свидетельствовать о мощи;
  • превосходство над ним - преимущество перед ним;
  • предостеречь от опасности - предупредить об опасности;
  • преисполненный тревоги - проникнутый тревогой;
  • препятствовать развитию - тормозить развитие;
  • привычный для нас - знакомый нам;
  • прижиться в коллективе - привыкнуть к коллективу;
  • приоритет в открытии - патент на открытие;
  • разобраться в делах - распутаться с делами;
  • сказаться на экономике - оказать влияние на экономику;
  • типично для него - свойственно ему;
  • уделять внимание проблеме - обращать внимание на проблему - усилить внимание к проблеме;
  • характерно для него - присуще ему;
  • истинная цена человеку - цены на хлеб - стоимость хлеба.

При употреблении этих слов в речи наблюдается подмена управления одного слова управлением другого, близкого по значению. По той же причине частотны ошибки и недочёты при использовании целого ряда слов разных частей речи:

  • бояться матери (разговорное: бояться мать );
  • венец искусства (неверно: венец искусству );
  • достигать семидесяти сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину );
  • то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь );
  • залог успеха (неверно: залог успеху );
  • касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса );
  • избегать опасности (неверно: избегать опасность );
  • колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то );
  • отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату );
  • принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке ).

2. Очень часто говорящий не учитывает, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление:

удивляться его терпению - удивлён его терпением; рассердиться на глупую шутку - рассержен глупой шуткой.

    Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не винительного, как при глаголе, а родительного падежа:

    В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции:

    посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу , служение народу , поставить на службу народу ).

3. В речи частотны ошибки, связанные с подменой управления однокоренных слов.

Обратите внимание на сочетаемость таких слов:

  • верить в победу - уверенность в победе ;
  • заменить старую деталь новой - сменить старую деталь на новую ;
  • платить/заплатить/уплатить за проезд - оплатить проезд ;
  • плата за телефонный разговор - оплата телефонного разговора ;
  • подключиться к разговору - включиться в разговор ;
  • различать друзей и врагов - отличать друзей от врагов ;
  • сверять фотографию с оригиналом - проверять время по телефону.

4. Различия в управлении могут быть связаны с использованием слова в разных конструкциях и в разных значениях.

    Например, слово гарантия в значении «ручательство» выступает в конструкциях: гарантия успеха ; гарантия, что... ; гарантия в том, что... ; в значении «прилагаемый к изделию документ» - в конструкции: гарантия на два года . Ошибкой является подмена одной конструкции другой (неверно: Нет гарантии на то, что это предвыборное обещание будет выполнено ; следует сказать: Нет гарантии того, что это предвыборное обещание будет выполнено ).

    Аналогичные ошибки встречаются при употреблении существительного руководство . Конструкция руководство чем используется, если слово употреблено в значении «направляющая деятельность управления кем-либо, чем-либо», то есть при указании на процесс (руководство действиями забастовщиков; руководство таким большим заводом требует организаторского таланта ). Конструкция руководство чего характерна для тех случаев, когда существительное выступает в значении «руководители; орган, управляющий предприятием, организацией» (руководство отдела приняло решение сократить число сотрудников вдвое ).

    Причастие заинтересованный в значении «связанный практическими интересами, практической выгодой с чем-либо» управляет предложным падежом с предлогом в (Они заинтересованы в сотрудничестве с нашей фирмой ); в значении «проявивший интерес к кому-либо, чему-либо» - творительным падежом (Он заинтересован гораздо больше своей химией , чем женой ).

    Глагол идти (и производные от него) в значении «предназначаться, использоваться, употребляться для какой-либо цели» употребляется в конструкциях: идти на что-либо и идти во что-либо . Первая (Мрамор идёт на отделку зданий ) используется в том случае, когда используемый предмет (в данном случае - мрамор ) не подвергается качественному изменению. Если этот предмет претерпевает качественные изменения, преобразуется во что-либо, то обычно употребляется вторая конструкция (Дерево идёт в переработку ; Металлолом пойдет в переплавку ), хотя может использоваться и конструкция с предлогом на . Если при этом используемое вещество как бы помещается внутрь чего-либо, то употребляется конструкция с предлогом в (Масло идёт в пищу ).

    Глагол ориентироваться в значении «определять/определить по ориентирам своё положение на местности» управляет дательным падежом с предлогом по (ориентироваться по солнцу ). В значении «определять/определить направление своей деятельности, своего поведения» глагол управляет винительным падежом с предлогом на (в своём развитии ориентироваться на Запад ). Использование конструкции с предлогом на в том случае, когда глагол употребляется в первом значении (ср.: Мы шли по лесу, ориентируясь на Большую Медведицу ) допустимо, но менее желательно.

    Глагол сказаться в значении «проявиться, обнаружиться» требует предложного падежа с предлогом в (полученный опыт сказался в его работе ). В этом случае работа воспринимается как процесс. В значении «отразиться на ком-либо, на чём-либо; оказать воздействие на кого-либо, на что-либо» используется конструкция с тем же падежом, но с предлогом на (Отсутствие опыта сказывается на темпах работы ). В этом случае работа воспринимается как результат какого-либо действия.

    Глагол удовлетворять управляет дательным падежом без предлога в значении «быть в соответствии с чем-либо» (ср.: Новая машина удовлетворяет всем требованиям техники безопасности ). В значении «исполнить чьи-либо желания, просьбы, задания» глагол требует винительного падежа без предлога (ср.: Директор удовлетворил все наши требования ).

    Существительное может использоваться в трёх конструкциях в качестве управляемой формы: в адрес, по адресу, на адрес . Все три варианта могут употребляться в значении «кому-либо, на имя кого-либо» ( делегации поступили сотни писем; пиши мне на новый ; пиши мне по новому ). Обратите внимание, что форма является разговорной. В сочетании со словами: говорить, сказать, высказать замечания, бросить реплику, упрек и т.п. используются конструкции и , но первая из них является основной (замечания дирекции завода ). Конструкции с формой относятся к разговорным (ср.: Варвара Ивановна рассердилась и произнесла по моему несколько слов ). Кроме того, в том случае, когда речь идёт о лестных для кого-либо замечаниях, то используется только конструкция (неверно: ; правильно: Хочется сказать добрые слова директора ).

5. На употребление зависимого слова в том или ином падеже оказывает влияние и значение этого слова.

Например, глагол отведать (пробуя, съесть или выпить немного чего-либо) управляет родительным падежом существительного, если оно называет вид пробуемой пищи, её неопределённое количество (отведать котлет ). Винительный падеж зависимого существительного используется тогда, когда подчёркивается определённое количество съеденного, выпитого или часть целого (отведать кусочек пирога, чашечку бульона ). Сочетания типа: отведать блины, отведать квас - будут ошибочными, поскольку в них указан вид пробуемой пищи, а не количество съеденного, выпитого. Подобного рода конструкции допустимы лишь в том случае, если имеется в виду определённый вид блинов, кваса.

    Если слово в одном и том же значении может употребляться в нескольких конструкциях, то в речи частотно их смешение.

    Например, глагол занять в значении «заполнить какое-либо пространство» употребляется в конструкциях: занять участок под зерновые ; занять участок зерновыми . Ошибочными будут предложения типа: Посевные площади, занятые под зерновыми , сократились в губернии в два раза.

6. Достаточно частотны в речи ошибки в использовании предлогов в синонимических конструкциях. Например, предлоги с и из синонимичны при указании на место, откуда направлено действие. Однако между ними есть и различие.

    Предлог с употребляется в том случае, когда действие направлено с поверхности чего-либо:

    спуститься с горы, сойти с лестницы, снять со стола.

    Предлог из используется тогда, когда действие направлено изнутри наружу:

    выйти из комнаты, выбраться из ямы.

    Употребление данных предлогов в сочетании с географическими названиями закреплено традицией. Предлог с используется преимущественно с названием горных областей, рек, островов, но эта тенденция действует не слишком последовательно.

    Обратите внимание на следующие конструкции:

    приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки - приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.

    При указании на иностранное государство используется предлог из . В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа: приехать с Украины - употребляется конструкция: приехать из Украины .

    Подобные различия наблюдаются в использовании предлогов в и на при указании на место, пространство, в пределы которого направлено действие. Предлог в, в отличие от предлога на, обычно указывает на ограниченность пространства.

    Ср.: жить в селе - подчёркивается пребывание в конкретной местности; жизнь на селе имеет свои преимущества - вообще в сельской местности.

    Обратите внимание на неопределённость географической точки в устойчивом выражении: писать на деревню дедушке .

    Следует отметить, что в последнее время предлог на с существительным в предложном падеже достаточно широко используется в сочетаниях типа: поставить вопрос на Думе/на ректорате и т.п. Такого рода конструкции возникают в результате сокращения сочетаний: поставить вопрос на заседании Думы/ректората и т.п.

    В сочетании со словами, называющими транспортные средства, предлог в используется преимущественно тогда, когда надо подчеркнуть нахождение внутри какого-либо транспортного средства или направленность внутрь этого транспортного средства:

    в самолёте было душно, сидеть в лодке, находиться в трамвае.

    Предлог на употребляется в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть вид используемого средства передвижения:

    лететь на самолёте, плыть на лодке, ездить на трамвае.

    Вместе с тем использование предлогов на и в (при указании на место пребывания), как и предлогов из и с , часто зависит только от традиции.

    Обратите внимание на следующие конструкции:

    находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах - находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.

    При указании на иностранное государство употребляется предлог в , поэтому сейчас нормативной становится и конструкция - жить в Украине .

7. Следует отметить, что в настоящее время (особенно в официально-деловом стиле) наблюдается экспансия некоторых предлогов (прежде всего по и о ), которые вытесняют беспредложные конструкции или конструкции с другими предлогами. Далеко не всегда использование предложных конструкций является нормативным. Так, достаточно регулярно в следующих конструкциях со связью управление ошибочно употребляется предлог по :

  • беседа об экономике (неверно: беседа по экономике );
  • расширять возможности исследования (неверно: расширять возможности по исследованию );
  • вопрос об улучшении условий труда (неверно: вопрос по улучшению условий труда );
  • забота об освоении месторождения (неверно: забота по освоению месторождения );
  • закон об охране детства (неверно: закон по охране детства );
  • замечания об организации работы (неверно: замечания по организации работы );
  • затраты на ремонт (неверно: затраты по ремонту );
  • инициатива в созыве конференции (неверно: инициатива по созыву конференции );
  • инициатива устроить вечер (неверно: инициатива по устройству вечера );
  • обучение гражданской обороне (неверно: обучение по гражданской обороне );
  • отчитаться в использовании/об использовании средств (неверно: отчитаться по использованию средств );
  • весной разъехаться (конструкция: по весне разъехаться - характерна прежде всего для диалектной речи, поэтому не является литературной);
  • надои составляют 10 килограммов от коровы (неверно: надои составляют по 10 килограммов молока... );
  • справка о зарплате (неверно: справка по зарплате );
  • факультет гуманитарных наук (неверно: факультет по гуманитарным наукам ).

Обратите внимание на следующие конструкции (в них достаточно часто неправомерно используется предлог о ):

8. Достаточно часто в речи встречаются ошибки, связанные с использованием определённого падежа с тем или иным предлогом.

Так, предлог ввиду требует родительного падежа (ввиду задержки ), благодаря, согласно, вопреки - дательного падежа (благодаря хорошей погоде, согласно приказу, вопреки распоряжению ; недопустимо: благодаря хорошей погоды, согласно приказа, вопреки распоряжения ).

9. Возможны недочёты в использовании некоторых предлогов, ограниченных определённым типом выражаемых отношений.

    Например, предлог благодаря , как и предлог из-за , указывает на причину действия, но если последний не ограничен в выборе ситуации, то первый - благодаря - используется только в том случае, если результат действия благоприятен.

    Так, неудачным является высказывание: Благодаря плохой погоде, он промочил ноги и заболел , поскольку результатом плохой погоды стало ухудшение самочувствия субъекта - болезнь.

    Аналогичные недочёты наблюдаются при использовании предлогов вместе с и наряду с . Первый из них выражает идею совместности действия двух или нескольких лиц, указывает на соединенность предметов, явлений:

    Андрей работал вместе с матерью; Запах травы проникал в комнату вместе с голосами птиц.

    Предлог наряду с имеет значение «помимо», то есть выражает не идею совместности, а идею присоединения:

    Жители микрорайона наряду с трамваем пользуются и другими видами транспорта.

10. При построении предложения необходимо учитывать смысловые связи членов словосочетаний, входящих в это предложение. В частности, распространённой ошибкой является пропуск необходимого зависимого члена словосочетания.

Например, ошибочным является пропуск существительного машиниста в предложении: Я хочу стать помощником тепловоза. Нормативной будет конструкция: Я хочу стать помощником машиниста тепловоза.

Обратите внимание на конструкции, в которых достаточно регулярно опускается необходимый зависимый член словосочетания:

  • беседа на тему морали, по теме «Человек и природа» (недопустимо: беседа по морали );
  • более чем ста студентам, более чем на сто рублей, более чем о ста студентах, более ста студентов (недопустимо: более ста студентам, более на сто рублей, более о ста студентах );
  • в свете сказанного важное место отводится... (недопустимо: в этом свете важное место отводится... );
  • оставляет желать лучшего (недопустимо: желает лучшего );
  • рейд по проверке качества торговли (не рекомендуется: рейд по качеству );
  • спросить с мастера за невыполнение плана (не рекомендуется: спросить за невыполнение; спросить с мастера );
  • за нашей командой с отрывом в два очка следует команда «Динамо» (недопустимо: с отрывом следует команда «Динамо» ).

    Очень распространённым в речи стало сокращение конструкций с глаголами учиться , выучиться при указании на приобретение определённых профессиональных навыков и умений:

    Он хотел учиться музыке; Я предложил ему учиться шахматам; Надо учиться шитью/рисованию.

    В просторечии при данных глаголах употребляются существительные (наименования профессий) в винительном падеже с предлогом на : выучиться, учиться на артиллериста/на артиста/на учителя и т.д. В литературном языке их не рекомендуется использовать.

    Регулярно в живой речи наблюдается сокращение словосочетаний типа: результаты выращивания сои/по выращиванию сои; опыты разведения лимонов/по разведению лимонов; итоги сдачи овощей/по сдаче овощей; план добычи рыбы и замена их нежелательными в литературном языке сочетаниями: результаты по сое, итоги по овощам, опыты по лимонам; план по рыбе.

    Достаточно часто в живой речи наблюдается употребление лишнего зависимого компонента сочетания.

    Например, глагол переживать не требует зависимого компонента, но под влиянием близких по значению глаголов волноваться, тревожиться в речи фиксируются нежелательные в литературном языке конструкции типа: Мы очень переживали за отца .

11. Весьма распространённым речевым недостатком является так называемое «нанизывание падежей», то есть расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей: дом племянника жены кучера.

    Такие конструкции характерны прежде всего для научного и официально-делового стиля.

    Ср.: измерение колебаний электронного спектра гемоглобина человека.

    Далеко не всегда в этих стилях можно полностью устранить такого типа конструкции, но стремиться к этому надо, поскольку «нанизывание падежей» делает текст очень громоздким.

    В то же время многие считают, что именно такие конструкции придают речи значительность, официальность или наукообразность.

    Ср.: объявление в троллейбусах, автобусах: Во избежание падения при экстренном торможении просьба держаться за поручни.

    Чтобы избежать цепочки зависимых падежных форм, необходимо убрать малоинформативные слова и заменить отглагольное существительное глаголом в составе однородных сказуемых, придаточных предложений и т.п.

    Ср.: Чтобы не упасть, держитесь за поручни.

18:29

Руский яз.

Помогите пожалуйста сделать эти задания.Очень надо.До Пн.


2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».
3. Рукоприкладство было совершено портфелем.
4. В холодильнике буфета обнаружена баранья голова, принадлежащая буфет¬чице Маминой.
5. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены легкие телес¬ные повреждения.
6. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.
7. Салайонов ударов не наносил, ногами не пинал.
8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломлен¬ным черепом на голове.
9. Козел гражданки Динер травмировал брюки истца.
10. К Воронкову подошли двое лиц с неизвестными лицами.

Поясы - пояса, пропуски - пропуска, соболи - соболя, сыны - сыновья, цве¬ты - цвета, образы - образа, лагери - лагеря, учители - учителя.

1. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
2. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?
3. Уделите внимание на здоровье.
4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
5. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. s_

7. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.


2008-09-20 в 18:57

Самый опасный хищник в мире

Выделю ошибки. Попытайся их исправить и объяснить, в чем они заключались

Задание 8. Найдите ошибки, квалифицируйте их.
1. Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору.
2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».
3. Рукоприкладство было совершено портфелем .
4. В холодильнике буфета обнаружена баранья голова , принадлежащая буфет¬чице Маминой.
5. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены легкие телес¬ные повреждения.
6. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.
7. Салайонов ударов не наносил, ногами не пинал .
8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломлен¬ным черепом на голове .
9. Козел гражданки Динер травмировал брюки истца.
10. К Воронкову подошли двое лиц с неизвестными лицами .
Задание 12. Установите различия в каждой паре.
какие твои варианты?
Задание 17. Квалифицируйте ошибки. Исправьте их.
1. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
2. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду ?
3. Уделите внимание на здоровье.
4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
5. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. s_
6. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
7. Запахи многих опасностей, рождаясь , животные уже знают.


2008-09-20 в 22:32

12.Я думаю так:








2008-09-20 в 22:32

12.Я думаю так:
пояса (части одежды) - поясы (географические)
пропуска (документы) - пропуски (недосмотры)
соболя (меха) - соболи (животные)
сыновья (у родителей) - сыны (родины)
цвета (окраска) - цветы (растения)
образа (иконы) - образы (художественно-литературные)
лагеря (военные, туристские) - лагери (общественно-политические группировки)
учителя (преподаватели) - учители (идейные руководители)


2008-09-20 в 22:39

Задание 17. ПрОверьте.И как их объяснить?
1. Согласно полицейскому протоколу водитель был оштрафован.
2. Как складывалась ваша жизнь в первый год приезда?
3. Уделите внимание здоровью.
4. Абитуриент, желающий учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
5. Как приятно знать, что, приходя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
6. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
7. рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей,
(если честно я запустался)


2008-09-20 в 22:42

в 8 зад.я тоже не разобрался(


2008-09-20 в 23:45

Самый опасный хищник в мире

batka пояса (части одежды) - поясы (географические)
пропуска (документы) - пропуски (недосмотры)
соболя (меха) - соболи (животные)
сыновья (у родителей) - сыны (родины)
цвета (окраска) - цветы (растения)
образа (иконы) - образы (художественно-литературные)
лагеря (военные, туристские) - лагери (общественно-политические группировки)
учителя (преподаватели) - учители (идейные руководители)

вроде бы всё верно, молодец!

1. Согласно полицейскому протоколу водитель был оштрафован.
верно

2. Как складывалась ваша жизнь в первый год приезда?
наверное, лучше так:
Как складывалась ваша жизнь в первый год после приезда?

3. Уделите внимание здоровью.
верно

4. Абитуриент , желающий учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
предложение не согласовано, в частности, выделенные его члены
попробуй ещё раз

5. Как приятно знать, что, приходя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
не совсем... в этом предложении тоже проблема с согласованием
получается, что это не ты приходишь, а котёнок приходит
Давай я помогу:
Как приятно знать, что, придя домой после школы, я буду встречен радостным мяуканьем котёнка.

6. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
нет... смотри, тут опять получается, что это дождь шёл по тропинке
деепричастный оборот "идя по мокрой тропинке" относится к подлежащему, а в данном предложении им является дождь. Нужно подлежащим поставить того, кто шёл по мокрой тропинке. Попытайся.

7. рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей,
а тут всё верно)

пробуй восьмое задание, ничего, что будут ошибки, главное, чтобы ты их осознал потом
Для примера сделаю это предложение:
5. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.
почувствуй смысл: получается, что повреждения были причинены при освидетельствовании... бред же, правда?
Нужно вот так:
В результате освидетельствования было установлено, что гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.


2008-09-21 в 10:14

17.:

6. Я шел по мокрой тропинке, а дождь еще не прекращался.


2008-09-21 в 10:24

1. Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору.
2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».(?)
3. Рукоприкладство было совершено с помощью портфеля.
4. В холодильнике буфета,принадлежащей буфетчице Маминой была обнаружена баранья голова, .

6. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.(?)

8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленной головой.
9. Козел гражданки Динер травмировал брюки истца.(не разобрался)


2008-09-21 в 15:21

Самый опасный хищник в мире

batka
17.:
4. Абитуриенту, желающему учиться в этом институте, необходимо будет знать и английский язык.
6. Я шел по мокрой тропинке, а дождь еще не прекращался.

вот теперь верно, молодец!

1. Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору
смотри: по смыслу получается, что нужно расследовать письмо... как-то странно... наверное, нужно расследовать вопрос, изложенный в письме

2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».(?)
скажи: разве половина может быть большей или меньшей?


Шершаво, но в принципе верно

4. В холодильнике буфета, принадлежащей буфетчице Маминой была обнаружена баранья голова, .
так что принадлежит буфетчице: холодильник или буфет?)
соответственно, от нужного слова и задавай вопрос


ага

6. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.(?)
В этом предложении слово "чревато" неуместно, так как оно предполагает опасность...
попробуй перестроить предложение без этого слова

7. Салайонов не наносил ударов ногами.
я бы просто убрал вторую чсть, так как её смысл полностью содержится первой части:
Салайонов не наносил ударов

8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленной головой
ага... или с проломленным черепом (лучше так)

9. Козел гражданки Динер травмировал брюки истца.(не разобрался)
В этом предложении не согласовано словосочетание "травмировал брюки"... так не говорят
Попробуй заменить слово "травмировал" на такое, которое бы подошло к слову брюки...

10.Двое неизвестных лиц подошли к Воронкову.
да
причём, слово "лиц" можно опустить, а можно не опускать... если не опускать, будет официально


2008-09-21 в 15:36

1. Расследуйте вопрос, изложенный в анонимном письмо,и о результатах сообщите автору
2.Половина всей игры проходила у ворот команды «Заря».
3. Рукоприкладство было совершено с помощью портфеля
4. В холодильнике была обнаружена баранья голова,принадлежащей буфетчице Маминой.
5. В результате освидетельствования было установлено, что гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.
6. Поведение Салишина постоянно приводило к хорошим последствиям.
7. Салайонов не наносил ударов ногами.


10.Двое неизвестных лиц подошли к Воронкову.


2008-09-21 в 16:50

Если найдется время проверьте текст на орфо и пунктуационные нормы.
Я разыскиваю книгу, которая называется «Национальные образы мира». Ее написал ни кто иной, как известный культуролог Георгий Гачев. Предыстория этой книги такова еще 40 лет назад Гачев стал изучать менталитет этносов населяющих Северную Евразию.
Небезынтересно было бы прочитать и книгу «Управление финансами», в которой автор предлагает предпринимателям во избежание банкротства предприятия сократить продолжительность коммерческого цикла, наладить работу дилерской сети и вообще искать выход из кризиса за счет ресурсов производства. Кажется, она вышла в издательстве «Просвещение»
Писатель А.Битов говорит: «Слово карьера раньше считалось неприличным. Я имею в виду, что слова карьера, частник, диссидент имели «отрицательный» оттенок. Сейчас все изменилось, но для меня слово карьера по-прежнему имеет тоже значение, я отношусь к нему, так же как и раньше».


2008-09-21 в 17:53

Самый опасный хищник в мире

batka
1. Расследуйте вопрос, изложенный в анонимном письмо,и о результатах сообщите автору
верно

2.Половина всей игры проходила у ворот команды «Заря».
Синтаксически верно, но я думаю, что имелся в виду смысл "Большая часть игры..."

3. Рукоприкладство было совершено с помощью портфеля
я сам долго омневался, но всё же UsUal gUy меня поправил:
рукоприкладство не может быть совершено предметом, поэтому мы либо про портфель забыавем, либо заменяем рукоприкладство словом "удар":
Удар был нанесён портфелем.

4. В холодильнике была обнаружена баранья голова,принадлежащей буфетчице Маминой.
так ты ничего не исправил: определись, что принадлежит буфетчице (я думаю, что всё-таки буфет)

5. В результате освидетельствования было установлено, что гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.
верно

7. Салайонов не наносил ударов ногами
сойдёт

8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленным черепом
9. Козел гражданки Динер испортил брюки истца.
10.Двое неизвестных лиц подошли к Воронкову
нормально


4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.

5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?

Правильный ответ.

Приехав из Москвы… …от самых истоков…. …из всех районов города. Согласно полицейскому протоколу… …в первый год по приезде.

Задание. Исправьте ошибки, связанные с управлением .

1.Уделите внимание на здоровье.

2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо при­роде.

3. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику "Мир глазами путешественника".

4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.

Правильный ответ.

1.Уделить внимание здоровью.

2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы.

4. Абитуриенту, желающему…

4 группа. Синтаксические нормы - 2. На высшем языковом уровне – синтаксическом при построении предложения допускается много речевых ошибок. (см. таблицу)

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами).

Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом

Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть. (Свалившись с размаху в озеро, я ощутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП

Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.

(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).

Смешение прямой и косвенной речи

Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением. (Петя сказал, что он не согласен с моим мнением).

Нарушение границ предложения.

Была уже ночь. Когда я вернулся домой. (Была уже ночь, когда я вернулся домой).

Задание. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепри­частия и деепричастного оборота. Исправьте предло­жения.

1. Как приятно осознавать, что, придя домой после шко­лы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что сам был шахтером.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не пре­кращался.

6. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.

9. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.

Правильный ответ.

Придя домой после школы, приятно осознавать, что котенок встретит меня радостным мяуканьем. Прочитав о боях, я сразу представил всю эту картину. После прочтения этого рассказа, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером. Через год, когда он стал слепым и глухим, его привели к царю. Дождь не прекращался, и я шел по мокрой тропинке. Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей. Я считаю, что, учитывая наши традиции, проблемы настоящего периода, идущие реформы, нам надо вводить президентство.

Осуществляется проверка с помощью учеников-консультантов, которые в работе участия не принимали, а получили сразу и , правильный ответ.

8. Лексическое лото.

Многие слова кажутся непонятными. Постарайтесь объяснить их значение.

Подберите к каждому слову, напечатанному на листе, из набора распечаток.

А) разговорной речи (в т. ч. экспрессивно-окрашенные элементы этой речи), не совпадающий с нормой литературного языка;

Б) пропуск, пробел, недостающее место в тексте; вообще пропуск, пробел в чем-нибудь;

3. Историзмы

В) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т. д.;

4. Архаизмы

Г) слова, вышедшие из употребления связи с исчезновением реалий, которые они обозначали.

Д) слова, вышедшие из употребления, но имеющие синонимы в современном русском языке.

Ответ: 1в 2а 3г 4д 5б

9.Отчет консультантов о работе групп.

10. Слово мастера. Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе, помнить о том, что есть этические нормы. Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.

11. Работа с поэтическими текстами. Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока.

Анатолий Лысов

Дикарь

Я видел нынче дикаря

И говорил с ним даже,

Но, откровенно говоря,

О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, –

Зато как речь цветиста:

Что шаг, то мат слетает с уст

Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица

И не дикарь он вовсе:

Не носит он в носу кольца

Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад

Стать мастером особым,

Чтоб сделать трёхэтажный мат

Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать

Словами можно тоже:

Он по одёжке, так сказать,

На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,

Обходят стороною,

Как будто речь на площадях

Должна стать площадною.

Но передать его язык

Поэт не правомочен:

В таком бы случае мой стих

Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,

Пресечь их брань вначале –

Пресечь, покуда дикари

Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт

Опять про мат и матик,

Про речь, которую ведёт

Подобный “мате-матик”.

2 группа .

Э. Асадов

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли подхватили

И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

3 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

С. Скворцов

“Слова”

Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава –

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой, с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слёзы, –

Горькие слова, слова – полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!

4 группа . Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока

Р. Гамзатов

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нём?»

Спросил я у товарища другого.

«я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нём плохого?»

12. Социализация. Группу № 4 слушать последней.

Дополнение при этих глаголах, поставленное в винительный падеж, приобретает добавочное значение конкретности, определенности. Сравните: Ждать трамвая (любого) - ждать трамвай (определенный). 4.ПОРЯДОК СЛОВ В русском языке порядок слов свободный. Он может быть прямым и обратным – в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении. Вечерняя заря в пучине догорала, Над мрачной Эльбою носилась тишина. (А. С. Пушкин). В этом сложном предложении первое с прямым порядком слов, второе – с обратным. Мы можем переставить и второстепенные члены на другие места: заря вечерняя, догорала в пучине. Но такое варьирование не может продолжаться до бесконечности, так как второстепенные члены предложения обычно ставятся рядом с теми словами, от которых они зависят по смыслу или грамматически. Это же относится и к служебным словам. И если мы не будем следовать норме, то в нашей речи появятся такие предложения: В школе открылась выставка работ родителей и детей из природного материала. Получается, что дети – из природного материала. Стальная стрела, подвластная воле "хозяина", наклоняется то вперед, то плавно движется в сторону, то легко и стремительно поднимается вверх. А здесь неправильно расставлены союзы перед однородными членами предложения. Первый из них необходимо поставить перед глаголом наклоняется. А затем он незаметно вошел в узкую дверь и по еще узкой винтовой лестнице поднялся на второй этаж. Чтобы восстановить смысл данного предложения, нужно наречие еще поставить перед предлогом по, так как здесь речь идет о продолжении действия: вошел, поднялся - а не о характеристике лестницы. 5.ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ В КОСВЕННУЮ. Нередко прямая речь в передаче третьего лица преобразуется в косвенную. При этом не следует забывать, что в подобном случае меняется форма местоимений. Игорь спросил, кто поедет со мной на турбазу. Надо: Игорь спросил, кто поедет с ним на турбазу. 6.УПОТРЕБЛЕНИЕ ОБОСОБЛЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ. Наибольшее количество ошибок появляется при употреблении деепричастных оборотов. Выйдя в море, уже рассвело. Главный член безличного предложения не указывает на действующее лицо, поэтому нельзя включать в состав безличного предложения деепричастный оборот. 7."НАНИЗЫВАНИЕ" ПАДЕЖЕЙ Неуместное повторение одной и той же падежной формы - довольно частая ошибка и в устной, и в письменной речи. Например: Идентификация процессов изменения значений параметров системы. К. Чуковский высмеял один пример из учебника по русской литературе: «Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы». 8.«НАНИЗЫВАНИЕ» ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДИНАКОВЫМИ СОЮЗАМИ. Не менее частая и грубая ошибка – повторение в одном сложном предложении нескольких придаточных предложений с одинаковыми союзами: Я мечтаю, чтобы мы поехали в лес, чтобы там были белые грибы, чтобы мы их собирали. Правильно было бы сказать, к примеру: Я мечтаю поехать в лес, где были бы белые грибы, которые бы мы собирали. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. За д а н и е 1 . Выберите нужную форму. Объясните свой выбор. 1.По приблизительным расчетам сегодня церковь (посещают посещает) около трети жителей России. 2.Большинство произведений Платонова (заканчиваются, заканчивается) трагически. 3. В течение трех последних лет руководство Центрального парка неоднократно (обращались, обращалось) с этой просьбой в администрацию города. 4.Ровно в десять часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов. 5.В нынешнем году в столице (открылось, открылись) 10 новых школ. Три школы (закрыто, закрыты) и три (переименованы, переименовано). 6.Для них несколько столичных фабрик (шьют, шьет) костюмы. 7.В майские дни прошлых лет пресса, в том числе и автор этих строк всегда (писали, писала) о победе над Германией, (вспоминала, вспоминали) героев давних лет. З а д а н и е 2. Поставьте сказуемое в нужной форме. Укажите возможные варианты. 1.В соревновании участвовал… тридцать один спортсмен. 2.Две скамейки стоял… у стены. 3.Большинство произведений поэта посвящен... теме любви. 4.Не то дождь, не то град выпад... завтра. 5.Любопытство, а не жажда познания взял... верх. З а д а н и е 3. Исправьте предложения, изменив в них порядок слов. 1.Вы не видели вчера Маргариту разве? 2.Новый дали посмотреть журнал мне. 3.Он очень хорошо отвечал на уроке снова. 4.Очень уж тихо читает он. 5.По поводу поездки на турбазу собрание проводили мы. З а д а н и е 4. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Исправьте и другие речевые ошибки. 1.Теперь вновь вернемся к обозначению печали Лермонтовым в романе. 2.Студенческий совет по очереди заслушал отчеты всех старост. 3.Не только надо относиться друг к другу с добротой. Также надо относиться и к природе. 4.В самом начале стихотворения мне понравилось, как Тютчев описывал раннее утро, прохладное и росистое. 5.Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии. 6.Времена прошли те давным уж давно, а мы хорошо помним их. 7.Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию. 8.Ищет модель для стрижки ученик парикмахера в Уссурийске. 9.Праздничное настроение создает весеннее убранство дома. З а д а н и е 5. Выберите нужную форму, объясните свой выбор. 1.Три (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город. 2.За два (последние, последних) месяца в городе побывали многие артисты. 3.Поступили в продажу две (новых, новые) модели автомобиля. 4.(Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену. 5.Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнований. З а д а н и е 6. Выберите нужную форму сказуемого и объясните свой выбор. 1. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию. 2. Плащ-палатка (был, была) уж (сложен, сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак. 3."Известия" уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 4.Озеро Хасан (расположен, расположено) недалеко от границы. 5.Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 6.Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу. Задание 7. Поставьте топонимы в нужном падеже. 1.В городе (Находка), из города (Владивосток), к станции (Тигровое), в деревне (Новая Москва). 2.У реки (Амба), к реке (Эльдуга), на озере (Ханка), от озера (Лотос), над (Лебединое) озером. 3.На улице (Герои Хасана), с улицы (Петровка), к планете (Венера), в республике (Бурятия), над горой (Пидан). Задание 8. Прочтите статью о предлоге по. Составьте разные контексты, в которых бы реализовались все значения этого предлога. Этот многозначный первообразный предлог выступает в конструкциях с дательным, винительным и предложным падежом существительного или местоимения: допустить ошибку по небрежности (дательный); пойти по ягоды (винительный); понять по зрелом размышлении (предложный). В соответствии с традиционной нормой существительные и местоимения, зависящие от глаголов со значением печального или скорбного чувства (вздыхать, горевать, грустить, плакать, скучать, тосковать и др.), в сочетании с предлогом по принимали форму предложного падежа: "Обыкновенно в девятом часу утра он уходил на службу и уже в десятом начинал тосковать по Мане и по своем новом доме" (Чехов). На протяжении текущего столетия норма управления изменилась – в конструкциях рассматриваемого типа стал употребляться дательный падеж: "Вскоре Алеша не на шутку начал тосковать по нему" (Соболев). Эту норму можно считать в современном русском литературном языке установившейся и стабильной. Следовательно, правильными и стилистически нейтральными будут сочетания: скучать по другу, тосковать по детям, горевать по нему. Сочетания типа по возвращении из отпуска – по возвращению из отпуска имеют временное значение "после чего-либо": по возвращении из отпуска – "после возвращения из отпуска". Здесь может быть представлен лишь ограниченный круг существительных: по возвращении, по выяснении, по достижении, по истечении, по окончании, по предъявлении, по прибытии, по приезде, по прошествии, по размышлении и некоторые другие. Сочетания наподобие по докладе (т. е. после доклада), по занятии, по выступлении и под. в современном русском языке маловероятны. В соответствии с нормой в подобных сочетаниях, которые встречаются преимущественно в книжной (деловой, научной, газетной) речи, существительные при предлоге по должны употребляться в предложном падеже: по предъявлении документа, по завершении работы. Многие обороты по существу становятся устойчивыми словосочетаниями (ср.: по зрелом размышлении, по истечении срока), а во фразеологических оборотах слова, как правило, сохраняют свою традиционную форму. В сочетаниях типа по пять книг – по пяти книг, имеющих распределительное, или дистрибутивное, значение (можно поставить вопрос по скольку?), числительные традиционно употреблялись в винительном и дательном падежах. В современном русском литературном языке окончательно утвердился винительный: раздать по пять книг, сделать по пятнадцать шагов. Варианты с дательным (получить по десяти рублей) могут быть квалифицированы не просто как менее употребительные, но и как устаревающие грамматические формы. Иная форма существует для таких слов, как сколько и несколько, а также слов столько, много, немного. Они традиционно употребляются в дательном падеже: по нет скольку месяцев быть в командировках, по стольку лет не видеться. Сочетания с винительным падежом (по несколько человек) допускаются – в качестве сниженного варианта – только в разговорной речи. Задание 9. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужный падеж, объясните выбор падежа. 1.В каждой группе осталось по (несколько) детей. 2.По (окончание) лекции все собрались уходить. 3.По (прибытие) на конференцию необходимо срочно оформить документы. 4.Хорошей погоды порой ждали по (много) дней. Раскройте скобки. Поставьте существительные в нужном падеже. 5.Встречались часто, по (настроение). Задание 10. Раскройте скобки. Поставьте существительные в нужном падеже. 1. Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание). 2.Благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение). 3. Вопреки (просьба, предположение, уговор, усилие). Задание 11. Вставьте пропущенные окончания. Дайте семантико-стилистическую характеристику данных конструкций. 1.Нельзя не признать эт... роман... 2.Я не ожидал тв... критик… 3.Я давно не получал тако... удовольстви… 4.Я еще не посмотрел эт... кинокартин… 5.Мы не ожидали от встречи так... разочарован… Задание 12. Употребите следующие словосочетания в соответствующих контекстах. 1.Забыть спектакль- забыть о спектакле. 2.Знать историю - знать об истории. 3.Объявить перерыв- объявить о перерыве. 4.Заявить протест - заявить о протесте. 5. Объявить забастовку - объявить о забастовке. Задание 13. Употребите следующие словосочетания в предложениях. Объясните их семантико-стилистическую окрашенность. 1.Ждем трамвай - ждем трамвая. 2.Требует книги - требует книг. 3.Ищут работу - ищут работы. 4.Просит участие - просит участия. Задание 14. Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падеже с предлогом или без предлога. Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (школа, факультет, университет), потребность (знание), платить (проезд), удивляться (результаты), контроль (выполнение), сообщить (приезд). Задание 15. Составьте словосочетания, поставив заключенные в скобки слова в нужном падеже. Встретиться (девушка), мечта (карьера), преклонение (талант), долг (родители), выплатить (кредит),: восхищаться (красота). Задание 16. Выберите нужный падеж, объясните свой выбор. 1.Не разбей (окно)! 2.Он не смог перенести (переживания). 3.Мы не виделись всего месяц, но уже соскучились по (он). 4.По (мы) можно проверять часы - всегда приходим вовремя. 5. Я желаю (встреча) с этим человеком. Задание 17. Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором предлога, исправьте предложения. 1.Приехав с Арсеньева, он расположился у родственников в центре города. 2.На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города. 3.Обеспокоенность работников цеха за состояние оборудования. 4.Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован. 5.Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду? 6. Торжественный вечер о Дне Победы уже начался. Задание 18. Исправьте ошибки, связанные с управлением. 1.Уделите внимание на здоровье. 2.Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе. 3.Заведующий курсов встретил нас приветливо. 4.Многие телезрители уделяют огромное внимание на передачу «Окно в природу». 5.Для абитуриента, желающего учиться в этом вузе, надо будет хорошо знать русский язык. Задание 19. Найдите и исправьте ошибки, связанные с согласованием, управлением, порядком слов. 1.В этих условиях к результатам труда люди не проявляют заинтересованности. 2.Обеспокоенность работников цеха за состояние оборудования. 3.С 2 по 15 февраля будет работать горячая линия центризбиркома по вопросам, касающихся выборов. 4.Бунин считал "Темные аллеи" своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл. 5. Многое не видят различия повести от романа.

Лингвистическая «лихорадка».

Участвующие получают варианты всех заданий, правильность выполнения которых выявляется путём самопроверки. После прохождения каждого из четырёх этапов учащиеся, допустившие ошибки, выбывают из гонки, но при этом они имеют возможность работать самостоятельно над оставшимися заданиями. Таким образом, после выполнения всех заданий выявляется победитель.

Первый этап.
I. Исправьте ошибки, связанные с управлением.
1.Уделите внимание на здоровье.
2.Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.
3.Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику
"Мир глазами путешественника".
4.Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет
знать и английский язык.
Правильный ответ.
1.Уделить внимание здоровью.
2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы.
3. ...внимание рубрике...
4. Абитуриенту, желающему...

II. "Узнайте" фразеологизмы по описанию.
1) Выражает призыв обращать внимание на самое главное. Имеет ироническую окраску. Источник - сборник "Плоды Раздумья. Мысли и афоризмы" Кузьмы Пруткова.
2) Обозначает разоблачение мнимого авторитета. Источник - сказка Г.Х. Андерсена.
3) Характеризует независимого, своевольного человека, не подчиняющегося ничьей регламентации. Источник - сказка Киплинга.
4) Имеет значение "потерять приобретённое вследствие излишних притязаний". Источник - сказка Пушкина.
5)Шутливо характеризует легко, просто решаемый вопрос, над которым долго мудрят. Источник - сюжет басни И.А.Крылова.
1) Зри в корень.
2) А король-то голый.
3) Кот, который гуляет сам по себе.
4) У разбитого корыта.
5) А ларчик просто открывался.

III. Орфоэпическая разминка (прочитать текст и самостоятельно расставить ударение в подчёркнутых словах).
Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта тащовщица была красивее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоём, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.
Правильный ответ.
Вечер начался". Жалюзи" были опущены, свет включё"н. На столах уже стояли то"рты и отку"поренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегда"таи клуба, которые по сре"дам проводили здесь свой досу"г: джентльме"ны в щегольски"х костюмах, дамы в декольти"рованных платьях, украшенных ша"рфами и ба"нтами. Безу"держный смех то и дело наполнял зал, один только грустный ба"рмен у стойки рассеяно переставлял ополо"снутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой туни"ке из атла"са, с крупными и"рисами в руках, эта тащо"вщица была краси"вее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закру"жатся вдвоём, но девушка, избало"ванная мужским вниманием, даже ме"льком не взглянула на него.
Второй этап.
IV. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Астрахан..кая сельдь, бли..кое расстояние, бога¬тыр..кое здоровье, ве..кие доводы, вя..кая почва, га¬ван..кий люд, дер..кий ответ, звер..кое обращение, кавка..кие языки, Казан..кий университет, кирги..кие сте¬пи, кон..кая упряжь, матро..кий костюм, ни..кий уровень, ноябр..кие дожди, Рейм..кий собор, ре..кий тон, сентябр..кий день, сибир..кие морозы, сколь..кий путь, у..кая полоса, францу..кий язык, черке..кая шап¬ка, январ..кая стужа.

V. Вставьте Н или НН в прилагательные.
Багря..ый закат, бесчисле..ое множество, глиня..ая посуда, дискуссио..ый вопрос, дли..ая очередь, дро¬вя..ой склад, журавли..ое гнездо, зеле..ая лавка, зем¬ля..ой пол, каме..ый дом, карма..ые часы, карти..ая га¬лерея, клюкве..ое варенье, кожа..ая куртка, кон..ый плуг, лед..ой покров, моното..ые звуки, недюжи.,ые спо¬собности, оловя..ые солдатики, осе..яя погода, песча..ая отмель, племе..ой скот, подли..ое искусство, полотня..ое бельё, румя..ые щёки, сви.,ая туша, серебря..ая ложка, соломе..ая подстилка, тума..ое утро, урага..ый ветер, це..ое изобретение, чугу..ая ограда, ю..ые натуралисты.

VI. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется.
A) Довольные пассажиры примолкнув любовались солнечным днём.
По мостовой взметая пыль шёл грузовой автомобиль.
C) Пройдя несколько шагов казаки свернули с канавы.
D) Лодка помчалась бесшумно и легко вертясь среди судов.
E) Она Галия вошла в зал не постучавшись.

Третий этап.
VII. Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором предлога, исправьте предложения.
1. Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре города.
2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.
3. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.
4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?
Правильный ответ.
1. Приехав из Москвы...
2. ...от самых истоков....
3. ...из всех районов города.
4. Согласно полицейскому протоколу...
5. ...в первый год по приезде.

VIII. Произведите разбор слов по составу.

Налицо, наполовину, подливка, подушка, неожиданный, всемирный, вразбивку, повсюду, темнота.

Налиц/о, на/пол/овин/у, под/ли/в/к/а, подушк/а, не/о/жид/а/нн/ый, вс/е/мир/н/ый, в/раз/би/вк/у, по/вс/юду, тем/н/от/а.

IX. На Корсике, на Крите, на Яве… Тем не менее, говоря о событиях, происходящих на одном из следующих островов, надо употребить предлог В, а не НА. На каком?
A) Сахалин.
Исландия.
C) Кипр.
D) Куба.
E) Мадагаскар.

Четвёртый этап.
X. Отслуживший срок изделия из бумаги и картона называются…
A) мокулатура.
мукулотура.
C) макулатура.
D) макулотура.
E) мукулатура.

XI. Вот несколько существительных: местоимение, предлог, наречие, союз, частица. Сколько из них являются не только названиями частей речи?
A) Одно.
Два.
C) Три.
D) Четыре.
E) Пять.

XII. каком из этих слов буква Д лишняя?
A) Коттедж.
Бридж.
C) Кортедж.
D) Имидж.
E) Картридж.

XIII. Как должна выглядеть эта фраза из старинного романа?
A) Хозяйка потчевала гостя разными явствами.
Хозяйка поччевала гостя разными явствами.
C) Хозяйка подчевала гостя разными яствами.
D) Хозяйка потчевала гостя разными яствами.
E) Хозяйка почивала гостя разными яствами.

Рефлексия.
(Как вариант в заключение предлагается написать своё впечатление о проведённом мероприятии, считая отправной точкой эпиграф урока.)